ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Житие Феодосия Печерского»
- Господи, благослови, отче! Благодарю тебя, владыко мой, Господи
Иисусе Христе, что сподобил меня, недостойного, поведать о твоих святых подвижниках.
- ибо отличался он и необыкновенной кротостью, во всем подражая
Христу, истинному богу, говорившему: ''Учитесь у меня, как кроток я и смирен сердцем''.
- И говорила ему, что своим видом он себя срамит и семью свою. Но не слушал он ее, и не раз, придя в ярость и гнев, избивала сына, ибо была она телом крепка и сильна, как мужчина.
- и был отмечен он божественной благодатью, и дух святой от рождения вселился в него.
- Священник же, взглянув на отрока, провидел мысленным взором,
что смолоду он посвятит себя богу, и назвал его Феодосием.
- А отец наш Феодосии дни и ночи молил Бога за христолюбца
Изяслава и в ектении велел упоминать его как киевского князя и старшего надо всеми, а Святослава — как мы говорили, против закона севшего на престол — не велел поминать в своем монастыре.
И едва умолила его братия, и тогда повелел поминать обоих, однако же первым — христолюбца, потом же и этого, благого.
- А блаженный с радостью выслушивал их укоры, постоянно помня слово Божье, которым утешал и подбадривал себя: «Блаженны вы, —
говорится, — когда порицают вас, когда поносят вас словом грубым,
клевеща на вас за приверженность ко мне. Возрадуйтесь и возвеселитесь в тот день, ибо ждет вас за это награда великая на небесах». Вспоминая эти слова и утешаясь ими, сносил блаженный все упреки и оскорбления.
- А еще пакостили бесы в доме, где братия хлебы пекла: то муку рассыпали, то разливали закваску для печения хлеба, и много разных иных пакостей творили. Тогда пришел старший над пекарями и рассказал блаженному Феодосию о проделках нечистых бесов. Он же, надеясь, что приобрел от Бога власть над ними, отправился вечером в тот дом и, запершись, остался там до заутрени, творя молитвы. И с того часа не появлялись на том месте бесы и не озорничали, страшась запрещения преподобного и его молитвы.
- И с Божьей помощью в недолгое время построил на том месте церковь во имя святой и преславной Богородицы и приснодевы
Марии, и окружил стеной место то, и построил множество келий, и переселился туда из пещеры с братией в год 6570 (1062).
- Некоторое время спустя послал Феодосии одного из братии в
Константинополь, к Ефрему скопцу, чтобы тот переписал для него устав Студийского монастыря и прислал бы ему. Он же без
промедления выполнил волю преподобного отца нашего, и весь устав монастырский переписал, и послал его к блаженному отцу нашему Феодосию. Получив его, отец наш Феодосии повелел прочесть его перед всей братией и с тех пор устроил все в своем монастыре по уставу монастыря Студийского, правила те и доныне ученики Феодосиевы блюдут.
- И вот, вспоминая все это, как трудно может быть человеку,
желающему стать монахом, блаженный всегда с радостью принимал приходивших к нему. Но не сразу такого постригал, а давал ему пожить, не снимая с себя мирской одежды, пока не привыкал тот к уставу монастырскому, и только после этого облекал его в монашеское одеяние; и также испытывал его во всех службах, и лишь после этого постригал и облачал в мантию: когда станет тот искушенным чернецом, безупречным в житии своем, тогда и удостоится принятия монашеского чина.
- Отец же наш Феодосии смирением и послушанием всех превосходил, и трудолюбием, и подвижничеством, и делами, ибо телом был могуч и крепок и с удовольствием всем помогал, воду нося и дрова из леса на своих плечах, а ночи все бодрствовал, славя в молитвах Бога. Когда же братия почивала, блаженный, взяв выделенную каждому часть зерна, молол за них и относил на то место, откуда взял. Иногда же, когда было особенно много оводов и комаров, ночью садился на склоне возле пещеры и, обнажив свое тело до пояса, сидел, прядя шерсть для плетения обуви и распевая
Давидовы псалмы. Оводы и комары покрывали все его тело, и кусали его, и пили его кровь. Отец же наш пребывал недвижим, не вставая со своего места, пока не наступал час заутрени, и тогда раньше всех приходил в церковь. И, став на своем месте, не двигался и не предавался праздным мыслям, совершая божественное славословие, и также самым последним выходил из храма. И за это все любили его и чтили, как отца, и не могли надивиться смирению его и покорности.
