Файл: Современные ориентиры развития образования Тема Стратегия и ресурсы развития современного образования (4 час.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


18. Разработка новых теоретических идей, концепций, методов и приемов для эффективной педагогической деятельности;

19. Определение действенных путей противодействия наркомафии;

20. Исследование критериев и устройств формирования ценностной базы учащихся, их высоконравственных установок и добродетельных ориентаций.

Тема 6. Фундаментальные проблемы педагогики (практическое занятие 2 час.)

3. Проблема культуросообразности и природосообразности в педагогике.

Культуросообразность - это педагогическая категория, отражающая закономерности преобразования всего учебно-воспитательного процесса, направленного на целостное развитие личности обучаемого, его творческих возможностей, интеллектуально-нравственной свободы, профессиональной культуры как важной составной части общей культуры, ключевых компетенций по межкультурным, межотраслевым знаниям.

Природосообразность – это форма выражения в отношении к индивиду как части природы, опоре на дарования и природные силы человека, согласовании воспитания и обучения с природными стадиями развития человека, применении природных средств для его развития. Античная наука даже не предполагает воспитание отдельно от природных оснований. Известен долгий период забвения данной идеи. Возрождение идеи

В период, начиная с античности и до начала Нового времени (середина 17 века), не принимая во внимание эпоху средневековья, когда отрицалась идея воспитания как сочетания духовного богатства человека и окружающего его мира, образование было ориентировано на ценности культуры, оно было социокультурным по своей сути, т.к. возникло в лоне культуры и выступало как средство трансляции культуры в общество, как средство ее сохранения и воздействия и на культуру, и на общество, поэтому можно утверждать, что среда этого времени порождала принцип культуросообразности в силу развития культуры, философии, науки.

В этот период были определены философские основания становления принципа культуросообразности, которые исходят из закона тождества бытия и мышления, открытого древнегреческим философом Парменидом (ок. 540 до н.э. или 520 до н. э. - ок. 450 до н. э.), и учений древнегреческих философов о душе
, который говорил, что «Одно и то же мышление и то, о чем мысль, ибо без сущего, о котором она высказана, тебе не найти мышления». Этот закон в 19 веке А. Дистервег трактовал применительно к педагогике и сформулировал его следующим образом: «Воля и мышление едины. Мышление есть бытие. Как человек мыслит, таков он и есть; каков человек, так он и мыслит».

Свободное развитие внутреннего потенциала личности и последовательное воздействие организации воспитания взаимосвязаны. Свободное развитие требует от воспитателя не применять никакого насилия над ребенком в отношение его природных дарований. Сущность воспитания: в возбуждении и напряжении природных сил ребенка.

Принцип культуросообразности

Требования:

1. Приобщение ребенка с раннего детства к национальной культуре

2. Использование в воспитательной деятельности своеобразия народного воспитания, возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев).

3. Активное включение в социальное воспитание знаний родного языка, народных песен, литературы и искусства.

4. Использование культурного наследия прошлого, духовных ценностей мировой культуры.

5. Принцип культуросообразности означает учет условий окружающей учащегося среды (в том числе особенностей национальной культуры), приобщение учащихся к культурному наследию человечества (включая науку, технику, технологию, социальные ценности).

История природосообразности в педагогике

Процессы воспитания и обучения играли важную роль в жизни людей на протяжении всей истории развития человечества. Вполне естественно и закономерно, что люди старались сделать так, чтобы сами эти процессы были доступными и продуктивными, а их результаты - качественными. Уже в 1 в. н. э. римский оратор и учитель риторики Квинтилиан высказал идею о том, что при обучении необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Однако эта идея получила развитие только в XVII в., когда чешский педагог Я. А. Коменский вновь обратился к ней и на ее основе сформулировал принцип природосообразности. В своем бессмертном труде «Великая дидактика» он при рассмотрении процессов воспитания и обучения берет за основу природу, г. е. естественный путь развития человека. Гак, он говорит, что природа всех существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию.

Все это в такой же мере относится и к человеку. Поэтому, чтобы овладеть каким-либо знанием или умением, необходимо начинать его осваивать с юных лет. Заслуга Коменского заключается в том, что он показал исключительные возможности принципа природосообразности в воспитании и образовании.



Принципы природосообразности:

1. Направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

2. Педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить доступно, согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

3. Знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений.

