Файл: Решением по нфедры им!%. Москва 7 2020 Автономная некоммерческая организация высшего образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 восстановить нарушенное право. Эта функция называется правозащитной.
Вторая функция: обращения граждан являются ценнейшим источником сведений для государственного аппарата о проблемах граждан. Эту функцию можно назвать информационной. И, наконец, третья заключается в следующем: обращения граждан могут быть средством коммуникации между государством и гражданами, служить своего рода накалом воздействия с помощью которого, граждане получают возможность так или иначе воздействовать на властные решения, участвовать в процессе их принятия. Такую функцию называют коммуникационной или партитационной.
8
Право граждан на обращения является комплексным правовым институтом, нормативно-правовое регулирование, которого не может быть ограничено одним нормативным актом. Учитывая этот факт, нам необходимо выделить правовые принципы, которые должны лежать в основе реализации данного права:
1. Принцип всеобщего права на обращения, уточняющийся в запрете злоупотребления правом на подачу обращения в органы власти;
2. Принцип свободы и добровольности обращения, означает, что граждане имеют право свободно направлять в государственные органы, органы местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявления или жалобы, а также устно обращаться в государственный орган или орган местного самоуправления;
3. Принцип всеобщности заключается в том, что правом на обращения обладают любые физические лица, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом;
4. Принцип равноправия заключается в равноправии граждан при реализации права на обращения в государственные органы местного самоуправления;
8
Подъячев К. В. Обращения граждан во власть: функциональные особенности / К. В. Подъячев,
М.:2016. - С.3.
12 5. Принцип гласности - в соответствии с которым разбирательству должны подлежать все без исключения обращения граждан и устанавливаться гарантии безопасности граждан инициаторов обращения;
6. Принцип равной ответственности гражданина и органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц;
7. Принцип подведомственности, означающий, что рассмотрение обращения должен производить тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в чью компетенцию входит размещение вопроса, поставленного в обращении.
К специфическим принципам, как к принципам отдельного института права относятся следующие:
1. Неотъемлемость - он означает, что права человека принадлежат ему от рождения и имеют естественный характер, государство может лишь регулировать их осуществление и устанавливать для них гарантии;
2. Возможность обращения в устной и письменной форме;
3. Принцип индивидуальности и коллективности реализации права граждан на обращение;
4. Реализация конституционного права на участие в управлении делами государства- этот принцип связан с принципом народовластия;
5. Конституционно правовая закрепленность права граждан на обращения;
6. Наличие своего специфического механизма правового регулирования - необходимо учитывать специфику содержания некоторых обращений, виды обращений, рассмотрение которых должно основываться на различных подходах к правовому регулированию.
9
Исходя из вышесказанного, мы можем понять, что право граждан на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина, а также, что в системе отношений общества и власти обращения
9
Савицкая С.С. «Механизм работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления РФ»/
Журнал: Вопросы науки образования, 2019. С.5.
13 играют такие важные функции, как: правозащитную, информационную, коммуникационную (партиципаторную).
План работы с обращениями таков:
В статье 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от
27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации"
10
сказано:
1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
2. Обращение должно быть зарегистрировано. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Если письмо направлено некомпетентному органу, то письменное обращение в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего
Федерального закона.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
10
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской
Федерации".
Консультант
Плюс:
[Электронный ресурс].
-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/
(дата обращения: 16.04.2020)
14 3. Затем происходит рассмотрение обращения. Любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При работе с обращениями граждан осуществляется документальное сопровождение. В него входит контроль за сроком исполнения обращения. В статье 10 Федерального закона от 02.05.2006
N 59-
ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации" сказано, что
11
:
– Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо должны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;
– Могут запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах. Есть исключения: суды, органы дознания и органы предварительного следствия;
– Они принимают меры, для восстановления и защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина или объединения граждан;
– Дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего
Федерального закона;
– Уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
– В Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
12
установлен срок один месяц для исполнения обращения. Если обращение не требует дополнительного изучения или проверки, то срок уменьшается до 15 11
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской
Федерации".
Консультант
Плюс:
[Электронный ресурс].
-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/
(дата обращения: 16.04.2020)
12
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской
Федерации".
Консультант
Плюс:
[Электронный ресурс].
-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/
(дата обращения: 16.04.2020)
15 дней с момента принятия обращения. Сокращенные сроки установлены для военнослужащих – 7 дней безотлагательно, или 15 дней при необходимости проверки, 30 дней – в исключительных случаях. В случае принятия решения, на принятом обращении ставится пометка «В дело». С целью создания дела все документы, сопровождающие обращение, возвращаются специалисту, ведущему данное делопроизводство. При формировании дела, к обращению крепиться копия ответа, а также дополнительные документы, которые были собраны при рассмотрении обращения.
С коллективными обращениями, а также при обращении иностранных граждан существует ряд особенностей.
Коллективные обращения оформляются в отдельные дела и разделяются на две группы. Первая включает в себя личные вопросы граждан, вторая предложениями, заявлениями и жалобами, появившимися при неудовлетворенности гражданами работой и ее совершенствованию.
Обращения иностранных граждан также формируется в отдельное делопроизводство.
4. После рассмотрения, необходимо дать ответ на обращение. Ответ на обращение должен быть подписан руководителем или уполномоченным на то лицом. Отправляется в форме электронного документа, если обращение поступило в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, если обращение подавалось в письменной форме.
В статье 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от
27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации"
13
указан порядок рассмотрения отдельных обращений. В эту категорию входят обращения если не указаны имя и фамилия, содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, если текст не поддается прочтению или содержится вопрос, на который уже неоднократно давали ответ,
13
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской
Федерации".
