Файл: Русские соотечественники в Иордании.pdf

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 11664

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

кинорежиссера.  В  1978  г.  он  посещает  СССР  в  качестве  режиссера, 

снимающего 

документальный 

сериал 

«Последний 

всадник». 

Такая 

возможность 

ему 

предоставляется 

благодаря 

случаю. 

Французский 

телеканал  «Теле  Хашет»  вышел  на  него  с  предложением  снять  серию 

документальных  фильмов  по  культуре  коневодства  в  традициях  разных 

народов  мира.  В  первоначальном  проекте  Россия  не  упоминалась.  Кандур 

предложил  свой  проект,  куда  включил  историю  кабардинской  породы.  Это 

предполагало  рассказ  и  о  кабардинском  (адыгском)  народе,  к  которому 

он  себя  причисляет.  Руководство  «Теле  Хашет»  пошло  ему  навстречу  и 

дало  согласие  на  включение  двух  серий,  посвященных  этой  теме.  Таким 

образом,  Мухадин  Кандур  впервые  получил  возможность  побывать  на 

исторической родине.

Здесь  необходимо  дать  небольшую  предысторию,  проясняющую 

важные  детали  биографии  нашего  героя.  В  начале  XX  столетия 

единственным  доходом  в  Аммане  некогда  богатой  княжеской  семьи  были 

породистые  лошади,  разведением  которых  семья  Кандур  занималась  еще 

на  Кавказе.  Дело  в  том,  что  знаменитый  Терский  конезавод  (который 

находится  в  Кабардино-Балкарской  Республике,  РФ),  принадлежавший 

до  Октября  графу  Строганову,  в  свое  время  выкупил  большое  количество 

лошадей  у  прадеда  Мухадина,  Накхо  Кандураю.  Оставив  себе  какое-то 

количество  уникальных  пород,  Нахно  эмигрировал  с  ними  в  Османскую 

империю.

Это  часть  лъапсэ,  унесенная  с  собой  семьей.  Без  семьи  не  может  быть 

сформировано  лъапсэ.  Произведения  М.  Кандура,  его  художественные 

фильмы  и  творчество  в  целом  всегда  воспринимаются  через  призму 

семьи.  Поэтому  не  случайно  Кандур  проявил  острый  интерес  к  проекту, 

предложенному «Теле Хашет».

Общеизвестно,  что  впечатления  детства  во  многом  формируют 

представления  человека  и  его  вкусы.  Память  о  далеком  детстве  у  многих 

ассоциируется  с  образами,  с  цветами  красок,  со  звуками  и  т.д.  У  нашего 

героя  детство  ассоциируется  с  дыханием  лошадей,  с  запахом  конских  волос,

81


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

их  шерсти,  наконец,  с  запахом  самого  стойла.  Как  и  шесть  предыдущих 

поколений  семьи  Кандур,  Мухадин  не  просто  любит  лошадей,  это  его 

жизнь, его повседневная забота.

С  четырех  лет  он  водил  коней  на  водопой,  это  было  его  обязательной 

утренней  работой.  Дед  Хасан  выделил  ему  одну  более-менее  спокойную 

кобылу,  и  Мухадин  сидел  на  ней,  с  прямой  спиной  и  гордо  поднятой 

головой,  ощущая  себя  героем.  Соседи,  видя,  какая  гордость  переполняет 

его,  едва  заметного  на  спине  здоровой  кобылицы,  специально  громко 

переговаривались,  чтобы  ребенок,  слыша  их  речь,  еще  больше  вдохновлялся. 

«Смотрите,  говорили  они,  самый  главный  мужчина  семьи  Кандур  ведет 

своих родовых лошадей на водопой!»

1

.

