Файл: Практикум по методике обучения биологии в школе ( Инновационная методика подготовки учителя биологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сельское хозяйство и др.) в современном постиндустриальном обществе.
Биологическая картина мира как научная система знаний включает биологические
понятия, теории, законы и идеи о строении, жизнедеятельности, системной организации и эволюции живой природы и человека, строитсяна принципах, которые выражают связи между биологическими теориями. Усваивая материал курса «Биология», школьники переводят накопленные в науке знания в личный опыт, в результате чего происходит как общее, так и предметное - биологическое образовывание, воспитание и развитие личности.
Структура школьного предмета «Биология». Курс биологии - представленный несколькими разделами, связанными между собой в целостный, единый курс (рис.1).
Целостность школьного курса «Биология» достигается за счет того, что между разделами содержание биологического материала имеет преемственные связи (рис.1). Это не изолированные разделы содержания, а связанные биологическими идеями части содержания учебного предмета.
Школьный предмет начинается с раздела по биологии растений. Растения как объект изучения школьниками доступен для наблюдения, т.к. растения произрастают везде. Поэтому в 4, 5, 6 - младших классах начинают изучать биологию растений. Затем изучается раздел по биологии животных. К восьмому классу школьники переходят к изучению раздела «Человек и его здоровье», где объектом изучения становится собственный организм, его строение и жизнедеятельность, факторы способствующие сохранению и укреплению здоровья школьников. На старшей ступени в разделе «Общей биологии» -общебиологическом разделе содержится материал о биологических
закономерностях, теориях, идеи и понятия, описывающие живые организмы всех
царств живой природы.
Раздел 1 Раздел 11 Раздел 111 Раздел IY
Пропедев- «Растения. «Животные» «Человек и тические Бактерии.
(У11, У111кл ) его здоровье» курсы Грибы. (У11I, IХ кл.)
(1У, У кл.) Лишайники»
(У1кл. 1ч.)
Раздел Y
«Общая биология»
(IХ; Х-ХI кл.)
Рис. 1. Структура школьного курса «Биология».
Современные тенденции совершенствования школьной биологии. Школьный предмет «Биология» совершенствуется в соответствии с Законом «Об образовании» и документами - «Концепцией модернизации…», «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования». В них отражаются основные направлния соврешенстволвания. Такими направлениями ( их можно назвать парадигмами – ведушими идеями развития являются:
гуманизация,
стандартизация,
дифференциация, профилизация. Гуманистически ориентированное биологическое
образование имеет специфические цели – развивать у школьников знания и умения экологической и здоровьетворческой деятельности, готовить их к профессиональной деятельности в областях, связанных с биологией - сельское хозяйство, медицина, биотехнология, экология, охрана природы. При этом важно гармоничное развитие всех аспектов человеческой личности – общекультурное, нравственное, экологическое, трудовое и т.п. Гуманизация школьного курса означает поворот к личности ученика, когда в центре учебного процесса должно быть целостное развитие личности ученика.
Это и гуманистическое воспитание средствами предмета биологии, когда школьники,

усваивая систему знаний о живой природе, человеке и его здоровье, формируют свое ценностное отношение к ним. Гуманизация означает и развитие опыта творческой деятельности школьника. Гуманизация - это еще и гуманное отношение учителя и учащихся между собой. А значит построение образовательного процесса на отношениях сотрудничества между учителем и учащимися, взаимного уважения.
По этому признаку, гуманистическое, можно назвать личностно ориентированным обучением. Личностно ориентированное обучение биологии – означает еще, что
основной целью является развитие личности ученика. В содержании школьной биологиидолжно быть много личностно значимого, практико ориентированного материала, аксиологического, таких как идеи социальной экологии, экологии человека, социальной этики, которые формируют ценностное отношение к природе и индивидуальную культуру здоровья ученика. Реализуется развитие личности через
вариативность содержаниябиологического материала. Это обозначает отход от одинакового для всех, унифицированного образования, и возможность обучаться в различных типах общеобразовательных учреждениях (гимназии, лицее, колледже, частной школе), по альтернативным учебникам и индивидуальным программам, которые отличаются целями, содержанием, вариантами структуры. Разноуровневость содержания реализуется через изучение в школе биологии на разных уровнях (схема №2) и дает возможность свободного выбора учащимися кроме базовых дисциплин, профильных, элективных курсов.
Стандартизация биологического образования – это социальная политика, связанная с демократизацией школ и предоставлением прав регионам и школам (а не только федеральному центру) в разработке собственных планов и программ обучения биологии.
Стандарт среднего биологического образования (приложение 1) – документ по которому осуществляется стандартизация. Это введение в практику обучения, воспитания и развития учащихся требований стандарта среднего (полного) образования по биологии.
В образовательный стандарт включены: 1) обязательный минимум содержания биологического образования, который должен быть усвоен каждым школьником - это базовый уровень; 2) требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений; 3) система измерителей и оценки выполнения школьником этих требований.
На основе стандарта разрабатываются программы и учебники по биологии. Используя стандарт, учитель биологии найдет в нем базовый уровень содержания обучения биологии, в соответствии с ним может составить свою программу обучения биологии школьников; найдет описание результатов обучения, которые должны достигнуть учащиеся.
Учебный план. Школьный предмет биологии включен в базисный учебный
план, в образовательную область «Естествознание». Он определяет состав образовательных областей и учебных предметов, отводимое на освоение содержания учебное время по классам, объем учебной нагрузки школьников. В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов (рис. 2.).
Виды учебных планов
Базисный учебный
Региональный
Учебный план
план РФ базисный учебный план школы
Рис. 2. Виды учебных планов
Базисный учебный план разграничивает полномочия и ответственность образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по

