ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1843
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1 12
ствами меняются выгоды и издержки, проистекающие из поступков человека, но не сам человек, который продолжает сравнивать их между собой и действовать в соот- ветствии с собственной выгодой.
1.3. В защиту экономики
К сожалению, экономистам приходится частенько выслушивать то, что их наука представляет людей жадными и эгоистичными и поэтому не подходит для описания сложной действительности, полной альтруистических порывов. С самого начала хотелось бы опровергнуть наиболее распространённые заблуждения отно- сительно предмета, который мы начинаем с вами изучать.
1.
Преследование собственной выгоды не означает эгоизм
. Рациональные экономические агенты преследуют собственную выгоду и принимают решения на основании сравнения следующих из них выгод и издержек. Однако, выгоды и издержки экономисты трактуют максимально широко. В зависимости от че- ловека среди выгод, которые он рассчитывает извлечь может оказаться как лич- ное обогащение, так и счастье всего человечества, а зачастую и то и другое вме- сте. Также внутренний дискомфорт от нарушения моральных норм должен быть учтен в издержках. Человек, отдающий ближнему последнюю рубаху, безуслов- но, делает это потому, что его моральное удовлетворение от этого действия пере- вешивает его неудобства.
2.
Потребление не значит ожирение
. Увеличение размера производимого обще- ством продукта, или, как мы будем его называть в учебнике, экономического пирога, вовсе не подразумевает, что люди должны будут потонуть во все увеличивающимся количестве материальных благ. Возрастающая доля производимого обществом про- дукта – это нематериальные блага. Мы «потребляем» музыку, искусство, науку, фило- софию и даже религию, также как и прочие блага, созданные руками человека. Что выберете именно вы, зависит от ваших предпочтений. Рост вашего потребления обра- зования поможет вам лучше оценить нематериальную часть экономического пирога.
3. нет вещей, стоимость которых нельзя измерить, причем денежные еди- ницы являются универсальным измерителем, а не конечной целью
Наверняка вам не раз приходилось слышать утверждение, что жизнь бесценна.
Однако частенько мы с вами рискуем этим сокровищем. Покупая более дешевые, но менее качественные продукты, выбирая не самые надежные, но доступные
13
Введение, или глава, которую обычно никто не читает транспортные средства, проживая в загазованном центре города рядом с рабо- той или просто переходя дорогу на красный свет, потому что не хотим ждать зе- леного сигнала светофора, мы подвергаем себя дополнительному риску. Лишняя минута ожидания оказывается для нас дороже стоимости жизни, помноженной на риск ее потерять под колесами автомобиля. В чем же дело? В необходимо- сти выбора. Вы помните, что ресурсы, которыми располагает отдельный чело- век и общество в целом, ограничены, и поэтому для того чтобы получить что-то одно, необходимо пожертвовать чем-то другим. В этом смысле все имеет свою цену. То, чем приходится жертвовать, и есть цена того, что мы хотим получить.
Дополнительные годы жизни, которые мы могли бы получить, проживая на све- жем воздухе, мы часто меняем на материальные блага, которые нам предостав- ляет городская жизнь. Стоимость дополнительных лет жизни для каждого кон- кретного человека можно измерить в сумме денег, равной стоимости этих самых материальных благ. Таким же образом в деньгах, как в универсальном средстве обмена, можно измерить стоимость любого блага. Это не плохо и не хорошо, так же как возможность измерять расстояние в километрах, а вес в килограммах.
1.4. инструментарий экономической науки -- экономические модели
Для доказательства своих теорий экономисты часто используют модели со- знательно упрощая действительность. Отделяя главное от второстепенного, модели демонстрируют основные экономические взаимосвязи. Часто экономические мо- дели имеют вид системы уравнений, описывающих действительность. Решением экономических моделей являются значения экономических переменных, таких как цена, выпуск, безработица, обменный курс и т.д. Оно описывает состояние, в кото- ром находится или к которому стремится экономика. Большинство моделей, кото- рые мы будем с вами изучать, представлены с помощью графиков – прием, который экономисты традиционно используют для простоты и наглядности своих выкладок.
Этот способ представления моделей, столь удобный для тех, кто изучает экономику, сложился в силу того, что экономистам в отличие от физиков часто приходилось объяснять суть своих теорий самой широкой аудитории, начиная от политиков и заканчивая домохозяйками.
Глава 1 14 1.5. критерий эффективности
Экономисты редко рассуждают в терминах «справедливо» или «не- справедливо», но часто в терминах «эффективно» или «неэффектив- но». Дело в том, что ограниченные ресурсы и неограниченные по- требности людей предполагают, что благосостояние общества тем больше, при прочих равных, чем более производительно оно исполь- зует ресурсы в своем распоряжении. Для характеристики того, как общество в целом и каждый его член в отдельности использует свои ресурсы, экономисты употребляют понятие эффективности.
