ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1910
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
456
Глава 23
Речь, конечно, идет о долгосрочном предложении, то есть о производствен- ных возможностях экономики. Подойдут все меры, направленные на раскрытие потенциала работников и создания привлекательных условий для бизнеса: борьба с коррупцией, приватизация, либерализация рынка, в том числе рынка труда, раз- витие конкуренции, реформирование и развитие системы образования, вложения в инфраструктуру, снижение налоговой нагрузки на бизнес и т.д. Кажется, что все очень просто. Рисунок 23.9 показывает, что в результате политики стимулирования совокупного спроса общество получает плюсы в виде долгосрочного роста выпуска и снижения инфляции и никаких минусов. К сожалению, не все так просто. Боль- шинство перечисленных мер требуют глубоких структурных реформ экономики, у которых есть много противников – ведь суть этих реформ заключается в том, что- бы заставить людей больше работать, а кто же это любит. В силу этого, общество чаще всего идет на подобные реформы в ситуации действительно глубокого кризи- са, когда остальные меры уже не работают. В качестве примеров можно привести борьбу с профсоюзами и приватизацию, предпринятую правительством Маргарет
Тэтчер для выхода английской экономики из кризиса 70-х годов, реформы рынка труда, на которые вынуждено было пойти правительство Греции для преодоления бюджетного кризиса 2010-х, и, конечно, переход к рыночной экономике нашей с вами страны и других социалистических стран после краха Советского Союза.
Если в силу политических причин реформирование экономики в целях увели- чения ее производственных возможностей не представляется возможным, то в этом случае совет экономистов политикам заключатся в том, чтобы остерегаться делать обратное. Усиление протекционизма, национализация промышленности, усиление власти монополий в обмен на сохранение занятости, замораживание цен и прочие популярные «антикризисные» меры только усугубят кризис и замедлят восстанов- ление экономики.
Рис 23.9
π
Y
LRAS
SRAS
AD
457
Краткосрочные экономические колебания. Поле деятельности для государства
Ипотечный кризис 2008 года
В момент написания этого учебника мир очень медленно и неуверенно вос- станавливался от глубокого экономического кризиса, в который он погрузился начиная с 2008 года. Мы не можем заглянуть в будущее и уверенно сказать, чем закончится эта история, мы можем лишь рассказать о том, как она начиналась.
Начиналась она, достаточно типично для финансового кризиса, с длительного пе- риода слишком дешевого кредита. Стимулирующая политика дешевых денег, про- водимая денежными властями США, вылилась в то, что многие смогли позволить себе потребление сильно превышающее уровень их настоящих и будущих доходов, погашая один кредит другим. Острее всего данная ситуация проявилась на рынке недвижимости и ипотечного кредитования – долгосрочных кредитов на покупку жилья, в которых приобретаемая недвижимость является залогом по кредиту. До- ступность кредита увеличила спрос на жилье. Рост спроса на жилье вел к увеличе- нию его цены. Увеличение рыночной стоимости домов позволяло их владельцам получать дополнительные кредиты, так как увеличивалась стоимость залога (са- мого дома). Всеобщий оптимизм относительно рынка недвижимости в некотором смысле «ослепил» банки, которые, конкурируя с друг с другом на рынке ипотечного кредита, старались нарастить объем кредитования всеми возможными способами.
В число таких способов входило предоставление кредитов крайне сомнительного качества, то есть выдача кредита тем лицам, доходы и активы которых не позволяли его вернуть. Единственное, что могло оправдать подобные кредиты – это надежда на продолжающийся рост цен на недвижимость, причину которого видели совсем не в «пузырящихся» ожиданиях будущего роста цены, а в экономическом росте – следствии технического прогресса.
