Файл: Современные ориентиры развития образования Тема Стратегия и ресурсы развития современного образования (4 час.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5. Источники определения педагогических проблем (2 час.)
1. Роль и место педагогики в системе научного знания.
Педагогика – развивающаяся наука и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему.
Педагогика в системе человекознания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы1.
Педагогика как наука имеет свой предмет и взаимосвязана с областями знания – философией, психологией, физиологией, социологией.
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере углубления и расширения научных знаний наступал период дифференциации наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль отражения реальной действительности. Дальше происходила внутринаучная дифференциация и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их системы. Наконец, наступает период межнаучного синтеза.
Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и обучения личности. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, тесно связана с науками, изучающими человека. Человека как члена общества изучают общественные науки, как продукт биологической эволюции – биологические науки, а как мыслящее существо с его психическим внутренним миром – психологические науки.
1. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым, помогая корректировать направленность воспитания.
Философия. В ней педагогика находит, прежде всего, опорные методологические положения. Способствуют развитию исследовательского мышления и такие разделы философии, как материалистическая диалектика и теория познания (гносеология). Философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.
Этика и эстетика. Помогают решению педагогических задач нравственного, эстетического воспитания, формирования научного мировоззрения. Выводя нормы нравственности из жизненной практики и различных философских систем, формулируя их в виде моральных норм, этика, однако, не занимается вопросом о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и соответствующие образцы поведения. Этим занимается педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы.
Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Конечно, – это задача и педагогики в пределах свого собственного предмета, но логические схемы, фигуры, законы являются необходимой (хотя и недостаточной) основой, если используется аппарат одной науки для решения прикладных задач другой.
Социология, совместно с педагогикой, ищет пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Социологические исследования информируют специалистов образовательной деятельности о состоянии системы в социально-экономической и духовной, правовой и демографической среде2.
Экономическая политика – во все времена было необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.
Политология. Образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.
2. Биологические науки.
Педагогика устанавливает свои формы связи и с некоторыми естественными науками, изучающими человека как биологическое существо. Анатомия, физиология, генетика составляют основу для понимания биологической сущности человека: его физического строения, генетического происхождения, развития высшей нервной
деятельности, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и всех других систем. Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с
отраслями медицинских наук. Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма, токсикомания, наркомания ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу – разработать специальную систему обучения и воспитания недомогающих и больных школьников. Начало этому положено известным врачом-педагогом А.А. Дубровским, теоретиком и практиком т.н. лечебной педагогики.
3. Психология. Между ними существует несколько узлов связи. Главный из них – предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. Второй узел связи – показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей – педагогической психологии и психопедагогики. Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования3.
Завершая обзор межнаучных связей педагогики, подчеркнем, что к числу ее партнеров в соответствующих условиях при исследовании определенных образовательно-воспитательных проблем относятся и многие другие науки (юриспруденция, демография, статистика, экология, этнография, этнология, история, литература, география, антропология, археология, технические науки и др.).
Практические задачи, задания, упражнения
2. Проведите анализ проблематики психолого-педагогических исследований по материалам Международных и Всероссийских конференций, состоявшихся в России и регионе за 2016-2020 гг..
В развитии психолого-педагогических исследований неизбежно возникают обостренные проблемы, связанные с теми или иными обстоятельствами образовательного процесса. Эти проблемы представляют собой противоречия, требующие поиска гармоничного решения. При этом проблема обязательно должна быть актуальной и истинной, то есть еще не решенной.
Среди множества методологических и теоретических исследовательских проблем выделяются следующие:
· соответствие философских, общественных, эмоциональных и педагогических закономерностей при определении теоретических основ и решении главных задач педагогической работы;
· приемы отбора методов для психолого-педагогического исследования; специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т.д.;
· соответствие масштабных, общероссийских, региональных, районных интересов при конструировании психолого-педагогических систем;
· гармонизация и оптимизация педагогического процесса, и основные приемы их достижения;
· связь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании; критерии успешности учебно-воспитательной работы;
· развитие личности учащихся в конкретных образовательных учреждениях; методология и разработка педагогического проектирования;
· основы эффективного исследовательского поиска.
Среди ряда практических проблем психолого-педагогических исследований, ученые обозначают:
· развивающие возможности современных методических систем;
· гуманитарное образование и духовный мир учителя;
· пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного направлений образования;
· здоровьесберегающие технологии в учебном процессе; возможности информационных технологий;
· эффективность прогрессивных систем преподавания; особенности преподавания в России и других государствах;
· формирование и развитие воспитательной системы школы;
· семья в системе общественного воспитания;
· специфика этнической педагогики.
