Файл: Анализ уровня доходности, прибыльности и выгодности организации на основе отчёта о финансовых результатах на примере оао Родник.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Рекомендации по определению путей максимизации прибыли в ОАО «Родник»
В ходе анализа финансовых результатов ОАО «Родник» была обнаружена такая проблема, как увеличение себестоимости продаж и как следствие низкая рентабельность от продаж. В 2021 году она составила 16,5%, то есть на 1 рубль выручки приходится 16,5 коп. Хотя наблюдается положительная динамика данного показателя, все равно необходимо искать пути снижения полной себестоимости, в целях увеличение доли прибыли от продаж в выручке. Как вариант решения данной задачи, можно прибегнуть к разработке инновационных проектов, введение технологических новшеств в транспортировке нефти. Также проанализировать фондоотдачу и производительность труда и найти пути повышения данных показателей.
Еще одна проблема была выявлена - рост прибыли при снижении объемов и увеличении цены, что сказывается на качестве продукции. Необходимо найти способы уменьшения удельной себестоимости. Это приведет к снижению цены, что в свою очередь повысит качество прибыли.
Увеличение выручки от реализации продукции (оказания услуг, выполнения работ). Для этого необходимо:
- расширять номенклатуру и ассортимент;
- расширять рынки сбыта;
- проводить рекламные кампании, стимулирующие спрос;
- разрабатывать системы лояльности, бонусные схемы, программы скидок и т. д.
Сокращение расходов компании. Данный способ по праву признается наиболее эффективным. Благодаря формированию программ (планов) по сокращению расходов компании достигают положительных результатов. В данном случае в первую очередь оптимизируют расходы, которые напрямую влияют на конечную себестоимость работ:
- меняют поставщиков товаров и услуг, перезаключают договоры на более выгодных условиях, приобретают более дешевое сырье;
- оптимизируют штат сотрудников, пересматривают условия оплаты труда и премирования;
- сокращают накладные расходы (переезжают в офисы, отдаленные от центра и более доступные по цене, сокращают численность непроизводственных работников, урезают бюджеты на поддержание и ремонт помещений, канцелярию, сотовую связь, Интернет и т. д.).
Во вторую очередь приступают к оптимизации прочих расходов. Примеры оптимизации прочих расходов:
- рефинансирование имеющихся кредитов (получение перерасчета за счет снижения процентной ставки);
- досудебные и судебные взыскания долгов с контрагентов и др.
Что лежит в основе процесса оптимизации прибыли?
В большинстве случаев компании начинают сокращать затраты только в критических ситуациях. Данный подход неправильный. Залог успешного функционирования любой компании — постоянная и непрерывная работа по оптимизации затрат.
Индивидуальный подход к оптимизации расходов
Сокращение всех или отдельных статей расходов на утвержденный усредненный процент — ошибочный подход к оптимизации затрат. Он не отражает классификацию расходов по принципу приоритетности и важности, а само сокращение происходит по формальному признаку.
Еще один пример ошибок — задержка или неуплата обязательных и запланированных платежей. С одной стороны, сохраняются денежные средства на счетах, с другой — эти расходы в любом случае рано или поздно придется осуществить. Причем в увеличенном размере из-за штрафов и пени.
Процесс оптимизации расходов трудоемкий, выделить из всего объема расходов лишние достаточно сложно. Нужно учитывать специфику деятельности: для одной компании определенные категории расходов будут лишними, другая без этих расходов не сможет функционировать.
Поэтому к вопросам оптимизации структуры затрат следует подходить не с формальной точки зрения и не по опыту передовых компаний другой сферы деятельности.
Оптимизация расходов по принципу оправданности:
Многие считают, что в оптимизации расходов нет ничего сложного. Выявляй лишние расходы и сокращай. Однако это далеко не все, на что стоит обращать внимание. Например, компания пошла по принципу сокращения наиболее весомых расходов, имеющих наибольший удельный вес в себестоимости продукции, и очень быстро получила результат — повышение прибыли, чего и хотела добиться.
Однако прошло время, и показатели стали падать, рентабельность снизилась. В чем дело? Оказывается, сэкономив на материальных расходах, компания стала закупать более дешевое сырье, что отразилось на качестве конечного продукта. Если сначала покупатель этого не понял (именно поэтому вначале показатели рентабельности выросли), то в скором времени продажи упали, снизились показатели рентабельности.
По этой причине наиболее оптимальной считается оптимизация по принципу оправданности тех или иных расходов. Прежде чем запускать мероприятия по сокращению расходов, нужно определить, насколько эффективно компания сможет работать без этих расходов.
