Файл: Современные ориентиры развития образования Тема Стратегия и ресурсы развития современного образования (4 час.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Феномен — явления, которые постигаются с помощью рефлексии, по своей природе являются "сознанием-о" их объектов. То есть, феномен — это предмет человеческого сознания. Феномен существует вне зависимости от того, существует ли реальный объект. Феномен имеет постоянно расширяющуюся структуру в зависимости от угла наблюдения за объектом.

Интенциональность — перманентная направленность сознания на феномен, как предмет, содержащийся в человеческом сознании.

Эпохэ — наложение запрета на объективную позицию, "заключение мира в скобки" — исключение объективного мира, который просто здесь есть.

Феноменолог практикует эпохэ, как метод изучения содержания сознания, то есть мира, который представлен исключительно в сознании человека.

Феноменологическая редукция — состоит из двух уровней. Первый — систематическое и радикальное эпохэ. Второй — максимально полная фиксация и описание феноменов, которые уже не объекты, но единицы смысла, содержащиеся в сознании.

Эйдетическая редукция — выявление ноэмы и ноэзиса в сознании. То есть, сознание состоит из ноэмы — феномена, который является проекцией объекта мира в сознании человека, и ноэзиса — процесса направленности сознания человека на этот феномен. Если во время феноменологической редукции выявляются и процесс постижения человеком конкретного, определенного феномена, и само содержание этого феномена, то эйдетическая редукция — это выявление абстрактных, теоретических форм — ноэмы и ноэзиса. Феноменологическая редукция открывает конкретные примеры внутри сознания, а эйдетическая редукция — сущностные формы сознания.

Ноэма — мысленный феномен, который является проекцией объекта мира (или несуществующего объекта) в сознании человека — предмет сознания.

Ноэзис — процесс постижения феномена, процесс направленности сознания человека на этот феномен.

Трансцендентальная редукция — "заключение себя в скобки". То есть, мы, будучи людьми, принадлежим объективному, существующему миру — мы субъекты этого мира. Трансцендентальная редукция предполагает переход от состояния психической субъективности к состоянию трансцендентальной субъективности, которая способна дать нам непосредственный трансцендентальный опыт.

Актуальность связи метода феноменологии с педагогикой творчества обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, это вызвано необходимостью выживания и
существования человека в созданной им цивилизации, знаковой характеристикой которой является увеличение рискогенных ситуаций на фоне постоянного разрастания и усложнения технологически-информационной среды. Всё более очевидным становится осознание того, возможность существования человечества, сохранение культуры в целом не в последнюю очередь зависит от педагогических стратегий и практик.

Во-вторых, важнейшей проблемой настоящего времени стало превращение системы образования в одну из крупнейших сфер человеческой деятельности, с одной стороны, и углубление кризиса этой системы, - с другой. Наиболее характерная его черта — всё большее расхождение педагогической и философской теории с педагогической практикой, формализация и догматизация педагогического процесса.

В-третъих, кризис классической метафизики с его логоцентризмом и антропоцентризмом, поставил под сомнение общепринятые ценности Разум, Истина, Гуманизм и основанную на них педагогику, целью которой являлось формирование человека в соответствии с готовым образцом.

Феноменологический метод рассмотрения ориентируется на творчество: в нем нет законченного «образа человека», поэтому он направлен не столько на создание системы, сколько на открытие новых неожиданных феноменов в непредсказуемых, непредвиденных ситуациях. Задача феноменологии сближается в этом смысле с генеалогией — найти истоки и естественную почву творчества.

Следует отметить, что в России философский дискурс в контексте воспитания не всегда включает в себя понятие педагогического творчества. На современном этапе развития общества и школы педагогическое творчество ассоциируется, в основном, с новаторством и экспериментом. Несомненно, творчество педагогов-новаторов привносит ощутимый вклад в процесс дальнейшего становления системы образования в изменившихся социально-экономических условиях, требующих пересмотра прежних методов и методик воспитания. Однако, для того, чтобы новый, уникальный опыт педагогов-новаторов утвердился в понятиях академической педагогики, необходимо осмысление воспитания как педагогического творчества на философском категориальном уровне. Для этого нужно предпринять поиск порой утраченных смыслов и понятий, отражающих человека в его целостности и в полноте его экзистенциальных проявлений: разума и инстинктов, идеалов и повседневности, времени и пространства его бытия