Поучение Феодосия Печерского о терпении, о любви и посте
- подобало бы нам от трудов своих кормить странствующих и убогих, а не пребывать в праздности, ходя из кельи в келью.
- Нехорошо нам, возлюбленные, то, что через боголюбивых людей посылает нам Бог на пользу душам и телам, удерживать себе, а хорошо подавать другим, нуждающимся.
- Поэтому молю вас всей душой моей, возлюбленные мои, не будем двоедушными, чтоб не прогневать благого Владыки подобно тем непокорным. Но воздадим хвалу благому Владыке
- И вот, вспоминая все это, как трудно может быть человеку,
желающему стать монахом, блаженный всегда с радостью принимал приходивших к нему. Но не сразу такого постригал, а давал ему пожить, не снимая с себя мирской одежды, пока не привыкал тот к уставу монастырскому, и только после этого облекал его в монашеское одеяние; и также испытывал его во всех службах, и лишь после этого постригал и облачал в мантию: когда станет тот искушенным чернецом, безупречным в житии своем, тогда и удостоится принятия монашеского чина.
- Отец же наш Феодосии смирением и послушанием всех превосходил, и трудолюбием, и подвижничеством, и делами, ибо телом был могуч и крепок и с удовольствием всем помогал, воду нося и дрова из леса на своих плечах, а ночи все бодрствовал, славя в молитвах Бога. Когда же братия почивала, блаженный, взяв выделенную каждому часть зерна, молол за них и относил на то место, откуда взял. Иногда же, когда было особенно много оводов и комаров, ночью садился на склоне возле пещеры и, обнажив свое тело до пояса, сидел, прядя шерсть для плетения обуви и распевая
Давидовы псалмы. Оводы и комары покрывали все его тело, и кусали его, и пили его кровь. Отец же наш пребывал недвижим, не вставая со своего места, пока не наступал час заутрени, и тогда раньше всех приходил в церковь. И, став на своем месте, не двигался и не предавался праздным мыслям, совершая божественное славословие, и также самым последним выходил из храма. И за это все любили его и чтили, как отца, и не могли надивиться смирению его и покорности.
Поучение Феодосия Печерского о терпении, о любви и посте
- подобало бы нам от трудов своих кормить странствующих и убогих, а не пребывать в праздности, ходя из кельи в келью.
- Нехорошо нам, возлюбленные, то, что через боголюбивых людей посылает нам Бог на пользу душам и телам, удерживать себе, а хорошо подавать другим, нуждающимся.
- Поэтому молю вас всей душой моей, возлюбленные мои, не будем двоедушными, чтоб не прогневать благого Владыки подобно тем непокорным. Но воздадим хвалу благому Владыке
за то, что так печется о нас и подает нам все в изобилии, не помня наших немощей
Поучение Феодосия Печерского о терпении и смирении
-
Когда кадит пресвитер святой алтарь и ожидаем мы его приближения с кадилом, следует нам стоять не леностно, но со страхом. Ибо святое кадило — образ Святого Духа, да не лишимся его, возлюбленные мои! После того как приобщимся мы
- Не будем лениться, возлюбленные мои братья и отцы, и чада духовные, избранные! Со слезами говорю я эти горькие слова вашей милости, ибо учу вас, сам не исполняя этого. И ныне сбылось на мне прореченное пророком: «Сказал Бог грешному: зачем ты возвещаешь устами своими завет мой!
Слово о законе и благодати
- Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались,
христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев - оправдание, у христиан же - спасение. И
поскольку оправдание - в этом мире, а спасение - в Будущем Веке,
иудеи земному радуются, христиане же - сущему на Небесах.
- Ибо кончилось иудейство, и Закон отошел.
- явилось (дотоле) безвестное и утаенное, и родилась Благодать –
Истина, а не Закон, сын, а не раб.
- Ибо Закон - предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и
Благодать - служители Будущего Века, Жизни Нетленной.
- к тому же, оправдание иудейское скупо было, из-за ревности, не распространялось на другие народы, но только в Иудее одной было.
Христианское же спасение благо и щедро простирается во все края земные.
- отошел свет луны, когда солнце воссияло, - так и Закон (отошел),
когда явилась Благодать.