На основании сказанного выше делаем вывод, что в основе системы оптимизации расходов лежит:
- корректное планирование, нормирование и контроль расходования денежных средств;
- группировка всех затрат компании по степени значимости (по принципу оправданности, влиянию на размер получаемой прибыли);
Основными мерами по снижению себестоимости (затраты, связанные с производством продукции) являются:
1. Остановка нерентабельных производств;
2. Внедрение инновационных, ресурсосберегающих, малоотходных (или безотходных) технологий. Например, переход с отопления за счет электроэнергии на отопление газом; замена в автомобилях бензиновых двигателей на газовое оборудование; увольнение офисных работников и наем фрилансеров; установка IP-телефонии; перевод сотрудников с обычных компьютеров на ноутбуки (или нетбуки); использование энергосберегающих ламп и т.п.
3. Приобретение сырья и материалов по более низким ценам и на более выгодных условиях, а также оптимизация схемы их закупки и транспортировки;
4. Сокращение расходов, связанных с хранением и владением запасами (аренда складских помещений и их содержание, расходы логистику, страхование и т.п.) и оборудованием. Например, выбор помещения с оптимальными характеристиками (высотой потолков, ровным полом, удобным местоположением) по наименьшей цене; правильное размещение оборудования и запасов; более полное использование производственных мощностей (в том числе переход на трехсменную работу); оптимизация расходов на обслуживание и ремонт оборудования. При возможности предлагается экономить на готовой продукции, если можно работать под заказ; на незавершенном производстве, если процесс производства не слишком длителен; на сырье и материалах, если скорость их приобретения не вызовет простоев.
5. Автоматизация планирования деятельности предприятия путем приобретения или создания соответствующих компьютерных программ. В результате процесс планирования будет дешевле, внедрена система нормирования всех операций в производственной деятельности, автоматизирована регистрация и инвентаризация запасов, предприятие избавится от излишнего числа запасов и не допустит простоев в производстве.
6. Сокращение потерь запасов из-за их устаревания, порчи (сгнили, сгорели, физически повреждены), хищения и бесконтрольного использования. При наличии запаса, который скоро испортится, предлагается вернуть его поставщику, снизить на него цену, установить премию за его продажу, продать конкуренту, активизировать рекламную компанию по его продаже, выбросить для освобождения места на складе.
7. Сокращение количества бракованной продукции. Например, введение контроля качества для сырья и материалов, повышение уровня ответственности персонала организации, соблюдение технологии и регламента производства, своевременная и качественная отладка, и очистка оборудования и т.п.
8. Ужесточение контроля. Например, установка счетчиков электроэнергии, водных и газовых для всех основных направлений деятельности; составление карт затрат электроэнергии в смену и сравнение с другими сменами и прошлыми отчетными периодами; обоснование необходимости каждого вида расходов, внедрение контроля за физическим и моральным состоянием запасов; повышение контроля за своевременным исполнением запланированных расходов.
Основными мерами по управлению коммерческими расходами (затраты, связанные с реализацией продукции (обычно при их снижении уменьшается и объем продаж, поэтому все меры по управлению ими должны быть всесторонне обоснованы)) являются:
1. Оптимизация системы мотивации персонала предприятия. А именно разделение зарплаты на постоянную и премиальную части. При этом доля премиальной части должна составлять от 30% до 80% от общей суммы зарплаты (в зависимости от должности). Введение балльно-рейтинговой системы предусматривающей начисление баллов за выполнение должностных обязанностей (в зависимости от качества и количества выполненной работы). В результате при наборе недостаточного числа баллов должны следовать штрафы, выговоры и увольнения сотрудников, при нахождении их числа в приемлемом диапазоне выплачиваться только основная часть зарплаты, а при его превышении – премиальная часть.
2. Использование только тех рекламных мер, которые приносят прибыль компании.
3. Применение наиболее выгодных схем распространения товара. Например, закрытие торговых площадей и продажа товара со склада или его доставка под заказ; покупка торговых площадей вместо их аренды; сдача в аренду или субаренду не используемых торговых площадей; повышение качества обслуживания клиента; расположение торговых площадей в наиболее выгодных для этого местах; правильное расположение товара на витринах; создание соответствующего звукового фона; и т.п.
Основными мерами по снижению управленческих расходов (затраты, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции) являются:
1. Сокращение затрат на непроизводственные здания и сооружения;
2. Исключение не обоснованных затрат на аппарат управления;
3. Уменьшение бюрократических барьеров;
4. Повышение скорости прохождения информации;
5. Отказ от социального пакета и внешних социальных программ. В соцпакет входит: гибкое рабочее время; обучение сотрудников за счет предприятия и приобретение учебной литературы; предоставление служебного автомобиля, сотового телефона, оплата бензина, связи, свободный доступ в Интернет и возможность распечатывать не ограниченное число документов; «абонементное» техобслуживание личного транспорта сотрудников в сервисном центре; предоставление им целевых беспроцентных ссуд (автомобиль, квартира); поздравления их с личными праздниками и подарки от компании; организация корпоративов и спортивных занятий (оплата спортзала) и т.п.