Файл: Практикум по методике обучения биологии в школе ( Инновационная методика подготовки учителя биологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А) эволюционная теория Ч. Дарвина
Б) закон сохранения вещества
В) диалектический метод познания явлений живой природы
Г) круговорот воды в природе
Задача эстетического воспитания на уроках биологии заключается в том, чтобы сформировать у
учащихся:
А) составлять букеты
Б) любоваться красивыми объектами природы
В) эстетические ценности природы
Г) изготавливать гербарий
Метод обучения биологии – это:
А) путь к истине
Б) источник знаний
В) взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, направленных на выполнение цели обучения биологии
Г) способ передачи знаний
Бинарная система методов обучения биологии построена на интеграции:
А) общедидактических и частнопредметных методов
Б) наглядных и практических методов обучения
В) методов и приемов обучения
Г) общедидактических методов и беседы
Среди методов обучения биологии наиболее специфичными являются:
А) наглядные
Б) биологический эксперимент
В) словесные
Г) все названные методы
Основой классификации методов обучения биологии являются признаки:
А) дидактическая цель
Б) деятельность учителя
В) уровень познавательной деятельности учащихся
Г) все три вышеназванных признака
Одну из групп методов обучения биологии составляют:
А) наглядные
Б) эксперименты
В) логические
Г) аналитические
К видам словесных методов относятся:
А) демонстрация, иллюстрация
Б) лекция, поисковая беседа, рассказ учащихся
В) наблюдение, самонаблюдение
Г) эксперимент, моделирование

Определяющим фактором при выборе методов обучения биологии является:
А) специальное оборудование
Б) стиль работы учителя
В) содержание биологического материала
Г) средства наглядности
Практические методы обучения биологии формируют в основном понятия:
А) анатомо-морфологические
Б) общебиологические
В) физиологические
Г) теоретические
Исследовательские методы формируют у личности:
А) черты творческой деятельности
Б) воображение
В) правильное мировоззрение
Г) естественнонаучное мышление
Основными условиями организации самостоятельной работы учащимися:
А) творческий, близкий к исследовательскому характер
Б) мотивация к самостоятельной деятельности
В) индивидуализация заданий
Г) все выше названные
Дисциплина: Теория и методика обучения биологии
Тестовая диагностика качества усвоения знаний по теории и методике обучения биологии
осуществляется в следующих условиях:
1.1. закрытой ( тестовой) формы контроля
1.2. ориентированной на средний уровень обученности студента
1.3.
30 сек. один тест
1.4.
1 балл – за один правильный ответ.
1.5.
Уровень усвоения дидактических единиц указан в них отдельно.
Указания к выполнению:
1. Обратите внимание, что перед каждым ответом из предложенного набора стоит один из знаков:
знак – предполагает выбор одного ответа из предложенных;
знак Δ – предполагает выбор нескольких ответов из предложенных;
знак О – предполагает указания последовательности или соответствия.
2. Выбранный правильный ответ обозначьте галочкой – v
Задания
ДЕ. 1. Теория и методика обучения биологии как предмет
Задание 1 . Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает:
Варианты ответов:
метод обучения


□ – путь исследования
□ – педагогическая наука
□ – школьный метод обучения
Задание 2. Предметом методики обучения биологии является:
Варианты ответов:
□ – процесс обучения биологии
□ – процесс научного исследования
□ – процесс познания биологии
□ – процесс познания педагогики
Задание 3. Важнейшим фактором индивидуального развития школьников при обучении биологии является:
Варианты ответов:
□ – применение натуральных средств обучения биологии
□ – систематический опрос учащихся
□ – наличие программ разного уровня
□ – содержание обучения
Задание 4. Методика обучения биологии является:
Варианты ответов:
Δ – наукой построенной на психологических закономерностях
Δ – отраслью социологии
Δ – самостоятельной дисциплиной
Δ – предметной отраслью педагогической науки
Задание 5. Современные проблемы методики обучения биологии:
Варианты ответов:
Δ – информационные технологии обучения биологии
Δ – гуманизация биологического образования
Δ – методы обучения биологии
Δ – аксиологический (ценностный) подход в обучении биологии
Задание 6. Государственный образовательный стандарт по биологии – это:
Варианты ответов:
□ – сборник законов об образовании
□ – комплекс учебников нового поколения
□ – нормативный федеральный документ с комплексом норм и требований к содержанию образования
□ – учебная программа
Д.Е. 2. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии
Задание 7.Теорию формирования и развития биологических понятий разработал:
Варианты ответов:
□ – Энгельс Ф.
□ – Бабанский Ю. К.
□ – Верзилин Н. М.
□ – Коменский Я. А.
Задание 8. Автором первого в России учебника по естествознанию является:
Варианты ответов:
□ – Верзилин Н. М.

