Файл: Практикум по методике обучения биологии в школе ( Инновационная методика подготовки учителя биологии).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образовательной среды ( ОК-14,16; ОПК -2,3,4,5,6 o способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
Они проявляются в следующих видах практических умений и способов
методической деятельности:
проводить методико-психологический анализ курса и разделов биологии, программ и учебников, опыта работы учителя, процесса обучения и на этой основе формировать умения их совершенствования с целью достижения целей биологического образования;
проводить сравнительный анализ различных дидактических систем, технологий и самоопределяться по отношению к ним при обучении биологии;
формировать профессиональные умения при выборе методов, форм, средств, технологий обучения биологии в школе;
осуществлять эффективную методическую деятельность по планированию (тематическому и поурочному) биологического образования на всех ступенях обучения в школе;
разрабатывать фрагменты уроков, образовательных ситуаций, открытых заданий, контрольных и рефлексивных заданий для учащихся;
моделировать и проводить развивающие уроки различных типов и видов, в том числе и творческие уроки на заданную тему, вести их анализ, давать оценку и самооценку проводимым занятиям;
организовывать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность во время моделирования занятий со студентами и на практике при обучении, воспитании и развитии школьников различных возрастных групп;
владеть методами развития личности и способностей (в том числе творческих) детей в рамках потенциала содержания школьной биологии и процесса обучения;
владеть методикой диагностики качества обучения школьников, оценивать знания, умения и навыки учащихся;
осуществлять рефлексию своей педагогической деятельности и на этой основе корректировать ее.
Содержание и структура методики обучения биологии
Они проявляются в следующих видах практических умений и способов
методической деятельности:
проводить методико-психологический анализ курса и разделов биологии, программ и учебников, опыта работы учителя, процесса обучения и на этой основе формировать умения их совершенствования с целью достижения целей биологического образования;
проводить сравнительный анализ различных дидактических систем, технологий и самоопределяться по отношению к ним при обучении биологии;
формировать профессиональные умения при выборе методов, форм, средств, технологий обучения биологии в школе;
осуществлять эффективную методическую деятельность по планированию (тематическому и поурочному) биологического образования на всех ступенях обучения в школе;
разрабатывать фрагменты уроков, образовательных ситуаций, открытых заданий, контрольных и рефлексивных заданий для учащихся;
моделировать и проводить развивающие уроки различных типов и видов, в том числе и творческие уроки на заданную тему, вести их анализ, давать оценку и самооценку проводимым занятиям;
организовывать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность во время моделирования занятий со студентами и на практике при обучении, воспитании и развитии школьников различных возрастных групп;
владеть методами развития личности и способностей (в том числе творческих) детей в рамках потенциала содержания школьной биологии и процесса обучения;
владеть методикой диагностики качества обучения школьников, оценивать знания, умения и навыки учащихся;
осуществлять рефлексию своей педагогической деятельности и на этой основе корректировать ее.
Содержание и структура методики обучения биологии
Общая трудоемкость Методики обучения биологии в школе составляет 8 зачетных единиц, 228 часа.
№ п/п
Раздел(тема)
дисциплины
С
ем
ес
тр
Н
еде
л
я
се
м
ес
тра
Виды
учебных занятий
Объем учебной работы, с примен. интерактивн ых методов
(в часах / %)
Формы текущ. контр успеваем
(по
неделям) ,
форм.проме ж. аттестации
(семест.)
Лек ции
Пра
кт.
зан.
СРС
1.
Теория и методика обучения биологии как наука. Законы
МОБ.
4 1,2 4
4 4
4/60 2
История и современные тенденции развития и закономерности школьного биологического образования.
4 3,4 2
2 4
4/40
Пров. раб.
3
Цели школьного биологического образования.
Целеполагание.
4 5,6 4
4 4
4/50
Рейт. контр.
№ 1 4
Теории содержания школьного биологического образования, характеристика компонентов.
4 7,8 6
4 6
6/ 40
5.
Технологический подход к обучению.
Биологические понятия и методика развития знаний и умений у учащихся.
4 9, 10 6 4
10 6/40
Рейт. контр
№2 6.
Методы обучения биологии в школе.
Психолого- педагогическая характеристика и выбор методов.
4 11,
12,
13 8
4 12 8/50
Рейт. контр.
№3 7.
Формы организации обучения биологии.
Типология уроков их характеристика.
4 14,
15,
16 10 4
14 10/ 60
Рейт. контро ль №3 8.
Развивающее и проблемное обучение биологии.
4 17,
18 4
4 8
4/ 50 9
Личностно- ориентированное обучение биологии.
Развитие мотивов и мышления у учащихся.
5 1
10 6
16 10/ 60 Рейт. конт.
№1 10.
Игровые технологии обучения биологии.
Игра как метод и форма развития ребенка.
5 2,3 4
2 6
4/60
Рейт. конт. №2
11.
Задачный метод обучения биологии, разработка его технологии
5 4,5,6 4 4
8 4/60
Рейт конт
. №3 12.
Самостоятельная исследовательско й, проектной, конструкторская , деятельность школьников
5 7,8 4
4 8
4/80 13.