Под эффективным распределении ресурсов общества мы будем понимать такое их распределение, при котором минусы от любого изменения сложившейся ситуации, будут превышать плюсы от этого изменения. То есть, при эффективном распреде- лении ресурсов благосостояние общества может быть ухудшено, но не улучшено.
1.6. Рыночная экономика и другие экономические системы
В нашем учебнике мы будем говорить о рыночной экономической систе- ме
. При этой системе решения о том что производить, как производить и кому рас- пределять, принимаются децентрализовано большим количеством продавцов и по- купателей, которые взаимодействуют друг с другом с помощью рынка. Рыночная экономика – это не единственный способ организации общественного производ- ства. Например, в СССР действовала административно-командная эконо- мическая система
. Основные экономические решения принимались централи- зованно государственными органами. В современном мире многие экономические системы сочетают в себе как рыночный, так и командный механизмы. Однако люди остаются рациональными экономическими агентами, реагирующими на стимулы, в любой ситуации. В связи с этим, выводы экономических моделей, которые будут рассматриваться в данном учебнике, и, что еще важнее, метод, который использу- ется при их построении, вполне применим для других экономических систем.
Эффективное распре- деление ресурсов - распределение ресур- сов, при котором минусы от любого изменения сложив- шейся ситуации пе- ревешивают плюсы.
15
Введение, или глава, которую обычно никто не читает
1.7. микроэкономика и макроэкономика - две части экономической науки
Наш учебник состоит из двух частей, относящихся к микроэкономике и макро- экономике. Это две части экономической науки, имеющие один объект исследо- вания – экономическую систему, однако изучающие ее с разных сторон. Названия говорят сами за себя. Микроэкономика имеет дело непосредственно с экономиче- скими агентами – продавцами и покупателями. Она изучает их взаимодействие на уровне отдельных рынков товаров и услуг. Макроэкономика в свою очередь описывает всю экономическую систему целиком и оперирует такими агрегатами как совокупный выпуск всей экономики, уровень цен, безработицы и т.д. Микро- и макроэкономические модели дополняют друг друга в нашем постижении жизни общества так же, как физика и химия дополняют друг друга в постижении физиче- ского мира.
Самое главное
•
Экономисты рассуждают в терминах «эффективно / неэффективно», а не
«справедливо / не справедливо».
•
Ресурсы, которыми располагают люди, ограничены, а их потребности безгра- ничны. В связи с этим перед ними стоит необходимость выбора. Этот выбор люди делают рационально.
•
Люди реагируют на стимулы.
•
Инструментом экономической науки являются экономические модели.
•
Предпосылка того, что люди делают свой выбор рационально, не зависит от экономической системы, в которой они находятся. В связи с этим, метод, изучаемый в данном учебнике, может быть использован для любой экономи- ческой системы.
•
Микроэкономика изучает отдельных потребителей, производителей и рынки отдельных товаров. Предметом изучения макроэкономики является вся эко- номическая система целиком.
Глава 1 16
Задачи к главе 1
1. Можно ли назвать рациональными следующие действия? Если да, то объ-
ясните сравнение каких издержек и выгод может иметь место при приня-
тии следующего решения.
A.
Покупка вещи, которая оказалась не нужна.
B.
Решение не поднимать 10 копеек с тротуара.
C.
Покупка мороженого, когда у вас болит горло.
D.
Обращение за кредитом, который вы потом не сможете отдать.
e.
Переход улицы на красный свет с риском попасть под машину.
f.
Жертва жизнью ради великой цели.
2. Что делает человека рациональным: правильность принятого решения
или то, каким образом он его принимает?
3. Придумайте показатель эффективности урока экономики, если под эф-
фективностью действия подразумевать отношения полученного резуль-
тата к затраченным ресурсам:
A. для ученика;
B. для учителя;
C. для учителя в соседнем классе.
4. Есть вещи, которым сложно определить цену, например чужая жизнь.
Но жизни можно сравнивать с другими жизнями. Представьте себя на ме-
сте администратора, планирующего медицинские расходы. У вас имеется
бюджет в 1 миллион рублей и трое больных. Чтобы спасти жизнь перво-
му нужно потратить на лечение 800 тысяч рублей, второму – 500 тысяч
и третьему – 400 тысяч. Не дай бог оказаться перед таким выбором, но,
к сожалению, подобные ситуации возникают чаще чем нам кажется.
A.
Кого вы будете спасать?
B.
Значит ли это, что жизнь кого-то из больных не стоит тех денег, за которые его можно вылечить?
C.
Как спасение каждого из больных отразится на возможности спасти остальных?
D.
Что вы можете сделать, чтобы спасти всех?
Граница Производственных Возможностей
17
Глава 2
Первая модель:
Граница
Производственных
Возможностей - тот самый экономический пирог
18
Глава 2 2.1. Построение модели границы производственных возможностей
Экономисты любят объяснять сложные вещи с помощью простых примеров – мо- делей, в которых реальная жизнь сильно упрощена. Для построения модели мы отодвигаем в сторону все второстепенное и оставляем только главное.