□ – Корсунская В. М.
□ – Тимирязев К. А.
□ – Зуев В. Ф.
Задание 9. Разработка методики экскурсионного дела в Российском образовании связана с именем:
Варианты ответов:
Δ – Боровицкого П. И.
Δ – Райкова Б. Е.
Δ – Зверева И. Д.
Δ – Верзилина Н. М.
Задание 10. Установите соответствие между датами и событиями разработки содержания школьной биологии
Варианты ответов:
1. Вторая половина ХХ века
2. Вторая половина 19 века
3. Перовая половина ХХ века
О – разработкаатеистического содержания школьной биологии
О – разработка эколого-эволюционного содержания школьной биологии
О – разработка В.И.Далем учебника «начертание естественной теории»
ДЕ 3. Особенности современной системы биологического образования
Задание 11. Усиление развития личности в биологическом образовании решается путем:
Варианты ответов:
□ – изменения в содержании обучения обобщений (по В.В.Давыдову)
□ – интеллектуального развития школьников (по Н.А. Кабановой-Меллер)
□ – повышения роли проблемного обучения (по М.М. Махмутову)
□ - все названные направления
Задание 12. Выберите черты присущие учебникам нового поколения:
Варианты ответов:
Δ – вопросы и задания трех уровней
Δ – наличие дискуссионных вопросов
Δ – преобладание подлинных иллюстраций и фотографий
Δ – обязательность выводов
Задание 13. К основным факторам процесса обучения биологии не относится:
Варианты ответов:
□ – цели обучения
□ – проблемность обучения
□ – содержание образования
□ – результаты обучения
Задание 14. Движущие силы развития учащихся в процессе обучения биологии:
Варианты ответов:
□ – противоречие между потребностями школьника и внешними обстоятельствами
□ – возросшие запросы учеников и старые формы деятельности
□ – новые требования деятельности и несформированные умения и навыки
□ – все названные виды


Задание 15. К недостаткам традиционного обучения биологии можно отнести:
Варианты ответов:
□ – большой удельный вес знаний учащихся, полученных в готовом виде
□ – ориентация в процессе обучения на «усредненного» ученика
□ – преобладание словесных методов изложения материала
□ – все перечисленные признаки
Задание 16 . К гуманистическим идеям в методике обучения биологии относятся:
Варианты ответов:
□ – цели образования на личностный рост ученика
□ – возможность самореализации ученика в учебном процессе
□ – развивающая помощь учителя
□ – все перечисленные признаки
Задание 17. Модернизация биологического образования – это:
Варианты ответов:
Δ – развивающее обучение биологии
Δ – личностно- деятельностный подход к процессу обучения
Δ – преобладание исследовательского метода обучения
Δ – создание творческой среды в процессе обучения
ДЕ. 4. Формы обучения биологии
(критерии освоения – не менее 5 правильно выполненных заданий)
Задание18. Структурными компонентами урока биологии являются:
Варианты ответов:
Δ – актуализация знаний
Δ – применение знаний
Δ – усвоение знаний и умений
Δ – контроль усвоения знаний, умений и навыков
Задание 19. Типами уроков биологии являются:
Варианты ответов:
Δ – урок изучения нового материала
Δ – комбинированный урок
Δ – урок обобщения и систематизации
Δ – урок – исследование
Задание 20. Групповая форма организации деятельности учащихся характеризуется:
Варианты ответов:
□ – разделение учащихся по группам и решение учебных задач при их дальнейшем обучении
□ – выполнением группой определенного задания
□ – индивидуальное выполнение заданий в группе
□ – все выше названные признаки
Задание 21. Урок – это целостная система, так как:
Варианты ответов:
Δ – процесс обучения функционирует по циклу от мотивации учения …к результатам
Δ – его структурные компоненты - актуализация, усвоение, контроль … и другие, связаны между собой
Δ – компоненты урока связаны целями и результатами обучения