Для того чтобы защитить себя от риска, коммерческие банки с помощью инве- стиционных банков начали продавать выданные ими ипотечные кредиты частным лицам и организациям. Для этого ипотечные кредиты объединялись в пулы и на их основе выпускались ценные бумаги, типа облигаций
9
. Эти ценные бумаги широко продавались в США и в Европе в основном финансовым организациям, наполняя резервы банков, взаимных фондов и даже пенсионных фондов низкокачественны- ми и рискованными активами. На этом этапе большую ошибку совершили между- народные рейтинговые агентства
10
, которые поставили на этих ненадежных цен- ных бумагах, свой знак качества. Они посчитали, что при объединении большого
9
Это называется секьюритизация кредита, от английского слова security – ценная бумага.
10
Агентства, деятельность которых заключается в оценке степени рискованности вложений в те или иные долговые обязательства. Самыми известными из них являются Fitch Ratings, Moody’s, Standard&Poor’s.
458
Глава 23
количества кредитов риск неплатежа снижается, так как вероятность того, что все должники разом откажутся от платежа, падает с увеличением количества должни- ков. Проблема состояла в том, что это утверждение верно в том случае, если долж- ники, чьи закладные входят в пул, различны между собой и имеют разные риски. К сожалению, в данной ситуации должники и их риски были одинаковы, и из большо- го количества плохих кредитов нельзя было получить один хороший.
Риск состоял в том, что в один прекрасный момент денежные власти США по- считают не нужным дальнейшее стимулирование экономики и кредит подорожает.
Это и произошло в 2004 году, когда Федеральная Резервная Система США
11
начала повышать ставку рефинансирования. В результате этого кредитные ставки также на- чали расти. Платежи по ипотечным кредитам оказались непосильными для большого количества заемщиков. С 2006 года начались дефолты. Стоимость жилья упала, что сделало невозможным привлечение дополнительных кредитов и привело к новым де- фолтам. В балансах банков образовались серьезные прорехи. Через производные от ипотечных кредитов ценные бумаги финансовые потери распространились по всему миру. Последовало банкротство сначала мелких банков, а затем и такого гиганта, как
Lehman Brothers. Это произошло в сентябре 2008 года и повергло мировую финансо- вую систему в полный ступор. Межбанковский, а вместе с ним и любой другой кредит просто исчез с рынка. Инвестиции и потребление сократились, экспорт снизился, ин- фляция замедлилась. Мир погрузился в классический кризис, вызванный падением совокупного спроса. Послышались разговоры о новой Великой Депрессии.
Экономические уроки, полученные дорогой ценой во время той самой Вели- кой Депрессии не прошли даром. Денежные власти США и Европы не позволили денежной массе сократиться в результате резкого первоначального сжатия креди- та. Правительства многих стран выделили средства на беспримерно большие ста- билизационные программы – увеличение государственных расходов, призванное подтолкнуть совокупный спрос. И хотя, как всегда в период кризиса, голоса сторон- ников защиты национальных производителей от иностранной конкуренции стали намного слышнее, на этот раз они практически ничего не добились.
Настоящий кризис оказался очень глубоким и восстановление после него идет медленно. В мировой экономике накопилось много ошибок, которые нужно исправлять. Так, в Европе ситуация усугубилась бюджетным кризисом в Греции.
Правительство Греции больше не смогло позволить себе жить в долг, как оно это делало в период дешевого кредита, и вынуждено сокращать государственные расхо- ды и увеличивать налоги. Это политически непросто, замедляет выход из кризиса, однако делает экономику здоровее и устойчивее к потрясениям будущего.
11
Название Центрального банка США.
459
Краткосрочные экономические колебания. Поле деятельности для государства
Начальный шок, вызванный кризисом 2008 года, оказался для России очень бо- лезненным. В 2009 году реальный ВВП нашей страны сократился на 7,8 процентов
(в то время как экономика США сократилась всего на 3 процента). Столь сильная реакция была обусловлена большой зависимостью экономики России от экспор- та нефти и прочих сырьевых товаров, спрос на которые прежде других реагирует на замедление мировой экономики. Однако в данном случае нам повезло. Спасение пришло откуда не ожидалось. Экономический кризис накалил политическую об- становку на Ближнем Востоке, спровоцировав государственные перевороты сразу в нескольких странах, в том числе среди экспортеров нефти. Цена на нефть выросла и вывела за собой российскую экономику из глубокого первоначального спада.
