Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт филологии и межкультурной коммуникации
Кафедра философии и культурологии
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ: ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация
по направлению подготовки 44.04.01. Педагогическое образование: Поликультурное образование в многонациональном социуме
Выполнила:
магистрант 5051д группы
Гурулева Лидия Валерьевна
___________________________
(подпись)
Научный руководитель:
Доктор исторических наук, профессор Скопа Виталий Александрович
____________________________
(подпись)
Магистерская диссертация
защищена
«__» июня 2022 г.
Оценка ______________________
Председатель ГЭК:
___________________________
(подпись)
Барнаул, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………… Глава I. Теоретические и практические основы гражданского и патриотического воспитания в старшем школьном возрасте…… §1. Гражданственность и патриотизм в исторической ретроспективе и современном воспитании………………………... §2. Воспитание патриотизма – основа воспитания чувства гражданственности у детей старшего школьного возраста………. Глава II. Структура и организация гражданского и патриотического воспитания в школе………………………………… §1. Содержание гражданского и патриотического воспитания в современной школе…………………………………………………. §2. Воспитание гражданской позиции и патриотизма у старшеклассников: особенности и проблемы……………………... Заключение………………………………………………………………… Список использованной литературы…………………………………... Приложения……………………………………………………………….. | 3 13 13 31 51 51 60 128 131 143 |
Введение
Актуальность исследования. В условиях нынешней ситуации, когда в России совершаются радикальные изменения, происходит становление новых государств, возникла жизненно важная потребность для формирования устойчивой государственной молодежной политики, охватывающей все сферы жизни общества. Принципиально новое звучание проблема формирования гражданских и патриотических качеств подрастающих поколений получает в русле реализации федеральных государственных образовательных стандартов, в основу которых заложен компетентности подход, так как мы живем в поликультурном обществе, а это целостная, динамичная совокупность представителей различных этнических общностей, а также многообразие форм их объединений и способов взаимодействия. Поэтому задачи формирования и развития у старших школьников учебных школ системы общекультурных и профессиональных компетенций предопределяют новые смыслы процесса и результата их личностно-профессионального становления в целом, такого важнейшего его компонента, как патриотическое воспитание молодых людей на этапе старшего школьного обучения.
На сегодняшний день школа является одной из самых уязвимых групп социально-активного населения, так как подвержены пропаганде различных экстремистских группировок. Так же хотелось бы отметить роль школы в формирование воспитания патриотической грамотности. Которая стремительно растет и является существенной необходимостью, не многие тянуться к истокам любви к Родине. В данном контексте особое внимание необходимо уделять молодым людям старшего школьного возраста, когда в процессе личностно–профессионального становления будущего специалиста происходит активное формирование социальной личности, как результата осмысления молодым человеком своей социальной позиции и социальной ответственности. Вместе с этим у старших школьников важно формирование социальных чувств и качеств, которые позволяют молодым людям осознавать свое место в быстроизменяющемся поликультурном мире. Гражданско-патриотическое воспитание в данном контексте следует рассматривать как одно из важнейших концепций социальных качеств, без которого молодой человек теряет важные для его духовного становления социальные ориентиры.
Патриотизм проявляется, прежде всего, в морально-нравственной сфере общества. Его роль и значимость увеличиваются, когда тенденциозные перспективы развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, конфликты, эскалация кризиса, нестабильность жизни в стране и т.д.). Такую стадию общенационального испытания переживает современное российское общество. Появилась повышенная потребность его оживления, восстановления и дальнейшего преобразования. Поэтому сейчас идея патриотизма может и должна стать основой, вокруг которой формируется стремление и отверженность граждан действовать на благо Родины.
Необходимость присоединения к работе по воспитанию патриотических чувств у молодежи всех социально-культурных, образовательных и политических структур диктует само время, молодые люди часто не понимают и не замечают истинных целей патриотического воспитания. Примерами являются митинги, которые в настоящее время проводятся по всей стране. Многие люди молодого поколения принимают участие в этих массовых мероприятиях, часто не понимая, за что они борются.
Гражданское и патриотическое образование считается неоднозначным, системным и целенаправленным, почвой которого считается модернизация патриотического воспитания в рамках образования. В связи, с чем и меняется отношение гражданина РФ с государством и социумом. При формировании личности предлагается сочетание гражданской, правовой, поликультурной культуры. Вклад в этот процесс и должны вносить как раз учебные заведения, которые и соединят в себе развитую нравственную, правовую, гражданскую и политическую культуру.
В современном обществе необходимо изучение различных патриотических тенденции развития поликультурного общества.
А также, повышение их значимости в данных условиях построения толерантных отношений между представителями многообразных патриотических традиций. Таким образом возникают проблемы сохранения национальной и гражданской схожести, как в условиях развития общества, так и в самореализации личности. Рассматривая актуализацию темы, мы говорим о том, насколько данная проблема о патриотическом воспитание молодежи, мало изучена.