Диагностика, контроль и проверка результатов обучения биологии.
Проблема отметки.
ГИА,ЕГЭ.
5 9
6 4
10 6/50
Рейт конт
№4 14.
Профильная школа. Специфика обучения в ней.
6 1
4 2
6 4/40 15.
Методика обучения на элективных курсах по биологии
6 2
4 2
6 4/50
Защита проект а.
16.
Развивающие формы лекционно- семинарской системы обучения биологии.
6 3,4 4
4 8
4/60
Рейт. контр.
№1 17.
Диалоговые, дис куссионные и технологии сотрудничества в обучении
6 5,6, 8 4
12 8/60
Защита проекта
биологии.
18.
Система воспитания средствами предмета биологии
6 7
4 2
6 4/60
Рейтин г конт.
№2.
19.
Нравственно экологическое, гигиеническое и половое воспитание средствами школьной биологии.
6 8
6 4
10 6/50
Защита проект а.
20.
Инновационное и традиционное биологическое образование.
6 9
4 2
6 4/50
Защита проект а
Всег о
36 108 72 180 108/60
18.
Система воспитания средствами предмета биологии
6 7
4 2
6 4/60
Рейтин г конт.
№2.
19.
Нравственно экологическое, гигиеническое и половое воспитание средствами школьной биологии.
6 8
6 4
10 6/50
Защита проект а.
20.
Инновационное и традиционное биологическое образование.
6 9
4 2
6 4/50
Защита проект а
Всег о
36 108 72 180 108/60
Раздел 1. Общая методика обучения биологии
Занятие 1. Методический анализ учебного предмета «Биология».
Анализ нормативных документов: стандарт, учебный план и программа по биологии и их применение при организации биологического образования. (2 ч.)
Задачи: обеспечить усвоение понятий учебного предмета «Биология».
Знаний и умений ориентироваться в нормативных документах (в стандарте основного общего по биологии, в учебном плане школы и учебной программе по биологии); формировать профессиональные умения анализа школьного предмета «Биология» и умений создавать учебно–методический комплекс по биологии.
Оборудование и документы: стандарт среднего (полного) общего образования по биологии; программы, учебники, необходимое школьное оборудование.
План занятия
1. Вводная беседа об учебном предмете «Биология».
2. Анализ школьного курса «Биология» (характеристика методической системы целей, содержания, структуры, методов и форм обучения).
3. Стандарт основного общего образования по биологии. Его роль в организации профессиональной деятельности учителя биологии.
4. Учебный план школы и место учебного предмета «Биология»в нем.
4. Учебная программа по биологии. Анализ программы и методика работы учителя с ней.
1.
Выполните контрольную работу № 1.
ДЕ. 1. Теория и методика обучения биологии как предмет
Задание 1 . Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает:
Варианты ответов:
□ – метод обучения
□ – путь исследования
□ – педагогическая наука
□ – школьный метод обучения
Задание 2. Предметом методики обучения биологии является:
Варианты ответов:
□ – процесс обучения биологии
□ – процесс научного исследования
□ – процесс познания биологии
□ – процесс изучения методов обучения биологии
Задание 3. Важнейшим фактором индивидуального развития школьников при обучении биологии является:
Варианты ответов:
□ – применение натуральных средств обучения биологии
□ – систематический опрос учащихся
□ – наличие программ разного уровня
□ – содержание материала по биологии
Задание 4. Методика обучения биологии является:
Варианты ответов:
Δ – наукой построенной на психологических закономерностях
Δ – отраслью социологии
Δ – самостоятельной дисциплиной
Δ – предметной ( специализированной, частной) педагогической наукой
Задание 5. Современные принципы (парадигмы) развития методики обучения биологии:
Варианты ответов:
Δ – информатизация обучения биологии
Δ – гуманизация биологического образования
Δ – методы обучения биологии
Δ – аксиологический (ценностный) подход в обучении биологии
Задание 6. Какие методы научного исследования процесса обучения биологии может использовать учитель?
Варианты ответов:
□ – наблюдение и анкетирование
□ – систему теоретических и экспериментальных методов
□ – анкетирование, беседа и педагогический эксперимент
□ – « разнообразные педагогические эксперименты над детьми производить нельзя».
Современные методические проблемы.
1. В современной школе предмет «Биология» входит в цикл
«Естествознание» и нацелен на формирование, как естественнонаучной картины мира так и биологической культуры школьников. Однако часов на изучение столь сложной дисциплины из года в год становится меньше.
Это затрудняет решение задачи качественной подготовки школьников по биологии. Поэтому важно учителю иметь стратегию, решить , что самое главное при обучении биологии.
2. В современной школе многообразие учебных программ по биологии, что приводит к вариативному содержанию и структуре, а проблема лежат в плоскости качественного усвоения каждым учеником базового биологического образования. Хотелось бы реализовать региональный уровень содержания курса «Биология», который не разработан для большинства регионов. Это снижает потенциал развития у личности биологической и особенно экологической культуры. В чем проблема?
3. В век информационных технологий в школу пришло дистанционное и мультимедийное образование (с его возможностями дистанционного, заочного обучения). Однако для биологического образования натуральные,
«живые» объекты важней, чем демонстрации, даже самые эффектные.