Δ – на уроке развивается целостная личность ученика
Задание 22. Главным структурным компонентом урока является:
Варианты ответов:
□ – выставление отметок
□ – усвоение ЗУН
□ – организация домашней работы
□ – деятельность учащихся
Задание 23. Виды уроков классифицируют по:
Варианты ответов:
□ – преобладающему методу обучения
□ – эмоциональной насыщенности урока
□ – наглядной обеспеченности
□ – подготовленности учащихся к уроку
Задание 24. К нестандартным видам урока относится:
Варианты ответов:
□ – комбинированный урок
□ – урок – лабораторная работа
□ – урок – путешествие
□ – урок изучение нового материала
Задание 25. Условия успешного проведения биологической экскурсии:
Варианты ответов:
Δ – проведение экскурсии по определенному маршруту
Δ – наличие отчетов учащихся
Δ – самостоятельное познание учащимися живой природы в естественных условиях
Δ – природоохранное поведение в природе
Д.Е. 5. Методы обучения биологии
( критерии усвоения Д.Е.5. – не менее 7 правильно выполненных заданий)
Задание 26. Методы обучения биологии - постоянный предмет исследования в
теории и методике обучения биологии, так как:
Варианты ответов:
□ – постоянно изменяется наука биология и методы ее познания
□ – важно всегда изучать методы обучения
□ – изменяется ученическая деятельность в процессе обучения
□ – организация процесса обучения совершенствуется
Задание 27. Метод обучения биологии – это:
Варианты ответов:
□ – путь к истине
□ – средство активизации деятельности ученика в процессе изучения живой природы
□ – способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей биологического образования
□ – способ передачи знаний
Задание 28. Бинарную систему методов обучения биологии можно построить на интеграции:
Варианты ответов:
□ – общедидактических и частнопредметных методов обучения биологии
□ – наглядных и практических методов обучения биологии
□ – методов и приемов обучения
□ – Системы словесных методов обучения биологии


Задание 29. Среди методов обучения биологии наиболее специфичными являются:
Варианты ответов:
□ – наглядные ( демонстрации таблиц, иллюстрации различного уровня)
□ – биологический эксперимент
□ – словесные
□ – все названные методы
Задание 30. Основой классификации методов обучения биологии являются признаки:
Варианты ответов:
□ –дидактическая цель
□ – деятельность учителя
□ – уровень познавательной деятельности учащихся
□ – все три вышеназванных признака
Задание 31. Одну из групп методов обучения биологии составляют:
Варианты ответов:
□ – наглядные
□ – эксперименты
□ – логические
□ – аналитические
Задание 32.К словесным методам относятся:
Варианты ответов:
□ – рассказ с демонстрацией и иллюстрацией
□ – лекция, поисковая беседа, рассказ учащихся
□ – наблюдение, самонаблюдение
□ – эксперимент, моделирование
Задание 33. Определяющим фактором при выборе учителем методов обучения биологии является:
Варианты ответов:
□ – специальное оборудование
□ – свой стиль работы
□ – содержание биологического материала
□ – средства наглядности
Задание 34. Основными методами обучения на экскурсии являются:
Варианты ответов:
Δ – наблюдения в природе
Δ – экспериментальная работа школьников
Δ – самостоятельная работа учащихся с живыми объектами в естественных условиях
Δ – рассказ учителя или экскурсовода
Задание 35. Практические методы обучения биологии эффективно формируют преобладающе следующие понятия:
Варианты ответов:
□ – анатомо-морфологические
□ – общебиологические
□ – физиологические
□ – теоретические
Задание 36.Исследовательские методы формируют у личности:
Варианты ответов:
Δ – творческие качества
Δ – воображение
Δ – правильное мировоззрение

