Файл: Учебному предмету Обществознание за курс основной школы (для 9 класса).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Делая священными нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку всё же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательство — очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.

(По В.И. Гарадже)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какими способами, по мне­нию автора, ре­ли­гия спо­соб­ству­ет ста­биль­но­сти общества? На­зо­ви­те два способа. Автор утверждает, что ре­ли­гия де­ла­ет че­ло­ве­че­скую жизнь осмысленной. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние текста, на­зо­ви­те две причины, по ко­то­рым это происходит.

БИЛЕТ № 14

1. Политические партии и движения. Участие граждан ПМР в политической жизни страны.

2. Тесты.

1. Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и укажите цифры, под которыми они указаны:

1) профессия

2) пол

3) цвет глаз

4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям

6) семейное положение

2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

 1) искусство, наука

2) производство, распределение

3) выборы, референдум

4) группа, этнос
3. Ресурсы, не­об­хо­ди­мые для под­дер­жа­ния жизнедеятельности и раз­ви­тия человека, пред­при­я­тия (фирмы) и об­ще­ства в целом, называют:

1) издержками производства

2) экономическими способностями

3) производственными технологиями

4) экономическими благами
4. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
5. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о пра­вах человека?

А. Право на сво­бо­ду совести и ве­ро­ис­по­ве­да­ния относится к лич­ным (гражданским) пра­вам человека.

Б. Право за­ра­ба­ты­вать на жизнь сво­бод­но выбранным тру­дом относится к куль­тур­ным правам человека.


1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

3. Работа с документом.
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.

БИЛЕТ № 15

1. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Характеристика нормы права. Система законодательства.

2.Тесты.

1. К социально значимым признакам, определяющим положение человека в обществе, относят:

1) уровень образования

2) мировоззрение

3) физические данные

4) особенности темперамента

2. Найдите в списке проявления хозяйственно-экономической функции семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) составление семейного бюджета

2) обработка огорода на дачном участке

3) организация семейного отдыха

4) содействие членам семьи в продвижении по службе



5) распределение домашнего труда

6) первичный социальный контроль
3. Иван приобрёл в книж­ном магазине не­об­хо­ди­мые учебники. Этот при­мер иллюстрирует:

1) распределение

2) обмен

3) производство

4) потребление
4. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Любые властные отношения носят политический характер.

Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения об избирательном праве?

А. Право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти — это активное избирательное право.

Б. Право гражданина быть избранным в представительные органы власти — это пассивное избирательное право.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Работа с документом.

Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения.

Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.

Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.

Всюду, где человек связан с другими людьми определёнными отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно ещё и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершить моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение.

В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т. е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.



(по материалам энциклопедии для школьников)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет нормы нравственности? По­яс­ни­те мысль ав­то­ра о связи спра­вед­ли­во­сти и ра­вен­ства людей перед законом. Какие два мотива, по мне­нию автора, по­буж­да­ют че­ло­ве­ка ис­пол­нять свой долг? 

БИЛЕТ № 16

1. Правонарушения и юридическая ответственность. Правоохранительные органы ПМР.

2.Тесты.

1. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:

1) прирожденного статуса

2) социальной роли

3) достигаемого статуса

4) общественного престижа

2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

1) самореализации

2) самосохранении

3) дыхании

4) питании
3. Количество товаров, которое продавцы готовы поставить на рынок для продажи в определённый период времени и по определённым ценам, называется

1) спрос

2) специализация

3) прибыль

4) предложение
4. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Одна из функций политической власти — управление общественными процессами.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства. 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о семейном праве?

А. Все имущество, приобретенное во время брака, является общей собственностью супругов.

Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Работа с документом.
Большинство ситуаций таковы, что нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных. Лучшую, естественно, для того, кто выбирает...

Если вам предстоит построить мост и есть несколько вариантов места для его строительства, то никак невозможно выбрать два варианта, ибо нужен только один мост.

По принципу «всё или ничего» может быть принято совсем немного решений... Бизнесмен может сочетать ограниченный бюджет на газетную рекламу с широко развёрнутой кампанией рекламы по почте, а правительство может отложить постройку некоторых школ с целью отремонтировать дороги с интенсивным движением. Каждое из этих решений представляет собой компромиссный выбор — частично отказаться от чего-либо, чтобы получить что-то другое в более полной мере.