Перечисленные проблемы представляют далеко не полный перечень, они постоянно сменяют друг друга и возникают в ходе новых педагогических открытий. Все они так или иначе связаны с управлением образованием, совершенствованием его инфраструктуры, отдельных задач, связанных с реализацией идеи непрерывного образования.
Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований
В связи с обозначенными проблемами четко обозначаются приоритетные направления развития исследований в области педагогики.
1. Исследование самого человека, как существа биологического и социального одновременно. В следствии этого в настоящий момент актуализировались не просто задачи мобилизации всех знаний о человеке, но необходимость в специальном исследовании, касающегося специфики человеческой личности.
2. Исследование самого процесса развития. Данное направление ориентировано не только на выявление точных закономерностей, но и на раскрытие единых основ развития
3. Поиск новых резервов личностного развития и полномочий оптимизации воспитательных воздействий образовательных учреждений;
4. Научное определение юношества как особого периода развития;
5. Организация усиленного поиска новых критериев «взросления» людей, определение степени и характера их поступков;
6. Выявление путей, форм, способов организации дифференцированного обучения учащихся;
7. Исследование научных причин и основ возведения разносторонних и многоуровневых форм развертывания взаимоотношений взрослых и детей;
8. Исследование специфических черт народного воспитания, а также проблемы взаимоотношений между представителями разных народностей, воспитание толерантности;
9. Исследование коллективного сознания, обобщенного интеллекта, отличающегося у разных людей скорость его приобретения, восприятием, различной реакцией;
10. Исследование научных и психолого-дидактических основ создания современных учебников и учебных пособий;
11. Разработка и применение новых информационных технологий, в том числе и Интернет;
12. Исследование проблемы времени в учебном процессе (дифференциация времени учащихся на разных этапах обучения, его рациональное распределение);
13. Характеризация психолого-педагогических условий и механизмов, сущности, структуры учебной работы;
14. Раскрытие возможностей для полного и всестороннего развития личности, усиления ее эмоционально-волевой устойчивости;
15. Определение путей формирования духовного развития ребенка, его жизненных ценностей;
16. Работа по определению социальных условий поддержки развития учащихся на разных этапах обучения и воспитания;
17. Увеличение возможностей для профессионального роста педагогов, учет отличительных черт их становления, развитие передового педагогического опыта;
1. Роль и место педагогики в системе научного знания.
Педагогика – развивающаяся наука и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему.
Педагогика в системе человекознания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы1.
Педагогика как наука имеет свой предмет и взаимосвязана с областями знания – философией, психологией, физиологией, социологией.
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере углубления и расширения научных знаний наступал период дифференциации наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль отражения реальной действительности. Дальше происходила внутринаучная дифференциация и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их системы. Наконец, наступает период межнаучного синтеза.
Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и обучения личности. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, тесно связана с науками, изучающими человека. Человека как члена общества изучают общественные науки, как продукт биологической эволюции – биологические науки, а как мыслящее существо с его психическим внутренним миром – психологические науки.
1. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым, помогая корректировать направленность воспитания.
Философия. В ней педагогика находит, прежде всего, опорные методологические положения. Способствуют развитию исследовательского мышления и такие разделы философии, как материалистическая диалектика и теория познания (гносеология). Философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.
Этика и эстетика. Помогают решению педагогических задач нравственного, эстетического воспитания, формирования научного мировоззрения. Выводя нормы нравственности из жизненной практики и различных философских систем, формулируя их в виде моральных норм, этика, однако, не занимается вопросом о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и соответствующие образцы поведения. Этим занимается педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы.
Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Конечно, – это задача и педагогики в пределах свого собственного предмета, но логические схемы, фигуры, законы являются необходимой (хотя и недостаточной) основой, если используется аппарат одной науки для решения прикладных задач другой.
Социология, совместно с педагогикой, ищет пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Социологические исследования информируют специалистов образовательной деятельности о состоянии системы в социально-экономической и духовной, правовой и демографической среде2.
Экономическая политика – во все времена было необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.
Политология. Образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.
2. Биологические науки.
Педагогика устанавливает свои формы связи и с некоторыми естественными науками, изучающими человека как биологическое существо. Анатомия, физиология, генетика составляют основу для понимания биологической сущности человека: его физического строения, генетического происхождения, развития высшей нервной
деятельности, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и всех других систем. Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с
отраслями медицинских наук. Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма, токсикомания, наркомания ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу – разработать специальную систему обучения и воспитания недомогающих и больных школьников. Начало этому положено известным врачом-педагогом А.А. Дубровским, теоретиком и практиком т.н. лечебной педагогики.