4. В процессе осуществления воспитательных отношений следовать логике «от простого - к сложному», «от незнания - к знанию», «от понятного - к непонятному»

Проблема культуросообразности и природосообразности в педагогике

1. Проблема языкового барьера

2. Разный индивидуаный и разный культурный фон

3. Комплекс неполноценности и превосходства

4. Учащиеся с поликультурным образованием часто лучше подготовлены к работе в различных классах или на рабочем месте и обладают сильной социальной осведомленностью. К недостаткам относятся обида и отчуждение, когда учащиеся и учителя не имеют подготовки, необходимой для содействия многокультурным, анти-предвзятым улучшениям в классе.

5. Мало времени для подготовки и для изучения других знаний.


Практические задачи, задания, упражнения

Проанализировать особенности одного из философских подходов, составляющих методологическую основу педагогики: антропологический, аксиологический, герменевтический, феноменологический, культурологический и др., с представлением мультимедийной презентации. Дать оценку его эвристическим возможностям.

План для анализа:

а) возникновение подхода (время, ученые, направления);

б) основные понятия, определяющие содержание научного подхода;

в) сущность основных положений, раскрывающих подход;

г) интерпретация в педагогическом пространстве;

Сделать вывод: что дает для постижения педагогических явлений, какие связи, свойства и отношения проясняет; в чем ограниченность данного подхода при анализе педагогических феноменов.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – учение о феноменах; направление в философии 20 в., основанное Э.Гуссерлем.

Феноменологию как дисциплину можно изначально определить как исследование структур переживания, или сознания. В буквальном смысле феноменология есть исследование «феноменов», явлений вещей, или вещей, как они являются в нашем опыте, или способов нашего переживания вещей, а значит, и смыслов, которые имеют вещи в нашем опыте. Феноменология изучает сознательный опыт, переживаемый с субъективной точки зрения, или с позиции первого лица. Эта область философии, таким образом, должна быть отличена от других главных ее областей: онтологии (исследования бытия, или того, что есть), эпистемологии (исследования знания), логики (изучения формально верных рассуждений), этики (изучения правильных и дурных действий) и т.д., и соотнесена с ними.

Феноменология обрела самостоятельный статус благодаря Гуссерлю, наподобие того, как эпистемология обрела такой статус благодаря Декарту, а онтология или метафизика — благодаря Аристотелю, идущему за Платоном. И все же феноменология практиковалась, поименованная или нет, на протяжении многих столетий. Когда индуистские и буддистские философы размышляли о состояниях сознания, достигаемых при разного рода медитации, они практиковали феноменологию. Когда Декарт, Юм и Кант давали характеристики состояниям восприятия, мышления и воображения
, они практиковали феноменологию. Когда Брентано классифицировал разновидности ментальных феноменов (определяемых через направленность сознания), он практиковал феноменологию. Когда Джеймс давал оценку разного рода ментальной деятельности в потоке сознания (говоря в том числе об их воплощенности и об их зависимости от привычки), он тоже практиковал феноменологию. Нередко практиковали феноменологию и современные аналитические философы сознания, занимаясь проблемами сознания и интенциональности. И все же, несмотря на столетние корни, расцвела феноменология как дисциплина лишь у Гуссерля.

Труды Гуссерля вызвали лавину феноменологических текстов в первой половине XX века. Разнообразие традиционной феноменологии очевидно из «Энциклопедии феноменологии» (Encyclopedia of Phenomenology, Kluwer Academic Publishers, 1997, Dordrecht and Boston), в которой имеются разные статьи о семи типах феноменологии.

1) Трансцендентальная конститутивная феноменология изучает то, как конституируются объекты в чистом или трансцендентальном сознании, оставляя в стороне вопросы о каком-либо отношении к окружающему нас природному миру.

2) Натуралистическая конститутивная феноменология изучает, как сознание конституирует или воспринимает вещи природного мира, допуская — вместе с естественной установкой — что сознание является частью природы.

3) Экзистенциальная феноменология изучает конкретное человеческое существование, в том числе переживание свободного выбора или действия в конкретных ситуациях.

4) Генеративная историцистская феноменология изучает генерацию смысла наших переживаний в исторических процессах коллективного опыта.

5) Генетическая феноменология изучает генезис смыслов вещей в субъективном потоке переживаний.

6) Герменевтическая феноменология изучает интерпретативные структуры опыта, то, как мы понимаем и взаимодействуем с объектами, окружающими нас в мире человеческого существования, включая нас самих и других людей.

7) Реалистическая феноменология изучает структуру сознания и интенциональности, допуская существование этой структуры в реальном мире, который по большей части занимает внешнее отношение к сознанию и никоим образом не производится сознанием.

Основные понятия

Рефлексия — акт переживания, с помощью которого человек постигает предметы, явления, формирует мысли и ценности. Рефлексия неразрывно связана с личным опытом и является инструментом его получения, постижения.