- Прежде <дан был> закон, затем же — благодать, прежде — тень,
затем же — истина. Прообраз же закона и благодати — Агарь и
Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом
— свободная, — да разумеет читающий
- Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И озеро закона пересохло, евангельский же источник, исполнившись водой и покрыв всю землю, разлился и до пределов наших.
Поучение Феодосия Печерского о терпении и смирении
-
Когда кадит пресвитер святой алтарь и ожидаем мы его приближения с кадилом, следует нам стоять не леностно, но со страхом. Ибо святое кадило — образ Святого Духа, да не лишимся его, возлюбленные мои! После того как приобщимся мы
- Не будем лениться, возлюбленные мои братья и отцы, и чада духовные, избранные! Со слезами говорю я эти горькие слова вашей милости, ибо учу вас, сам не исполняя этого. И ныне сбылось на мне прореченное пророком: «Сказал Бог грешному: зачем ты возвещаешь устами своими завет мой!
Слово о законе и благодати
- Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались,
христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев - оправдание, у христиан же - спасение. И
поскольку оправдание - в этом мире, а спасение - в Будущем Веке,
иудеи земному радуются, христиане же - сущему на Небесах.
- Ибо кончилось иудейство, и Закон отошел.
- явилось (дотоле) безвестное и утаенное, и родилась Благодать –
Истина, а не Закон, сын, а не раб.
- Ибо Закон - предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и
Благодать - служители Будущего Века, Жизни Нетленной.
- к тому же, оправдание иудейское скупо было, из-за ревности, не распространялось на другие народы, но только в Иудее одной было.
Христианское же спасение благо и щедро простирается во все края земные.
- отошел свет луны, когда солнце воссияло, - так и Закон (отошел),
когда явилась Благодать.
- Прежде <дан был> закон, затем же — благодать, прежде — тень,
затем же — истина. Прообраз же закона и благодати — Агарь и
Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом
— свободная, — да разумеет читающий
- Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И озеро закона пересохло, евангельский же источник, исполнившись водой и покрыв всю землю, разлился и до пределов наших.
- Тогда же отверз Бог ложесна Саррины, и, зачав, родила она Исаака:
свободная — свободного. — И, когда посетил Бог человеческое естество, открылось уже <дотоле> неведомое и утаенное, и родилась благодать — истина, а не закон, сын, а не раб.
- Ибо, в плоть облекшись, к живущим на земле пришел, распятие же претерпев и погребение, к пребывающим в аду сошел, да и те, и другие, — и живые, и мертвые, — узнают <день> посещения своего и пришествия Божия и уразумеют, что он — всемогущий и всесильный Бог живых и мёртвых.
Поучение Владимира Мономаха
- Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.
- Старых чти, как отца, а молодых – как братьев.
- Жену свою любите, но не давайте ей власти над собою.
- Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны
- Куда же ни пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы ни пришел,
простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пищей и питьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым или злым.
- Говоря что-либо дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды.
- гордости не имейте в сердце и в уме
- дому совсем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя,
не ленитесь, не полагайтесь на воевод;
- Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет,
тому не научится.
- Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, – нежели думать безлепицу, ездя.
- Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которыя иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
- глаза держать книзу, а душу ввысь.
- «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть землей».
«Слово» и «Моление» Даниила Заточника
- В печали обретает человек ум совершенный
- всяк бо человек хитрить и мудрить о чюжей беди, а о своей не можеть смыслити
- Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, Как серну от сетей, Как птенца от силков, Как утенка от когтей ястреба, Как овцу от львиной пасти
- Многие ведь дружат со мной и за столом тянут руку со мной в одну солонку, а в несчастье становятся врагами и даже помогают подножку мне поставить; глазами плачут со мною, а сердцем смеются надо мной. Потому-то не имей веры к другу и не надейся на брата.
- Всякий видит у другого сучок в глазу , а в своем глазу бревна не замечает
- Мудрый человек -умный друг ,а неразумный -недруг
- Жена злая подобна ссадине:здесь свербит , там болит
- Жёнам глава-муж , мужам-князь, а князю -Бог
- Лучше бы уж мне вола бурого ввести в дом свой, чем злую жену взять: вол ведь не говорит, ни зла не замышляет, а злая жена, когда ее бьешь, бесится, а когда кроток с ней — заносится, в богатстве гордой становится, а в бедности других злословит.