Методика обучения биологии с ее принципом «натурализма» тормозит прогресс?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Школьный предмет «Биология». Прочитайте в теоретическом блоке о предмете «Биология». В чем специфика школьного предмета «Биология»? Какова его структура?
Задание 2. Характеристика учебного плана. Прочитайте краткую, характеристику учебного плана, изложенную в теоретической части. Что такое базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ (см. приложение № 3)? Какой нормативный документ определяет учебный план относительно учебного предмета «Биология». Запишите характеристику учебного плана по следующему алгоритму:
– продолжительность учебного года (число недель);
– длительность четвертей и каникул;
– образовательная область, в которую входит предмет «Биология»;
– распределение предмета по годам обучения;
– где в плане обозначен учебный предмет «Биология».
Письменно сделайте вывод, в чем регламентирующие функции учебного плана в работе учителя?
Задание 3. Стандарт среднего биологического образования как
федеральный документ, регламентирующий работу учителя. Найдите (в приложении 1) фрагменты документа – «Стандарт среднего биологического образования». Что содержит этот федеральный документ и как он регламентирует работу учителя биологии? Для этого изучите в
теоретическом блоке абзац относительно стандартизации школьного биологического образования и запишите свои суждения, почему стандартизация – ведущая современная тенденция его развития?
Задание 4. Характеристика учебного предмета «Биология».
Прочитайте в теоретическом блоке краткую характеристику учебного предмета
«Биология».
Проанализируйте базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ (приложение 2). Используя учебный план, определите работу учителя биологии в школе. Запишите ее по следующему алгоритму:
- продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
- распределение предмета биологии по годам обучения (по классам);
- количество часов на изучение биологии в каждом классе.
Запишите в чем регулирующая функция для учителя биологии учебного
плана?
Задание 5. Характеристика учебной программы по биологии.
Осуществите методический анализ школьной программы по биологии.
Анализ и запись его результатов осуществите по плану, который соответствует структурным компонентам учебной программы по ниже следующему плану. Определите и запишите в чем информационно-
методическая и организационно-планирующая функции учебной
программы по биологии
.
Методический анализ программы по биологии.
Методический анализ
программы – это мысленное расчленение ее на структурные компоненты и их
краткая характеристика с позиции методики обучения биологии. Анализ осуществите по структурным компонентам учебной программы.
1. Раздел 1. Пояснительная записка. Запишите в чемее роль для учителя?
1.1. Каковы цели школьного курса «Биологии»? Что дает знание целей курса биологии учителю ( сравните цели программы и стандарта)?
1.2. Каковы ведущие идеи, которые развиваются в разделах школьного курса биологии (придают ему целостность)? Обсудите в группе и запишите суждения, что дает учителю знание биологических идей, раскрываемых в содержании биологического материала?
1.3. Какова роль для учителя методических указаний, которые содержатся в пояснительной записке программы?
Раздел программы11. «Основное содержание». Охарактеризуйте этот раздел программы и запишите, что включает содержание биологического материала? Какова роль содержания биологического материала при его изучении учащимися?
Раздел программы 111. «Требования к уровню подготовки выпускников». Что содержит этот раздел программы? Как вы будете использовать его при обучении школьников биологии?
Раздел программы1Y. «Рекомендации по оценке знаний». Как использовать критерии оценок ответов школьников в профессиональной деятельности учителя?
Выучите требования к норме отметок при оценке ответа ученика.
Запишите в чем информационно-методическая и организационно-планирующая функции учебной программы по биологии.
Теоретический блок
Методика как наука изучает теорию и практику обучения школьников биологии.
Она готовит учителя биологии к методической деятельности – проектированию,
конструированию и применению средств школьной биологии для обучения, воспитания и
развития личности школьника. Методика как система обучения биологии и как процесс представляет собой совокупность явлений, которые осуществляет учитель, таких как:
определение дидактических целей процесса обучения, содержания биологического
материала, выбор методов, форм и средств, проектирование результатов обучения,
воспитания и развития школьников.
Профессиональная деятельность учителя начинается со знаний особенностей школьного предмета «Биология» и документов, регламентирующих работу учителя биологии в школе. Школьный предмет «Биология» - это психолого- педагогически адаптированная система основ биологических наук, приспособленная для усвоения школьниками. Для этого ученые и учителя-практики адаптируют содержание науки биологии, применяя к нему психолого-педагогических и методические закономерности, учитывающие возрастные возможности в процессе обучения, чтобы школьники усваивали материал и происходило их воспитание и развитие личности. Профессиональная деятельность учителя биологии начинается со знаний общеобразовательного и
специфического потенциала школьного предмета «Биология».
Специфика биологического образования (по сравнению с физическим,
химическим и др.) в том, что предмет «Биология» способствует: 1. Пониманию
Жизни как величайшей ценности; осознанию биосферы как условия жизни и
развития Человечества; формирует биологическую картину мира, в центре которой
живые системы разного уровня организации; будучи лидером в естествознании,
подготавливает к жизни и труду в областях, связанных с биологией (медицина,