3. Психология. Между ними существует несколько узлов связи. Главный из них – предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. Второй узел связи – показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей – педагогической психологии и психопедагогики. Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования3.
Завершая обзор межнаучных связей педагогики, подчеркнем, что к числу ее партнеров в соответствующих условиях при исследовании определенных образовательно-воспитательных проблем относятся и многие другие науки (юриспруденция, демография, статистика, экология, этнография, этнология, история, литература, география, антропология, археология, технические науки и др.).
Практические задачи, задания, упражнения
2. Проведите анализ проблематики психолого-педагогических исследований по материалам Международных и Всероссийских конференций, состоявшихся в России и регионе за 2016-2020 гг..
В развитии психолого-педагогических исследований неизбежно возникают обостренные проблемы, связанные с теми или иными обстоятельствами образовательного процесса. Эти проблемы представляют собой противоречия, требующие поиска гармоничного решения. При этом проблема обязательно должна быть актуальной и истинной, то есть еще не решенной.
Среди множества методологических и теоретических исследовательских проблем выделяются следующие:
· соответствие философских, общественных, эмоциональных и педагогических закономерностей при определении теоретических основ и решении главных задач педагогической работы;
· приемы отбора методов для психолого-педагогического исследования; специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т.д.;
· соответствие масштабных, общероссийских, региональных, районных интересов при конструировании психолого-педагогических систем;
· гармонизация и оптимизация педагогического процесса, и основные приемы их достижения;
· связь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании; критерии успешности учебно-воспитательной работы;
· развитие личности учащихся в конкретных образовательных учреждениях; методология и разработка педагогического проектирования;
· основы эффективного исследовательского поиска.
Среди ряда практических проблем психолого-педагогических исследований, ученые обозначают:
· развивающие возможности современных методических систем;
· гуманитарное образование и духовный мир учителя;
· пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного направлений образования;
· здоровьесберегающие технологии в учебном процессе; возможности информационных технологий;
· эффективность прогрессивных систем преподавания; особенности преподавания в России и других государствах;
· формирование и развитие воспитательной системы школы;
· семья в системе общественного воспитания;
· специфика этнической педагогики.
Перечисленные проблемы представляют далеко не полный перечень, они постоянно сменяют друг друга и возникают в ходе новых педагогических открытий. Все они так или иначе связаны с управлением образованием, совершенствованием его инфраструктуры, отдельных задач, связанных с реализацией идеи непрерывного образования.
Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований
В связи с обозначенными проблемами четко обозначаются приоритетные направления развития исследований в области педагогики.
1. Исследование самого человека, как существа биологического и социального одновременно. В следствии этого в настоящий момент актуализировались не просто задачи мобилизации всех знаний о человеке, но необходимость в специальном исследовании, касающегося специфики человеческой личности.
2. Исследование самого процесса развития. Данное направление ориентировано не только на выявление точных закономерностей, но и на раскрытие единых основ развития
3. Поиск новых резервов личностного развития и полномочий оптимизации воспитательных воздействий образовательных учреждений;
4. Научное определение юношества как особого периода развития;
5. Организация усиленного поиска новых критериев «взросления» людей, определение степени и характера их поступков;
6. Выявление путей, форм, способов организации дифференцированного обучения учащихся;
7. Исследование научных причин и основ возведения разносторонних и многоуровневых форм развертывания взаимоотношений взрослых и детей;
8. Исследование специфических черт народного воспитания, а также проблемы взаимоотношений между представителями разных народностей, воспитание толерантности;
9. Исследование коллективного сознания, обобщенного интеллекта, отличающегося у разных людей скорость его приобретения, восприятием, различной реакцией;
10. Исследование научных и психолого-дидактических основ создания современных учебников и учебных пособий;
11. Разработка и применение новых информационных технологий, в том числе и Интернет;
12. Исследование проблемы времени в учебном процессе (дифференциация времени учащихся на разных этапах обучения, его рациональное распределение);
13. Характеризация психолого-педагогических условий и механизмов, сущности, структуры учебной работы;
14. Раскрытие возможностей для полного и всестороннего развития личности, усиления ее эмоционально-волевой устойчивости;
15. Определение путей формирования духовного развития ребенка, его жизненных ценностей;
16. Работа по определению социальных условий поддержки развития учащихся на разных этапах обучения и воспитания;
17. Увеличение возможностей для профессионального роста педагогов, учет отличительных черт их становления, развитие передового педагогического опыта;