Однако выход из спада еще не означает дальнейший рост. Медленное восста- новление мировой экономики после кризиса не обещает ни устойчивого роста спроса на традиционный российский экспорт, ни притока инвестиций и дешевого кредита из-за рубежа – всех тех факторов, которые являлись двигателями роста эко- номики нашей страны в 2000-х годах. Более действенная политика, чем ожидание положительных новостей извне, заключается в структурных реформах, направлен- ных на увеличение производственных возможностей страны. Однако, как уже гово- рилось выше, подобная политика оказывается самой трудной для тех самых поли- тиков, которые должны претворять ее в жизнь.
Приложение.
Государственные финансы Российской
Федерации
В Главе 9 нашего учебника мы с вами обсуждали то, что роль государства сво- дится к предоставлению общественных благ. Давайте посмотрим, какими вопроса- ми занимается наше с вами государство. Для этого рассмотрим консолидирован- ный бюджет РФ. В нем отражаются все государственные расходы и доходы за год.
Так в 2012 году
12
расходы консолидированного бюджета составили 23 трлн руб., что равняется 37% от ВВП за этот год. Это значит, что каждый третий рубль в стране проходил через государственный бюджет. На что же были потрачены эти деньги?
12
Последние данные, которые были доступны в момент написания данного учебника были за 2012 год. Прин- цип распределения расходов и доходов бюджета обычно не меняется кардинально из года в год.
460
Глава 3
Таблица 23.1.
Структура расходов консолидированного бюджета РФ 2012 года.
% к расходам
Пенсии, социальная поддержка
33%
Национальная экономика
14%
Здравоохранение, культура, наука, спорт
13%
Образование
11%
Национальная безопасность
(внутренние войска)
и правоохранительная деятельность
8%
Национальная оборона
8%
Органы законодательной и исполнительной власти,
судебная система
6%
ЖКХ
5%
Обслуживание государственного долга
2%
Охрана окружающей среды
0,2%
Источник: Министерство финансов РФ, вычисления автора
То, что потрачено должно быть откуда-то получено. Таблица 23.2 показывает, откуда наше государство берет деньги для своих расходов.
Таблица 23.2.
Структура доходов консолидированного бюджета РФ 2012 года.
% к доходам
Страховые взносы на обязательное социальное страхование
18%
Таможенные пошлины
17%
Налог на добавленную стоимость (НДС)
15%
Налог на доходы физических лиц
11%
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
10%
Налог на прибыль организаций
10%
Налоги на имущество
3%
Акцизы
3%
Доход от государственного имущества, включая его продажу
5%
Прочее
7%
Источник: Министерство финансов РФ, вычисления автора
461
Краткосрочные экономические колебания. Поле деятельности для государства
Итак, государственные расходы осуществляются на налоги, которые платят его граждане, в том числе мы с вами. Это важно знать, поскольку, являясь непосред- ственными плательщиками лишь части налогов, таких как налог на доход, прибыль и имущество мы не всегда осознаем, что и остальные доходы государства также по- ступают из нашего кармана.
В случае с такими важными доходными статьями российского бюджета как та- моженные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) этот карман имеет коллективный характер и принадлежит всем гражданами нашей страны.
Львиная доля таможенных пошлин собирается с вывозимых из РФ нефти и газа.
Эти же товары являются налоговой базой для НДПИ. В силу этого две данные статьи доходов государственного бюджета составляют его нефтегазовые доходы. Исходя из таблицы 23.2, доля нефтегазовых доходов в общих доходах государства в 2012 году равнялась примерно 27%. Такой источник дохода для бюджета, без сомнения очень удобен во время переходного периода. Он позволил сохранить и даже увеличить объем предоставляемых государством услуг без повышения остальных налогов. Од- нако основой здоровой бюджетной системы все же являются налоги на экономиче- скую активность (подоходный налог, налог на прибыль, НДС, страховые взносы).
Общая экономическая активность менее подвержена колебаниям, нежели цены на сырье. Также зависимость доходов государства от состояния экономики в стране стимулирует правительство больше заботиться об экономическом росте.
