Файл: Учебному предмету Обществознание за курс основной школы (для 9 класса).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитесь любить учиться!
(Д. С. Лихачёв)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
БИЛЕТ № 11
1. Политика, её роль в жизни общества. Политическая власть. Основы конституционного строя в ПМР.
2.Тесты.
1. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?
1) правовой статус личности
2) политический статус личности
3) предписанный социальный статус личности
4) достижимый социальный статус личности
2. Глобальные проблемы современности:
1) связаны только с развитыми странами
2) могут решаться автономно друг от друга
3) затрагивают всё человечество
4) возникли одновременно с появлением человека и общества
3. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет?
1) цены снизятся
2) цены останутся неизменными
3) цены возрастут
4) произойдет инфляционный скачок цен
4. Верны ли следующие суждения о формах правления?
А. Все современные демократические государства являются республиками.
Б. Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о Конституции ПМР?
А. Все законы, принимаемые в государстве, не должны противоречить Конституции.
Б. Предложения о поправках в Конституции может вносить только Президент.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Работа с документом.
Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей.
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых
основой экономики служит сельское хозяйство, туризм.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно судить о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния её граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет оценить, какую роль играет страна в мировом хозяйстве.
Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестатистический житель.
Чтобы оценить уровень развития того или иного государства, необходимо проанализировать все эти и ещё многие другие показатели, поскольку национальная экономика — это сложный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен.
(По материалам энциклопедии для школьников)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие три показателя экономического развития рассмотрены в тексте? Объясните связь уровня экономического развития страны с имеющимися на её территории природными ресурсами. Всегда ли обилие природных ресурсов позитивно влияет на экономическое развитие?
БИЛЕТ № 12
1. Государство и его признаки. Формы государства, политические режимы.
2. Тесты.
1. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) наёмные работники
2) молодёжь
3) преподаватели физики
4) тираспольчане
2. Каким примером может быть проиллюстрировано влияние природных факторов на развитие общества?
1) строительство дамбы, защищающей город от наводнений
2) начало промышленного переворота
3) создание музея-заповедника известного поэта
4) формирование демократических режимов в европейских странах
3. В условиях рынка цены на товары
1) определяются спросом и предложением
2) устанавливаются государством
3) определяются центральным банком
4) устанавливаются крупными производителями
4. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.
Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о Президенте ПМР?
А. Президент ПМР является главой государства.
Б. Президент ПМР избирается всенародным голосованием.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Работа с документом.
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. (…)
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию
, и теми, кто социализируется.
(По Н. Смелзеру)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации? Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
БИЛЕТ № 13.
1. Правовое государство. Становление ПМР как правового государства.
2.Тест.
1. Найдите в приведенном ниже списке средства массовой коммуникации, возникшие в XX в. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кинематограф
2) Интернет
3) телевидение
4) газеты
5) радио
2. Общество в широком смысле слова означает
1) естественную среду обитания человека
2) группу людей, объединённых общими интересами
3) стадию исторического развития народа
4) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем
3. Существует несколько значений понятия «экономика». Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство?
1) открытие сети ресторанов быстрого обслуживания
2) расчёт показателей государственного бюджета
3) прогнозирование спроса на товары
4) объяснение причин роста инфляции
4. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. В России сложилась двухпартийная система.
Б. Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной кампании.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан.
Б. Правовые нормы исходят от государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Работа с документом.
Религия — то, что делает человеческую жизнь осмысленной. Это происходит благодаря тому, что религия даёт картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, всё то, что сокрушает надежды, всё это оказывается обладающим значением и смыслом. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чём оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живёт. Религия ориентирована на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни.
Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Можно сравнить религию в этом её качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознать себя как общность, скреплённую едиными ценностями и общими целями.