Итак, представим себе страну под гордым названием Моделия, которая может производить 2 вида благ
1
: хлеб и зрелища. Если все ресурсы
2 этой страны будут потра- чены на производство хлеба, то его максимальное количество будет равно 100 едини- цам в год, а если все силы будут потрачены на производство зрелищ, то максимальное количество зрелищ будет равно 50 единицам в год.
Также представим для простоты, что производительность ре- сурсов (то, сколько хлеба и зрелищ они могут произвести) не меня- ется в зависимости от количества уже произведенного.
Все наборы благ, которые могут быть произведены в стране, исходя из имеющихся ресурсов и технологий
3
, называются ее про- изводственными возможностями
. Теперь давайте попробу- ем изобразить графически то, что мы только что описали словами.
У нас имеется два товара, что очень удобно, так как нам для них понадобятся две оси.
1
Для точной формулировки экономисты часто пользуются смешными словами. Блага в понимании экономи- стов – это то, потребление чего повышает благосостояние людей.
2
Ресурсы – это то, что используется для создания нового продукта, например, для получения хлеба нужны земля, труд, техника и т.д.
3
Технология – метод превращения ресурсов в готовый продукт.
Хлеб
Зрелища
Производственные возможности страны -- все наборы благ, которые могут быть произведены в данной стране исходя из имею- щихся в ее распо- ряжении ресурсов и технологий.
Рис 2.1
19
Граница Производственных Возможностей – тот самый экономический пирог
Отложим на оси «хлеб» то количества хлеба, которое смогут произвести жители
Моделии, если они потратят на его производство все свои ресурсы, то есть 100 единиц.
Назовем это точкой а
. В точке а
производится 100 единиц хлеба и 0 единиц зрелищ.
Отложим на оси «зрелища» то количество зрелищ, которое смогут произвести жители
Моделии, если они все свои ресурсы направят на производство зрелищ, то есть 50 еди- ниц. Назовем это точкой
Б
. В точке
Б
производится 50 единиц зрелищ и 0 единиц хлеба.
На какие еще наборы хлеба и зрелищ могут рассчитывать жители Моделии?
Представим, что на производство хлеба Моделия тратит лишь половину своих ре- сурсов. Это значит, что половина их остается на производство зрелищ. Мы помним, что производительность ресурсов в нашем примере не меняется в зависимости от количества произведенного, то есть с помощью половины всех имеющихся ре- сурсов жители Модели могут произвести в два раза меньше хлеба, чем с помощью всех ресурсов. Таким образом, мы можем рассчитать, что в данном случае жители
Моделии смогут производить и потреблять 50 единиц хлеба и 25 единиц зрелищ.
Конечно, они могут производить и меньшее количество зрелищ или хлеба. Это про- сто будет значить, что часть ресурсов останется не использовано. Отметим точку
(50 единиц хлеба, 25 единиц зрелищ) на нашем графике и обозначим ее буквой
В
Рис 2.2
Рис 2.3
Хлеб а
100 50
Б
Зрелища
Хлеб а
100 50 50 25
Б
В
Зрелища
20
Глава 2
Можем ли мы изобразить область, в которой будут лежать все наборы хлеба и зрелищ, доступные для жителей Моделии? Да, конечно. Давайте ее построим.
Представим, что в Моделии производился только хлеб. В какой-то момент жители наелись и решили, что они готовы пожертвовать некоторым количеством хлеба, чтобы насладиться зрелищем. Каким количеством хлеба нужно пожертвовать, что- бы получить одну единицу зрелищ? Если на 50 единиц зрелищ уходят все ресурсы, то на одну единицу зрелищ потребуется 1/50 всех ресурсов. 1/50 всех ресурсов мо- жет произвести 1/50 от максимально возможного количества хлеба, то есть
100 х 50 1 единиц хлеба = 2 единицы хлеба
Проверьте, что вы до конца понимаете эти вычисления. Если нет, то представь- те, что в Моделии имеется 50 единиц ресурсов, причем 1 единица ресурсов может произвести либо 2 единицы хлеба, либо 1 единицу зрелищ. Таким образом мы пе- реходим к точке, в которой производится 98 единиц хлеба и 1 единица зрелищ.
Если мы продолжим добавлять зрелища, то получим множество точек:
Нам остается только предположить, что умелые жители Мо- делии могут производить сколь угодно маленькие части единицы хлеба и зрелищ (что не сложно, если единица хлеба равна, на- пример, 100 тыс. тонн). В этом случае мы можем соединить наши точки непрерывной линией и получить так называемую
Границу
Производственных Возможностей (ГПВ)
. Посмотрев внима- тельно на график, можно увидеть, что в нашем простом примере для построения Границы Производственных Возможностей мы просто взяли и соединили прямой линией две крайние точки А и Б, в которых производится только одно из благ.
Рис 2.4
Хлеб а
100 50
Б
Зрелища
Граница
Производственных
Возможностей -- совокупность таких наборов благ, кото- рые могут быть про- изведены в стране за период времени и при производстве которых не остается свободных ресурсов.