ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Повесть о битве на реке Калке»
- Эти окаянные целовали крест князю Мстиславу и двум другим князьям, что не убьют их и не отпустят за выкуп. И солгали окаянные, предали их, связали и отдали татарам. Татары взяли город и людей посекли, а князей задавили: положили их под доски, а сами на доски сели обедать. И так окончили князья жизнь свою.
- Это за грехи наши бог вложил недоумение в нас, и погибло без числа много людей. И был вопль, и воздыхание, и печаль по всем городам и по волостям.
- И, собрав всю землю Русскую против татар, пошли на них. И
пришли к реке Днепру на Заруб к острову Варяжскому.
- В лето 6731 (1223 год от Рождества Христова - прим.пер.) по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве.
Повесть о разорении Рязани Батыем
- И разбирал трупы князь Ингварь Ингваревич
- И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича.
Благоверная княгиня Евпраксия <тогда> стояла в превысоком тереме своем и держала <на руках> любимое дитя свое князя Ивана
Федоровича. И услышав столь смертоносные, полные горя слова,
кинулась тут из превысокого своего терема с сыном своим князем
Иваном на землю и разбилась насмерть
- И услышал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский о приходе безбожного царя Батыя, и быстро послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу
Владимирскому, прося у него либо помощи воинами против безбожного царя Батыя, либо чтобы он сам войска привел. Князь же великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам войско не повел, и на помощь воинов не послал, желая сам, в одиночку,
сразиться с Батыем.
- В 6745 (1237) году, через двенадцать лет по принесении из Корсуня чудотворного образа, пришел безбожный царь Батый на Русскую землю со множеством воинов татарских и стал станом на реке на
Воронеже, близ Рязанской земли. И прислал в Рязань к великому князю Юрию Ингоревичу Рязанскому послов без пользы для дела,
прося десятины во всем: в князьях, и в людях всех сословий, и во всем.
- И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона
Заразекой, что благоверная княгиня Евпракеия с сыном своим князем
Иваном сама себя на том месте «зарaзила» (разбила)
- Увидел князь Ингварь Ингоревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать,
как сладкий орган звучащий. И от великого того крика и вопля страшного пал на землю, как мертвый. И едва отлили его и отходили на ветру. И с трудом ожила душа его в нем.
- возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю.
- И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно.
Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И
многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый.
- Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал.
- И обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал.
- Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях,
ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.
- О земля, о земля! о дубравы! Поплачьте со мною! Как опишу и как назову день тот, в который погибло столько государе
- Был город Рязань, и земля была Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее, и нельзя было увидеть в ней никаких благ ее - только дым и пепел; и церкви все погорели, а великая церковь внутри изгорела и почернела. И не только этот город пленен был, но и иные многие. Не стало в городе ни пения, ни звона; вместо радости
- плач непрестанный.
Сказание о Мамаевом побоище
- Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать богов своих: Перуна и Салавата, и Раклия и Хорса и великого своего пособника Магомета. И не было ему помощи от них, ибо сила святого духа, точно огонь, ожигает их.
- Пошел же безбожный на Русь, будто лев, ревущий ярясь, будто неутолимая гадюка злобой дыша.
- Мамай : дошел уже до устья реки. Воронежа, и распустил всю силу свою, и наказал всем татарам своим так: «Пусть не пашет ни один из вас хлеба, будьте готовы на русские хлеба!»
- Мамай стал похваляться и, позавидовав второму
Юлиану-отступнику, царю Батыю, начал расспрашивать старых татар, как царь Батый покорил Русскую землю.
- Мамай: разорить христианскую веру и осквернить святые церкви,
потому что всех христиан захотел покорить себе, чтобы не славилось имя господне средь верных богу.
- за грехи наши, по наваждению дьявола поднялся князь восточной страны, по имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан.
- Ибо воистину сказано: "Если кто к богу веру с добрыми делами и правду в сердце держит и на бога уповает, то такого человека господь не предаст врагам в уничижение и на осмеянье"
- ибо не в силе бог, но в правде
Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного
- Курбский: Кто же, имея разум, будет зря казнить своих подданных!
- Иван Грозный: А лицо свое ты высоко ценишь. Но кто же захочет такое эфиопское лицо видеть? Встречал ли кто-либо честного человека, у которого голубые глаза? Ведь даже облик твой выдает твой коварный нрав!
- Иван Грозный: А если ты свое писание хочешь с собою в гроб положить, значит, ты уже окончательно отпал от христианства.
- Курбский: А письмо это, слезами омоченное, во гроб с собою прикажу положить, перед тем как идти с тобой на суд бога моего
Иисуса.
- Иван Грозный: Что же ты, собака, совершив такое злодейство,
пишешь и жалуешься? Чему подобен твой совет, смердящий хуже кала? Или, по-твоему, праведно поступили твои злобесные единомышленники, сбросившие монашескую одежду и воюющие против христиан?