Обратите внимание на то, что приведенные выше цифры ка- саются консолидированного
, то есть совокупного бюджета.
Дело в том, что существуют несколько центров, в которых аккуму- лируются государственные доходы и из которых осуществляются государственные расходы. Этими центрами являются федераль- ный бюджет, бюджеты субъектов федерации, а также внебюджет- ные фонды: пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования. У каждого из этих центров существуют свои области деятельности (расходов) и свои источники финансирования. Расходы общегосударственного зна- чения, такие как, например, оборона и содержание федеральных органов власти, ложатся на федеральный бюджет, местные же рас- ходы, такие как школы, детские сады и больницы, финансируются из бюджетов субъектов федерации. Что же касается внебюджетных фондов, то их названия говорят сами за себя, они предназначены для строго определенных видов расходов.
Консолидированный бюджет РФ -- сво- дный перечень всех доходов и расходов государства. Кон- солидированный бюджет состоит из федерального бюд- жета, бюджетов субъектов федера- ции и муниципаль- ных образований и бюджетов вне- бюджетных фондов.
462
Глава 23
Источники формирования различных уровней консолидированного бюджета РФ
* 90% налога на прибыль получают региональные бюджеты, а остальные 10% отходит
в федеральный бюджет
Основными источниками дохода бюджетов субъектов федерации являются на- логи на доход физических лиц и прибыль организаций. В связи с различными эконо- мическими условиями в разных регионах страны доходы их бюджетов также могут сильно отличаться. Для выравнивания уровня государственных услуг в различных регионах страны существует система трансфертов в местные бюджеты из других бюджетов (в основном из федерального). Межбюджетные трансферты являются важной частью доходов многих региональных бюджетов. В 2012 году они состави- ли примерно одну пятую часть от общей суммы поступлений в бюджеты субъектов федерации
13
. Политика трансфертов смягчает, хотя далеко не устраняет проблему межрегиональных различий в уровне жизни населения.
Что произойдет, если расходы бюджета окажутся больше, нежели его доходы.
В этом случае возникает бюджетный дефицит. Основными источниками финанси-
13
Некоторые регионы зависят от трансфертов из федерального бюджета больше чем остальные. Так, на- пример, доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в доходах Белгородской области в 2013 году составила 28%, а в Алтайском крае – 40%, а в Ингушетии и Чечне – 80%.
К о н с о л и д и р о в а н н ы й б ю д ж е т
Бюджеты субъектов РФ
Федеральный бюджет
Внебюджетные фонды
– Налог на прибыль*
– Подоходный налог
– Налог на имущество
– Акцизы
– Трансферты
– Таможенные пошлины
– НДС
– НДПИ
– Акцизы
– Страховые взносы на обязательное страхование
463
Краткосрочные экономические колебания. Поле деятельности для государства
0 50 100 150 200 250 300
Россия
Индия
Бразилия
Германия
Великобритания
США
Италия
Япония рования бюджетного дефицита традиционно являются внутренние и внешние за- имствования. Эти заимствования пополняют государственный долг
, выплаты процентов по которому, как вы могли заметить, входят специальной статьей в рас- ходы бюджета. На начало 2013 года государственный долг РФ равнялся примерно
14% годового ВВП, что по мировым меркам совсем не много.
График 23.1
Государственный долг как процент от годового ВВП по некоторым странам, 2012 год
Источник: МВФ
Ситуация с российским государственным долгом не всегда была столь радужна.
В 1999 году государственный долг РФ был равен 99% ВВП. Погасить столь значи- тельную задолженность помог профицит 2000–2008 годов – превышение доходов консолидированного бюджета РФ над его расходами. Увеличение государственных доходов в этом периоде было обусловлено в основном стремительным ростом цен на энергоносители, что повело к росту нефтегазовых доходов бюджета. Нефтегазо- вые доходы периода экономического бума позволили нашей стране не только сни- зить свою задолженность, но и накопить финансовый «жирок» в виде Резервного