Лошади  занимали  всю  его  жизнь.  Какое  бы  образование  М.  Кандур 

не  получал,  каким  бы  видом  деятельности  не  занимался,  он  никогда  не 

отказывался  от  разведения  лошадей.  Даже  будучи  достаточно  известным 

документалистом  и  кинорежиссером  в  Голливуде,  он  продолжал  заниматься 

своими  любимыми  лошадьми  в  Лос-Анджелесе.  А  когда  переехал  жить 

в  Англию,  то  рядом  со  своей  усадьбой  в  Локс  Варне  закупил  огромный 

участок  земли,  чтобы  разводить  арабских  лошадей  и  породу  торобред 

(английская  порода).  Это  серьезная  конюшня,  зарегистрированная  во 

Всемирной организации по разведению арабских лошадей (WAHO).

Мухадин  продолжал  заниматься  лошадьми  и  в  Иордании.  Здесь  у 

него  есть  конюшня  для  разведения  арабской  породы,  которая  впоследствии 

была  преобразована  им  в  Клуб  конного  спорта.  На  стене  офисного  здания 

мозаикой  выложены  имена  предков  Мухадина  (Ахмед,  Казбек,  Имам, 

Накхо,  Хасан,  Иззат),  которые  всю  жизнь  посвятили  разведению  лошадей, 

особенно  любимой  им  кабардинской  породе.  И  это  они  делали  помимо  их 

собственной работы, в продолжение семейной традиции.

В  1991  году  Мухадин  Кандур  стал  одним  из  двух  судьей  на  Ближнем 

Востоке по искусству верховой езды (International Equestrian Federation,

1

  Интервью с Закией Шид; 1994г. Архив JI.X. Балаговой-Кандур.

82


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

FEI).  В  Иордании  это  расценили 

как 

знаковое 

событие, 

поскольку  он  стал  единственным 

в 

стране 

квалифицированным 

специалистом  в  данной  сфере, 

получившим 

международный 

статус.

Поэтому 

не 

случайно, 

что 

Мухадин 

Кандур 

был 

первым  тренером  по  искусству 

верховой  езды  дочери  короля 
Хусейна, 

принцессы 

Хайи 

Мухадин 

Кандур 

судит 

соревнования 

Бинт аль-Хусейн, одной из по верховой езде в Барселоне.

самых  известных  женщин  на  современном  Востоке,  ныне  являющейся 

президентом обозначенной выше международной федерации.

Мухадин Кандур и 

принцесса Хайя Бинт Алъ 

Хусейн. Флорида (США).

83

Фотография Его Величества короля 

Хусейна Бен Талаля с дарственной 

подписью Мухадину Кандуру.


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

Таким  образом,  понятно,  что  Кандур  не  был  новичком  в  коневодстве. 

И  к  тому  же,  как  следует  из  вышеописанного,  у  него  был  личный  интерес 

побывать на Терском конезаводе.

«Я  настолько  хотел  побывать  на  Кавказе,  -  напишет  он  позже,  -  еще 

со  времен  моего  студенчества,  когда  я  собирал  материал  для  написания 

“Мюридизма...”  и  изучал  историю  своего  народа,  что  был  готов  дать 

многое, лишь бы эта возможность у меня появилась»

1

.

Мухадин  вылетел  со  своей  съемочной  группой  в  Россию,  но  ему  тогда 

так  и  не  пришлось  ступить  на  землю  своих  отцов.  Власти  не  пустили  его 

на  территорию  Кабардино-Балкарии,  откуда  родом  его  предки.  В  тот  раз 

он  побывал  в  Пятигорске,  где,  по  его  словам,  «с  вершины  гор  мог  видеть 

Чегем  и  реку  Баксан...  и  только  Богу  известно,  что  я  тогда  пережил...»

2

Как  бы  там  ни  было,  он  все  же  снял  две  серии  о  кабардинской  породе 

лошадей  и  о  народе,  которому  принадлежит  культура  разведения  этого 

красивого  животного.  Все  серии  будут  неоднократно  транслироваться  по 

«Теле  Хашет»,  а  позже  и  по  другим  телеканалам  ряда  стран  Запада,  Европы 

и Ближнего Востока.

