Файл: Учебному предмету Обществознание за курс основной школы (для 9 класса).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одними из наиболее ясных примеров проблемы выбора являются решения, принимаемые в связи с проблемами защиты окружающей среды. Например, больной астмой, инженеры, политики и экологи могут спорить о допустимых нормах загрязнения атмосферы, однако стоимость полного устранения атмосферного загрязнения очень высока. В результате принятые правительством допустимые нормы являются компромиссными с учётом противоположных интересов данных групп людей.

(Российская экономика. — М., 1997)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Автор пишет, что в боль­шин­стве си­ту­а­ций нужно вы­брать луч­шую аль­тер­на­ти­ву из возможных. О какой клю­че­вой про­бле­ме эко­но­ми­ки здесь идёт речь? На­зо­ви­те три ос­нов­ных фак­то­ра производства. Об огра­ни­чен­но­сти ка­ко­го фак­то­ра го­во­рит автор приведённого текста?

БИЛЕТ № 17

1. Образование ПМР. Конституция ПМР – основной закон государства.

2.Тест.

1. Что относится к основным функциям семьи?

1) освоение новых технологий

2) поддержание политической стабильности

3) повышение культурного уровня

4) воспитание детей и подростков

2. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека? 

1) личность

2) темперамент

3) индивид

4) талант

3. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как науку?

1) продажа продукции фермерских хозяйств

2) выявление факторов роста спроса на услуги

3) оказание населению бытовых услуг

4) биржевые торги акциями предприятий
4. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.

Б. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.

Б. К задачам милиции относится обеспечение безопасности личности.

1) верно только А


2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Работа с документом.

В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?

Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.

В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система — это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.

В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.

В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе — рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.

(По материалам интернет-издания)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет экономические ре­сур­сы общества? Какие при­ме­ры экономических ре­сур­сов он привёл? Чем, по мне­нию автора, раз­ли­ча­ет­ся положение че­ло­ве­ка в усло­ви­ях командной эко­но­ми­ки и сво­бод­но­го рынка? 



БИЛЕТ № 18

1. Права и свободы человека и гражданина в ПМР. Международное законодательство в области прав человека и гражданина.

2.Тест.

1. В современных западных странах наиболее распространена семья 

1) многопоколенная

2) малая (нуклеарная)

3) патриархальная

4) неполная

2. Для обо­зна­че­ния совокупности со­ци­аль­но значимых ка­честв человека тра­ди­ци­он­но используют понятие: 

1) индивид

2) талант

3) способности

4) личность
3. Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?

1) государственное регулирование ценообразования

2) диктат хозяйственного опыта предков

3) плановая организация производства

4) многообразие форм собственности
4. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии появились вместе с возникновением общества.

Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
5. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об от­рас­лях права?

А. Ад­ми­ни­стра­тив­ное право — со­во­куп­ность норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих от­но­ше­ния в сфере го­су­дар­ствен­но­го управления.

Б. Граж­дан­ское право ре­гу­ли­ру­ет иму­ще­ствен­ные и свя­зан­ные с ними лич­ные не­иму­ще­ствен­ные отношения. 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

3. Работа с документом.

При рыночной экономике хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Она состоит в организации и создании факторов производства для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя в получении прибыли.

В своей деятельности предприниматель обычно выполняет три основные функции: во-первых, это факторная, состоящая в мобилизации денежных накоплений, средств производства, работников и других факторов, необходимых для предпринимательской деятельности; во-вторых, организаторская, которая состоит в соединении и комбинировании факторов производства, чтобы обеспечить достижение поставленной цели; в-третьих, творческая, связанная с новаторством, инициативой, предприимчивостью и риском.

Следовательно, функции предпринимателя в качестве субъекта рыночной экономики состоят в нахождении и формировании спроса на продукты и услуги
, удовлетворении его путем мобилизации капитала и организации производства и продажи товаров с максимальной прибылью.

Многообразная деятельность предпринимателя отличается от деятельности менеджера. Предприниматель является самостоятельным субъектом рынка, который действует на свой страх и риск, под свою имущественную и другую ответственность.

В отличие от этого, менеджер - обычно наемный работник, выполняющий поставленную предпринимателем задачу. Он не несет за свои действия имущественной ответственности, хотя и может быть уволен. Данное деление в значительной мере условно. Ведь менеджер может быть собственником или совладельцем капитала, поскольку он имеет акции и часть полученной прибыли инвестирует в развитие действующего предприятия. Предприниматель же, участвуя в управлении и организации производства, в той или иной мере выполняет функции менеджера.

(С.С. Ильин, Т.В. Васильева)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие три функции предпринимательства приводят авторы? Перечислите их с опорой на текст.

БИЛЕТ № 19

1. Право на труд. Социальные права. Роль государства в обеспечении трудовых и социальных прав в ПМР.

2.Тест.

1. Отличительным признаком нации как этнической общности является

1) общность языка и духовной культуры

2) суверенность во внешней политике

3) наличие публичной власти

4) многообразие отношений собственности

2. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними информацией, мыслями, чувствами, учёные обозначают понятием 

1) творчество

2) социальная роль

3) общение

4) развитие
3. Какой признак отличает традиционную экономику?

1) процветание фабричного производства

2) централизованное ценообразование

3) регулирование производства при помощи обычаев

4) преобладание частной собственности на средства производства
4. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б. Признаком любого государства является разделение властей. 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
5. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения об осо­бен­но­стях трудоустройства несовершеннолетних? 


А. По об­ще­му правилу за­клю­че­ние трудового до­го­во­ра допускается с лицами, до­стиг­ши­ми 16 лет.

Б. С со­гла­сия одного из ро­ди­те­лей (опекуна, попечителя) и ор­га­на опеки и по­пе­чи­тель­ства трудовой до­го­вор может быть заключён с лицами, до­стиг­ши­ми 14 лет. 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

3. Работа с текстом.

В 50−70-е гг. XX в. государственное вмешательство в экономику в странах Европы и США носило всеобъемлющий характер. Надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, наращивать экономический потенциал, усиливать конкурентоспособность своих стран.

В этот период возник значительный государственный сектор — на основе национализации ряда отраслей хозяйства или создания государственных предприятий в ведущих отраслях экономики. Увеличивалась доля государственных расходов и налогов.

В основе этого роста лежало увеличение социальных расходов (создание современной системы социального страхования и помощи нуждающимся). Были приняты важные законодательные нормы, касающиеся минимальной зарплаты, условий найма и увольнения работников, техники безопасности на предприятиях. Это стало основанием для того, чтобы называть государство с такой системой социальной поддержки «государством благосостояния», а саму рыночную систему — «социально ориентированной экономикой».

Важнейшую роль стала играть макроэкономическая политика — политика общеэкономического регулирования, призванная стабилизировать экономику, избавить ее от кризисов и инфляции, поддержать высокие темпы роста и занятости. В соответствии с идеями Дж. Кейнса и его последователей для ее осуществления использовался государственный бюджет, а также денежно-кредитный механизм. С их помощью правительства стремились управлять спросом — расширять его в условиях экономического спада и ограничивать в условиях подъема и угрозы развития инфляции.

(По материалам сайта: http://nauka.relis.ru)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие цели преследовала макроэкономическая политика в указанный период? Назовите две цели. Какими способами создавался государственный сектор экономики? Назовите два способа.


БИЛЕТ № 20

1. Право на образование. Система образования в ПМР.

2.Тесты.

1. К социальной сфере общества относятся отношения между