Δ – естественнонаучное мышление
Задание 37. Каждый метод в процессе обучения реализуется в виде:
Варианты ответов:
□ – одного методического приема
□ – технических методических приемов
□ – организационных и логических методических приемов
□ – многими и разными методическими приемами
Задание 38. Учение (учебная деятельность) – это:
Варианты ответов:
□ – деятельность ученика
□ – процесс перевода учащимся биологической культуры в индивидуальный опыт
□ – элементы какого-либо метода
□ – создание учащимися образов
ДЕ. 6. Содержание и структура школьного курса биологии
Задание 39. Отбор содержания биологического материала в современный школьный курс биологии основан на:
1   2   3   4   5   6   7

Варианты ответов:
□ – теории «социального опыта» ( М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер)
□ – культурологической концепции определения содержания
□ – концепции соответствия содержания структуре качеств личности (В.С. Леднев)
□ – интеграции идей всех названных теорий содержания
Задание 40. Современное содержание школьной биологии включает знания:
Варианты ответов:
Δ – эмпирические
Δ – методологические
Δ – теоретические
Δ – о живой природе
Задание 41. Содержание биологического образования включает компоненты:
Варианты ответов:
□ – знания основ биологических наук и опыта деятельности накопленного человечеством
□ – опыт эмоционально-ценностного отношения к живой природе
□ – опыт творческой деятельности учащихся
□ – все названные
Задание 42. Школьный учебник биологии - это:
Варианты ответов:
□ – информационная и модель процесса обучения биологии
□ – система организации урока
□ – распределение материала по темам
□ – источник знаний для школьника
Задание 43. Автором современного учебника раздела о растениях является:
Варианты ответов:
□ – Никишов А. И.
□ – Пасечник В. В.
□ – Корчагина В. А.
□ – Пугал Н.А.

Задание 44. В структуре учебников биологии выделяются компоненты:
Варианты ответов:
□ – текст
□ – аппарат организации усвоения

аппарат ориентировки в учебнике
□ – все названные выше
Задание 45. Определите, на каких уровнях познавательной самостоятельности можно организовать работу учащихся с учебником биологии:
Варианты ответов:
Δ – репродуктивном
Δ – поисковом
Δ – творческом
Δ – исследовательском
Задание 46. Воспитание в процессе обучения биологии заключается в:
Варианты ответов:
□ – запоминании знаний воспитывающего характера
□ – переходе знаний в умения
□ – накоплении информации учащихся по содержанию учебного материала
□ – переходе знаний в убеждения и привычки поведения в соответствии с социальными и педагогическими требованиями
Задание 47. Воспитательная функция обучения биологии состоит в:
Варианты ответов:
□ – содержании учебного предмета, которое формирует мировоззрение школьников
□ – личных моральных качествах учителя
□ – применении усвоенных знаний
□ – возрастных особенностями учащихся
Задание 48. Системой формирования научного мировоззрения учащихся в процессе обучения биологии является:
Варианты ответов:
□ – закон сохранения вещества
□ – эволюционная теория Ч. Дарвина
□ – диалектический метод познания явлений живой природы
□ – круговорот воды в природе
Задание 49. Задача эстетического воспитания при обучении биологии заключается в том, чтобы сформировать у учащихся:
Варианты ответов:
Δ – уметь отражать гармонию и красоту живой природы художественными средствами
Δ – любоваться красивыми объектами природы
Δ – ценностное отношение к живой природе
Δ – изготавливать гербарии
Задание 50. К основным факторам процесса обучения биологии не относится:
Варианты ответов:
□ – цели обучения