Мухадин  Кандур  никогда  не  отделял  себя  от  Кавказа,  несмотря  на  то, 

что  родился  в  диаспоре.  Как  и  все  его  поколение,  он  знал,  что  его  «родина 

находится  в  СССР,  на  Северном  Кавказе.  Это  было  чем-то  само  собой 

разумеющимся.  Моя  земля  меня  всегда  примет»

3

.  И  вместе  с  тем  поездка 

в  СССР  стала  для  Мухадина  Кандура  потрясением.  «Я  начал  понимать,  - 

отмечает  он,  -  что  махаджиры  -  не  только  наши  предки,  но  и  мы  тоже. 

Ведь  меня  не  пускали  домой!  Моя  “вина”  была  лишь  в  том,  что  я  родился 

не  там....  В  эти  очень  тяжелые  для  моего  самолюбия  дни  и  месяцы  я  понял, 

что  так  жить  больше  не  смогу.  Я  должен  вернуться  на  родину...  Я  должен 

рассказать, что я чувствую...»

4

.

1

  Мухадин Кандур. Воспоминания.

2

  Там же.

3

  Там же.

4

  Там же.

84


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

В  те  70-е  годы  Мухадин  Кандур  и  задумал  рассказать  о  своем  народе, 

о  том,  почему  и  как  его  судьба  оказалась  «разорванной»  на  два  берега: 

отечественный и диаспорный...

Однако  «рассказать»  получилось  не  скоро.  Значительно  позже,  в  80-х 

годах  XX  в.  отец  М.  Кандура,  знающий  о  стремлении  сына  написать  роман 

об  истории  «махаджирской»  судьбы  своего  народа,  неожиданно  предложил 

ему  оставить  все,  чем  тот  занимается,  и  серьезно  заняться  писательством. 

Это  совпало  с  периодом  перестройки.  «Настало  твое  время,  -  сказал  он 

мне.  Я  помню,  как  у  меня  отнялся  язык  от  чувств  и  интонаций,  заложенных 

в  словах  отца.  Я  понимал,  что  он  абсолютно  прав,  но  не  знал,  справлюсь 

ли я...»

1

.

К  этому  времени  у  Мухадина  Кандура  уже,  безусловно,  были  наброски 

романа.  Отец,  снабдивший  Кандура  многими  важными  сведениями  и 

деталями, стал для него одним из самых вдохновенных рассказчиков.

В 1991 году отец ушел из жизни.

«Отец»  становится  знаковым  понятием  для  писателя,  через  которое 

воспринимается  и  «идентичность»,  и  «принадлежность»,  и  «этнодуховное 

самоосознание»,  и  в  целом  лъапсэ.

 

Понятие  «родина»,  одно  из  важнейших 

интерпретаций  понятия  лъапсэ,

 

заложено  для  него,  как  для  каждого 

диаспорного  адыга  в  «адэжь  щ1ыналъэ»,

 

что  в  переводе  на  русский  язык 

значит  «древнего  отца  земля».

 

Принято  считать,  что  архетипическое 

сознание  адыга  связывает  понятие  «родины»  с  образом  не  женщины-матери, 

а  отца.  Воля  отца  -  важный  аспект  адыгэ  хабзэ

 

как  личное  отношение 

«сына»,  «мужчины»,  «адыга»  к  фундаментальным  и  основополагающим 

понятиям  адыгэ  хабзэ

 

и  адыгагъэ,

 

таким  как  долг,  честь,  мужество, 

честность  и  прочих  идеалов.  Этим,  конечно,  объясняется  и  то,  что  свою 

трилогию  М.  Кандур  посвящает  отцу.  Для  точности  надо  сказать,  что 

трилогия  посвящана  также  и  королю  Хашимитского  королевства  Хусейну 

Ибн Талал, которому преданно служил его отец.

1

 Мухадин Кандур. Воспоминания.

85