Степень разработанности проблемы. Исключительная роль патриотизма в формировании личности отмечалась в педагогических трудах советского периода (А. Б. Залкинд, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко1, А. П. Пинкевич, В. А. Сухомлинский2 и др.). Видный советский педагог В. А. Сухомлинский в известной книге «Как воспитать настоящего человека» писал: «Подлинное рождение твое как гражданина... труженика... семьянина происходит благодаря тому, что ты – сын народа; в тебе. отражается его многовековая история, его величие и слава, его любовь и. его нерасторжимое единство с теми бесконечно милыми нашему сердцу уголками, которые входят в нашу жизнь как вечное, неуничтожимое, неугасимое».
Отечественные мыслители рассматривали проблему патриотизма прежде всего через призму национальной идеи, подчеркивая, что нельзя стать патриотом, не осознавая себя как представителя определенного народа (H.A. Бердяев3, С.Н. Булгаков, Н.И. Кареев, Л.П. Карсавин, К.Н. Леонтьев4, А.Н. Радищев, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.Б. Струве, Л.Н. Толстой).
Патриотическое воспитание в старшем школьном возрасте – процесс формирования личности, преданной национально-государственным интересам, готовой ответственно трудиться на благо Родины, способной к конструктивному взаимодействию с представителями иных государств и этносов на основе взаимоуважения и терпимости. Патриотические качества в старшем школьном возрасте – это нравственные качества, как результат актуализации этнической идентичности личности в контексте диалога культур, основанные на любви к малой и большой Родине, проявляющиеся в готовности подчинить ее интересам свои личные интересы и нести ответственность за общество, в котором родился и вырос.
С конца 1980-х гг. была сделана попытка разработать новые подходы к теории и практике патриотического воспитания. Среди наиболее значимых можно выделить научные исследования A.A. Аронова, O.A. Белькова, B.C. Васютина, А.Н. Вырщикова5, В.П. Давыдова, В.И. Кузнецова, Н.В. Рощина6. Рассматривая вопрос патриотического воспитания подрастающих поколений, особое внимание авторы уделяли социальным вопросам, считая, что в условиях демократизации общества повышение роли образования в воспитании чувства гражданской ответственности возрастает в переломные периоды истории. Исследователи подчеркивали, что существует прямая зависимость между процессами демократизации и актуализацией патриотического воспитания, так как они взаимно обусловливают друг друга.
Развития поликультурного общества современной России позволил выявить основные социокультурные факторы, которые оказывают принципиальное влияние. Гражданское и патриотическое воспитание поможет раскрыть студентам нормативность, и ценностное содержание таких понятий как символов, как Родина, Отечество, Отчизна, Державность, государственность, социальная справедливость. Их роль с позиций единства, традиций и современности, прошлого, настоящего и будущего, помочь осознать смысл жизни выступает сегодня как способ защиты студентов, от их сломанной жизни в дальнейшем. Формирование патриотизма в настоящее время, не может быть сведено к чисто внешней пропаганде, значимости собственного прошлого или эпатажу общественного мнения через средства массовой информации.
На сегодня время требует глубокую работу по активизации внутреннего ядра, его способности и современные формы поведения (патриотизм, солидарность, коллективизм, взаимная поддержка), ориентированные на поддержание целостности и самобытности российского социума. Живые формы исторических и краеведческих клубов, идея патриотического общества, познание своей культуры.
В современном мире много всего армия, здоровье, спорт, доп. образование и т.д. это все патриотическое воспитание. В XX веке этим никто не занимается, героизм есть, а обучения патриотизма нет. Люди устали от пропаганды, шаблон патриотизма не допустим он контрпродуктивен. Заниматься этим могут только, умные, люди, которые понимают к чему может привести отсутствие патриотизма, каким тяжелым последствием может привести всякое отсутствие патриотизма. Патриотическое воспитание должно объединять всех людей разных национальностей, вероисповедания и взгляды. Резюмируя изученный материал по данной проблематике. Можно сделать вывод, что современное образование в нашем обществе, требует большего внимания поликультурологов. Что даст новые витки зарождения патриотических качеств личности. По результатам проведенного теоретического исследования можно сформулировать следующее выводы, что это очень глобальная и обширная тема для изучения.
Объект исследования. Гражданское и патриотическое воспитание в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования. Содержание гражданского и патриотического воспитания в старшем школьном возрасте.
Цель исследования. Разобрать или обосновать проблемы сложности изучения.
В рамках цели исследования были поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть гражданственность и патриотизм в исторической ретроспективе и современном воспитании; -
проанализировать содержание гражданского и патриотического воспитания в современной школе; -
выявить особенности и проблемы в воспитании гражданской позиции и патриотизма у старшеклассников.
Методологической основой исследования являются общефилософские принципы и методы исследования: принцип системности, сравнительно-исторический, историко-ретроспективный, аксиологический подход.