- Скажу не много еще. Не запрещай глупому глупость его, да не уподобишься сам ему. Не стану с ним много говорить. Да не буду как мех дырявый, роняя богатство в руки неимущих; да не уподоблюсь жерновам, ибо те многих людей насыщают, а сами себя не могут насытить житом; да не окажусь ненавистным миру многословною своею беседою, подобно птице, частящей свои песни, которую вскоре же ненавидеть начинают. Ибо говорится в мирских пословицах: длинная речь не хороша, хороша длинная паволока.
- Посмотри на птиц небесных — не пашут они, не сеют, но уповают на милость Божию; так и мы, господине, ищем милости твоей.
- Неужели скажешь мне: солгал как пес? Но хорошего пса князья и бояре любят.
- Вот почему взываю к тебе, одержим нищетою: помилуй меня,
потомок великого царя Владимира, да не восплачусь, рыдая, как
Адам о рае; пусти тучу на землю убожества моего.
- Господине мой! Не смотри на внешность мою, но посмотри, каков я внутри. Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен;
юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орел в воздухе.
Слова-поучения Серапиона Владимирского
СЛОВО ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРАПИОНА
- земля, от создания укрепленная и неподвижная, повелением Божиим ныне движется, от грехов наших колеблется, беззаконья нашего вынести не может. Не послушали мы Евангелия, не послушали мы
Апостола, не послушали сказания пророков, не послушали святителей великих
- И вот уже поучает нас Бог предзнаменованьями, земля сотрясается по его повелению: хоть и не говорит устами, но делом поучает.
- Даже так наказав нас, Бог не отучил нас от злого нрава. Ныне —
землю трясет и колеблет, грехи беззакония желая с земли отрясти,
как листья с дерева. Если же скажет кто: "И до этого землетрясения войны и пожары бывали",— то отвечу: "Да, верно, но что же потом было с нами? не голод? не мор ли? не сражения многие?
- Если откажемся от греховных судов и безжалостных, если отстранимся от неправедного лихоимства и всякого грабежа,
воровства, разбоя и грязного прелюбодейства, отлучающих от Бога,
сквернословия, лжи, клеветы, божбы и доносов и прочих сатанинских деяний,— если в этом переменимся, хорошо я знаю: во благости примут нас не только в сей жизни, но и в будущей, ибо сам
Господь сказал: "Возвратитесь ко Мне — вернусь и я к вам,
отступитесь от всех — покину и Я вас, казня".
- Многое я говорил вам, братья и дети мои, однако вижу: мало приемлете, учением моим исправляясь; многие же не относят его к себе, будто бессмертные — дремлют. Боюсь, как бы не сбылось над ними слово, реченное Господом: "Если бы я не говорил им, то не имели бы греха; теперь же нет им прощения в грехе их". Ибо часто говорю вам: если вы не изменитесь — прощенья не будет пред
Богом!
ПОУЧЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАПИОНА
- Большую печаль в сердце своем ношу из-за вас, дети мои, потому что нисколько, вижу, не отвратились вы от дел непотребных. Не так скорбит мать, видя в болезни детей своих, как я, грешный отец ваш,
видя вас, страдающих от дел беззаконных.
- Как же я утешусь, видя вас от Бога отошедшими? Чему я порадуюсь? Всегда сею в ниву ваших сердец семя божественное, но никогда не вижу, чтоб оно проросло и зерно породило. Умоляю вас,
братья и дети мои, переменитесь к лучшему, обновитесь благим обновлением, перестаньте зло творить, устрашитесь создавшего вас
Слова-поучения Серапиона Владимирского
СЛОВО ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРАПИОНА
- земля, от создания укрепленная и неподвижная, повелением Божиим ныне движется, от грехов наших колеблется, беззаконья нашего вынести не может. Не послушали мы Евангелия, не послушали мы
Апостола, не послушали сказания пророков, не послушали святителей великих
- И вот уже поучает нас Бог предзнаменованьями, земля сотрясается по его повелению: хоть и не говорит устами, но делом поучает.
- Даже так наказав нас, Бог не отучил нас от злого нрава. Ныне —
землю трясет и колеблет, грехи беззакония желая с земли отрясти,
как листья с дерева. Если же скажет кто: "И до этого землетрясения войны и пожары бывали",— то отвечу: "Да, верно, но что же потом было с нами? не голод? не мор ли? не сражения многие?