Консультант
Плюс:
[Электронный ресурс].
-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/
(дата обращения: 16.04.2020)
16 также если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений. В случае несогласия гражданина с принятым решением, он имеет право обжаловать его в вышестоящем органе или у лица, которое приняло данное решение.
14
Из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что обращения граждан - это важное звено в общении с государством, а также инструмент повышения эффективности принятия решений. Поэтому у государственных гражданских служащих есть четкие инструкции по приему, рассмотрению и исполнению данных обращений.
1.2 Информационные технологии в государственных структурах по
работе с обращениями граждан
В последние несколько десятилетий, активно внедряются информационные технологии в делопроизводственную службу. Это создает новые возможности для удобного и быстрого документационного обеспечения деятельности. Эти технологии позволяют автоматизировать и упорядочить весь цикл работы с обращениями граждан государственных органов. Начиная от приема, регистрации и исполнения, до ответа на эти обращения.
Граждане всё чаще пользуются электронными сайтами государственных учреждений и отправляют туда свои обращения.
Поступившее обращение в форме электронного документа подлежит рассмотрению в порядке, который установлен Федеральным законом. При подаче электронного обращения гражданин обязан указать свои данные: фамилия, имя и отчество, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, то указывается адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в письменной форме, то указывается почтовый адрес.
14
Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. 2 - е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,
2015. -
С.443.
17
Граждане могут также приложить к обращению необходимые документы или материалы или их копии в письменной форме.
15
Сейчас, каждый государственный орган и орган местного самоуправления имеет свой сайт и почтовые электронные ящики, куда каждый гражданин может отправить обращение. Создание государственными органами своих сайтов регулируется Постановлением Правительства Российской
Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».
С развитием системы рассмотрения обращений граждан органами государственной власти и местного самоуправления в Федеральный закон от
02.05.2006 N 59-
ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
16
вносились изменения, носящие в большей степени корректировочное свойство с учетом меняющегося характера правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан. Последние значительные изменения были внесены с 08.12.2017г., когда вступил в силу
Федеральный закон от 27.11.2017 №355-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации» (далее - Закон №355-ФЗ), предусматривало следующее: Уточнены требования к обращениям, направляемым в форме электронных документов.
Ранее в ч.3 ст.7 Закона №59-ФЗ
17
предусматривалась возможность граждан по своему выбору определять, в каком виде должен быть направлен ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного
15
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской
Федерации".
Консультант
Плюс:
[Электронный ресурс].
-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/
(дата обращения: 16.04.2020)
16
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской
Федерации".
Консультант
Плюс:
[Электронный ресурс].
-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/
(дата обращения: 16.04.2020)
17
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской
Федерации".
Консультант
Плюс:
[Электронный ресурс].
-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/
(дата обращения: 16.04.2020)
18 самоуправления либо должностному лицу в форме электронного документа (в письменном виде либо в форме электронного документа), а также определять способ отправления ответа на обращение (гражданину необходимо было указать в обращении адрес для отправления посредством почтовой корреспонденции, либо адрес электронной почты для направления в форме электронного документа). В редакции Закона №355-ФЗ ч.3 ст.7 Закона №59-ФЗ прямо предусматривает, что одним из требований к обращению, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, является указание адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ на обращение, либо уведомление о его переадресации.
18
Данное изменение отражает переход взаимодействия органов власти с населением посредством системы электронного документооборота, позволяющего сократить сроки рассмотрения конкретных обращений, по доводам которых не требуется проведение проверочных мероприятий, а достаточным будет являться ответ органа государственной власти и местного самоуправления, содержащий разъяснения положений действующего законодательства применительно к конкретной ситуации.
Обращения, поданные через сайт, должны рассматриваться в общем порядке, предусмотренном действующим Федеральным законом от 02.05.2006
N 59-
ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации".Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти закрепляет основы рассмотрения подобных обращений: для приема обращений граждан в форме электронных обращений, как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о
18
Ильина Ю. С. , «Особенности системы работы с обращениями граждан Российской Федерации: правовой аспект» / Научный журнал «Наука. Общество. Государство», 2019. С.7.
19 невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная подпись являются дополнительной информацией.
Если гражданин в интернет-обращении указал адрес электронной почты, по этому адресу направляют уведомление о приеме обращение или об отказе в рассмотрении с причиной отказа. Затем, обращение распечатывают и дальше работают с ним, как с письменным обращением.
Ответ на интернет-обращение может быть как в письменной форме, так и электронным сообщением.
Обращения граждан, поступившие в электронном виде, в соответствии с действующим законодательством не позднее чем в пятидневный срок направляются в зависимости от обозначенных в них проблем в те федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации или иные организации, к непосредственному ведению которых относится разрешение поставленных в обращениях вопросов, о чем автору направляется по электронной почте официальное уведомление.
Обращения (запросы) в электронном виде, поступившие с неполной или неточной информацией об отправителе, не рассматриваются.
Размер текста запроса не должен превышать 10000 символов.
Развитие различных цифровых сервисов, в том числе и в системе государственной и муниципальной службы, является одним из приоритетных направлений национальной программы " Цифровая экономика РФ " сроки реализации которой с 2018 по 2024 года.
19
Таким образом, информационные технологии, применяемые в государственных структурах по работе с обращениями граждан, намного упрощают подачу и оформление обращений. Сейчас коммуникация с государственными органами стала гораздо удобнее и быстрее.
19
Паспорт национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской
Федерации» от
4 июня
2019г.
Консультант
Плюс
[Электронный ресурс].
-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/
(дата обращения: 25.04.2020).