- Иван Грозный: Писание твое принято и прочитано внимательно. А
так как змеиный яд таишь ты под языком своим, то хотя письмо твое по хитрости твоей наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни.
- Иван Грозный: Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало,
мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на
стул, а на нас не взглянет – ни как родитель, ни как опекун и уж совсем ни как раб на господ. Кто же может перенести такую кичливость? Как исчислить подобные бессчетные страдания,
перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне?
Домострой
- Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие
- Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться:
наладит мужу своему благополучную жизнь.
- Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда.
- А поставив еду или напитки, тут уж не кашлять, не плевать, не сморкаться, но отойдя в сторонку, вычистить нос и прокашляться,
или сплюнуть, отворотясь, да растереть ногою; так-то любому человеку прилично.
- Почаще читай божественное Писание и вложи его в сердце свое на пользу себе.
- Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои.
- А кто глуп и груб, вороват и ленив, и ни на что не годится, кого наставления не берут - того, накормив, со двора прогнать: тогда и другие, на такого дурака глядя, не испортятся!
- Ни в пути, ни в пиру, ни в торговле сам никогда браниться не начинай, а если излает кто-то – стерпи Бога ради, но уклонись от брани: добродетель побеждает злонравие, злобу преодолевает, ибо
Господь противится гордым, смиренных любит, а покорному дает благодать.
- Служек и нищих кормить, как себя, ибо то Богу в честь, а себе во спасение.
Вирши Симеона Полоцкого
Бдение
Полезно выну бдети, не много же спати,
ибо силен сон делом злым пищы даяти.
перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне?
Домострой
- Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие
- Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться:
наладит мужу своему благополучную жизнь.
- Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда.
- А поставив еду или напитки, тут уж не кашлять, не плевать, не сморкаться, но отойдя в сторонку, вычистить нос и прокашляться,
или сплюнуть, отворотясь, да растереть ногою; так-то любому человеку прилично.
- Почаще читай божественное Писание и вложи его в сердце свое на пользу себе.
- Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои.
- А кто глуп и груб, вороват и ленив, и ни на что не годится, кого наставления не берут - того, накормив, со двора прогнать: тогда и другие, на такого дурака глядя, не испортятся!
- Ни в пути, ни в пиру, ни в торговле сам никогда браниться не начинай, а если излает кто-то – стерпи Бога ради, но уклонись от брани: добродетель побеждает злонравие, злобу преодолевает, ибо
Господь противится гордым, смиренных любит, а покорному дает благодать.
- Служек и нищих кормить, как себя, ибо то Богу в честь, а себе во спасение.
Вирши Симеона Полоцкого
Бдение
Полезно выну бдети, не много же спати,
ибо силен сон делом злым пищы даяти.
Агнец
Агнец Божий Иисус с теми пребывает душами, яже овцы будущия знает.
Со смрадными козлищи не обыче быти,
не имать их во стадо небесно впустити.
Благодать есть живот
Рыба воды вне скоро умирает;
вне благодати душа исчезает.
Прилежим убо благодати быти,
душами жити.
Комедия притчи о блудном сыне
- Юным се образ старейших слушати, / На младый разум свой не уповати; / Старим — да юных добре наставляют, / Ничто на волю младых не спущают.
- Не тако слово в памяти держится, / Яко же аще что делом явится.
- Бог волю дал есть: се птицы летают, /зверие в лесах волно пребывают. / И ты мне, отче, изволь волю дати, / разумну сущу, весь мир посещати. / Твоя то слава и мне слава будет, / до конца мира всяк нас не забудет.
- Сяди, брате, со мною, дерзай, як у брата;/ аще обыграеши, сто рублев заплата./ А вы, прочий друзи, весело играйте,/мои богатства вземше, смело пройгравайте.
- Здравый совет твой. Вина мне дадите, / себе по чаше того ж наполните.
- Изыдет Блудный гладен, продает последнюю одежду, облекается в рубище, службы ищет, пристает к господину, посылается свиния пасти, пасет, яст со свиниами, свинию погубил, биен; ищет и плача,
глаголет: «Коль много хлба у отца моего» и проч.
- Аз же, сын блудный, зде обезчестихся,/ образу тому позорник явихся,/ Егда, не слушав отчя веления,/ низвергох иго его правления./
Идох в чюждыя далекия страны,/ погубих блудно мне пожиток1729
даны,/ Обнищах вконец, пасох свиней стада/ и рожцы ядох свиныя от глада./ А что пострадах, стыждуся являти:/ то поминая, должен есмь плакати./ Наипаче долг мой есть Бога хвалити,/ что мя изволил на путь наставити,/ Да, раскаявся, к отцу возвращуся,/ горкими слезы пред ним умилюся.