результатам образования. Учебный план структурно включает: инвариантную часть / ядро / и вариативную часть. Инвариантная часть включает предметы обязательные для изучения, к которым относятся: русский язык и литература, математика, биология, химия, и др. Вариативная частьвключает предметы по выбору (например, второй иностранный язык, литература страны изучаемого иностранного языка и др. ) и предметы школьного компонента, которые определяются на местах. В профильном образовании вариативность и индивидуализацию обеспечивают также
1   2   3   4   5   6   7

элективные (выбираемые учащимися) курсы.
Образовательная программа по биологии – нормативный документ и включает пояснительную записку ( в ней отражается основная идея школьного курса, цель обучения), содержание биологического материала и требования к ЗУН учащихся.
Учебная программа по биологии – документ, который составляется на основе
государственного
стандарта
(федерального
документа)
и
выполняет
информационно-методическую
и
организационно–планирующую
функции.
В российских школах разработаны и действуют следующие программы по биологии:
типовые для основной и средней (полной) школы, для профильной школы; авторские, характеризующиеся авторским видением содержания и структуры, поэтому они разные.
Многообразие программ также реализует принцип вариативности образования и удовлетворения различных интересов и способностей школьников, профессиональных намерений. В практике обучения биологии действуют такие типы программ (рис. 3).
Основные Основные Профильные (типовые) Элективные
Модуль.
( типовые) ( авторские) курсы.
гумани- физико- естествен-
Углубленное
тарный матема- но-научный изучение
тический ( биохимический, биологии
сельскохозяйственный, медицинский и др.)
Рис.3. Типы учебных программ по биологии
Основная /типовая/ программа по биологии разработана для обучения учащихся
Y1-Х1 классов. По ней работают в большинстве школ. Она адаптирована многолетней практикой обучения школьников и обеспечивает хорошие результаты усвоения знаний.
Авторские программы строятся в соответствии с государственным стандартом по биологии, типовой программой и авторским замыслом (видением целей, содержания, структуры и методики обучения). Рабочие программысоставляются или подбираются учителем для обучения в конкретных условиях школы, класса, для удовлетворения интересов, способностей, возможностей учащихся. Она составляется на основе национально-регионального компонента стандарта, школьной концепции обучения и по индивидуальным запросам учеников. Программы
углубленного изучения биологии предназначены для изучения биологии в школах или классах с углубленным изучением биологии и нацелены на удовлетворение интересов, запросов учащихся к биологическому образованию с целью подготовить их обучению в вузе. Программы профильного
обучения действуют на старшей ступени в 10–11 классах средней (полной) общеобразовательной школы. Они нацелены содержанием, структурой на то чтобы
удовлетворить разнообразные интересы, способности намерения учащихся в будущей профессиональной деятельности.
Модуль разновидность программы – полный, логически завершенный блок содержания, видов учебной деятельности по его усвоению и система критериев и оценок по измерению качества его усвоения. Модули должны содержать определенную идею содержания биологического материала. Часто это тема научной дисциплины / н-р, клетка, как живая целостная система/ или биологическая дисциплина. Учебные модули как целостная система содержания включают: цели, содержание, систему заданий для контроля, виды работ по усвоению, тезаурус, систему промежуточного и итогового контроля усвоения ЗУН, количественную меру оценки ЗУН по модулю.
Конструирование программы по способу ее построения может быть: линейным
/ступенчатым/, концентрированным, смешанным и спиральным. Способ построения программы – структура и содержание школьного биологического материала, определяют и влияют на организацию педагогического процесса, результаты образования.
1. Линейный способ построения, такой при котором каждый раздел учебного курса изучается с той степенью глубины и подробности, которую требуют задачи обучения последовательно, каждая новая тема является продолжением предыдущих, отдельные порции учебного материала выстраиваются по одной линии, в виде последовательно связанных звеньев и изучаются только один раз. Преимуществами такого построения программы заключается в его экономичности по времени, поскольку исключается дублирование материала.
Недостатками линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей уч-ся они не в состоянии постигать сущность изучаемых биологических процессов и явлений, сложных по сложных по своей природе, /обмен веществ и энергии, фотосинтез, биосинтез белка, регулирование процессов жизнедеятельности/. Основой процесса обучения по линейным программам являются объективные з а к о н ы у с в о е н и я б и о л о г и ч е с к и х з н а н и й школьниками: сложные биологические понятия и законы усваивается не сразу во всей глубине, а поэтапно, развиваясь по полноте и глубине. Поэтому при усвоении сложных понятий необходим возврат к старому, но на новой основе, в свете новых связей, теоретических идей, углубляясь в сущность процессов.
2. Концентрический способ построения /от «концентризм» - лат. – имеющий общий центр/ - такой способ, когда осуществляется постепенное развертывание содержания учебного материала, когда одни и те же темы /понятия/, изучаются на разных ступенях обучения в зависимости от возраста, в разном объеме и с разной глубиной.
Концентрическое обучение характеризуется несколькими этапами: начальный этап изучения учебного материала основан на чувственном восприятии предметов и явлений, на накоплении биологических сведений и фактов. На следующем этапе обучение все более систематическое, а на старшем этапе изучаются теоретические биологические обобщения. Недостатками обучения по концентрическим программам являются повторяемость учебного материала, что ведет к большой затрате учебного времени, перегрузке школьников, в связи с чем возможно снижение интереса к обучению из-за кажущегося учащимся повторения одинакового материала.
3. Спиральный способ компоновки материала программы характеризуется такой структурой, в которой сочетаются последовательность и цикличность раскрытия учебного материала. При обучении по таким программам, учащиеся, не теряя исходной теории, идеи, проблему постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ними знаний. В отличии от концентрического построения, когда к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерыва такого типа. В отличие от линейной структуры, спиральные структуры не ограничиваются одноразовым представлением тем.