- Если откажемся от греховных судов и безжалостных, если отстранимся от неправедного лихоимства и всякого грабежа,
воровства, разбоя и грязного прелюбодейства, отлучающих от Бога,
сквернословия, лжи, клеветы, божбы и доносов и прочих сатанинских деяний,— если в этом переменимся, хорошо я знаю: во благости примут нас не только в сей жизни, но и в будущей, ибо сам
Господь сказал: "Возвратитесь ко Мне — вернусь и я к вам,
отступитесь от всех — покину и Я вас, казня".
- Многое я говорил вам, братья и дети мои, однако вижу: мало приемлете, учением моим исправляясь; многие же не относят его к себе, будто бессмертные — дремлют. Боюсь, как бы не сбылось над ними слово, реченное Господом: "Если бы я не говорил им, то не имели бы греха; теперь же нет им прощения в грехе их". Ибо часто говорю вам: если вы не изменитесь — прощенья не будет пред
Богом!
ПОУЧЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАПИОНА
- Большую печаль в сердце своем ношу из-за вас, дети мои, потому что нисколько, вижу, не отвратились вы от дел непотребных. Не так скорбит мать, видя в болезни детей своих, как я, грешный отец ваш,
видя вас, страдающих от дел беззаконных.
- Как же я утешусь, видя вас от Бога отошедшими? Чему я порадуюсь? Всегда сею в ниву ваших сердец семя божественное, но никогда не вижу, чтоб оно проросло и зерно породило. Умоляю вас,
братья и дети мои, переменитесь к лучшему, обновитесь благим обновлением, перестаньте зло творить, устрашитесь создавшего вас
Бога, вострепещите суда его страшного! К кому идем, к кому стремимся, отходя от жизни земной? Что скажем, что ответим?
Страшно, дети, подпасть под Божий гнев. Почему не думаем, что нас постигнет, пребывающих в жизни такой? Чего не навлекли на себя?
Какой казни от Бога не восприняли? Не пленена ли земля наша? Не покорены ли города наши? Давно ли пали отцы и братья наши трупьем на землю? Не уведены ли жены наши и дети в полон? Не порабощены ли были оставшиеся горестным рабством неверных?
-
Господь сотворил нас великими, мы же своим ослушаньем себя претворили в ничтожных. Так не погубим же, братья, величия нашего.
- Ни единого лета или зимы не прошло ведь, чтобы Бог не наказывал нас, но никак не отрешимся от подлой нашей привычки: кто завяз в каком грехе — в нем пребывает, к покаянью никто не стремится,
никто Богу не обещает искренне зла не творить.
- Слушая это, устрашитесь, вострепещите, отстаньте от зла и сотворите добро.
СЛОВО БЛАЖЕННОГО СЕРАПИОНА О МАЛОВЕРЬЕ
- Правду отринули, любви не имеете, зависть и лесть процветают в нас, и вознесся ваш разум. Обычай языческий взяли: кудесникам верите и сжигаете на огне неповинных людей. Где вы найдете в
Писанье, что люди властны над урожаем иль голодом? могут подать или дождь, или жару? О неразумные! все Бог сотворяет, как хочет
- Насколько мы зла преисполнены и в том не раскаемся!
- Лучше, братья, отстанем от злого, прекратим все злодеянья: разбой,
грабежи, пьянство, прелюбодейство, скряжничество,
ростовщичество, обиды, воровство, лжесвидетельство, гнев и ярость, злопамятство, ложь, клевету. Я ведь, грешный, всегда вас учу, дети мои, велю вам покаяться. Вы же не прекращаете злых дел.
И если когда на нас кара какая от Бога придет, еще больше прогневаем Бога, распространяя приметы
- Даже язычники, Божьего слова не зная, не убивают единоверцев своих, не грабят, не обвиняют, не клевещут, не крадут, не зарятся на чужое; никакой неверный не продаст своего брата, но если кого-то постигнет беда — выкупят его и на жизнь дадут ему, а то, что найдут на торгу,— всем покажут; мы же считаем себя православными, во имя Божье крещенными и, заповедь Божию зная, неправды всегда преисполнены, и зависти, и немилосердья: братьев своих мы грабим и убиваем, язычникам их продаем; доносами, завистью, если бы можно, так съели б друг друга,— но Бог охраняет!
- отвратимся от всех злодеяний — и пусть Господь Бог к нам вернется
- я знаю: если покаемся мы — будем помилованы; если же не оставите вы безумья и неправды, то увидите худшее после