Файл: Формирование психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения РФ
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт естествознания, физической культуры и туризма
Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ
выпускная квалификационная работа
| Исполнитель: Братухин Илья Алексеевич, студент группы ОФК-2041 |
Допущена к защите «__» ________2022 года Зав.кафедрой_____ | Научный рукводитель: к.п.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Гафнер Василий Викторович |
Екатеринбург 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ 6
1.1. Определение психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования психологической готовности обучающихся к действиям в опасных ситуациях 15
1.3.Содержание работы по психологической подготовке обучающихся к действиям в опасных ситуациях 22
Список литературы 31
ВВЕДЕНИЕ
Любая готовность к действию связана с необходимостью принимать решения в зависимости от ситуации. Не каждый взрослый может оценить степень опасности того или иного действия и, тем более, его результат, что уж скажешь о детях и подростках. Сталкиваясь с опасной ситуацией, человеческий мозг «выдает» различные реакции предугадать которые очень сложно, так как на это влияет множество факторов, одним из которых является психологическая готовность к деятельности в опасной ситуации.
Для того чтобы в будущем человек мог четко действовать в опасных ситуациях
, необходимо с школьного возраста формировать психологическую готовность к действиям в опасных ситуациях. Психологическая готовность позволит человеку грамотно справляться с опасными ситуациями посредством принятия индивидуального обоснованного решения, от которого зависит дальнейшее развитие событий, состояние его здоровья, сама жизнь.
Все люди разные и их реакция, и действия в опасной ситуации также различны, так как это зависит от множества факторов (тип характера и темперамента, жизненный опыт, знания и умения и др.). Однако, вне зависимости от данных факторов, в любой опасной ситуации рано или поздно человек сталкивается с жизненно важным выбором, который определяет дальнейшее развитие событий в его жизни и жизни людей, которые в данную минуту находятся рядом с ним.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) одним из предметных результатов изучения школьного курса основы безопасности жизнедеятельности определяет готовность действовать и принимать решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей [27].
В школах на уроках ОБЖ школьниками изучается большое количество опасных ситуаций, а также четкая последовательность действий в той или иной ситуации. Но при этом, выбирая верный алгоритм действий, у ребенка есть время на подготовку к ответу и время на размышление. В теории любая опасная ситуация решается легко. Всех этих условий не будет в реально опасной ситуации. В ней перед учеником будет стоять внутренний выбор: как поступить, могу ли я, насколько я готов к последствиям (все это занимает доли секунд). И от того, насколько будет сформирована психологическая готовность к действиям в опасной ситуации будет зависеть решение опасной ситуации.
Проведя анализ литературных источников, мы пришли к выводу, что на данный момент общедоступных, четко сформулированных методик по данной теме, которыми мог бы воспользоваться учитель основ безопасности жизнедеятельности, не имеется. Именно поэтому возникает острая необходимость разработки методических рекомендаций по формированию у обучающихся психологической готовности к действиям в опасной ситуации.
Противоречие заключается в том, что с одной стороны, психологическая готовность к деятельности в опасной ситуации важна для жизни и здоровья человека, а с другой, по представленной теме разработано недостаточно методических материалов для формирования данного умения у обучающихся на уроках ОБЖ.
Проблема исследования: каковы методы формирования психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации?
Объект исследования: формирование у обучающихся психологической готовности к действиям в опасной ситуации.
Предмет исследования: методические рекомендации по формированию психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации для учителей основ безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение разработанных методических рекомендаций позволит сформировать у обучающихся психологическую готовность к действиям в опасных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по формированию психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации.
2. Изучить содержание работы по психологической подготовке обучающихся к действиям в опасных ситуациях.
3. Определить исходный уровень психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации.
4. Разработать методические рекомендации по формированию психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации.
Методологическая основа исследования: анализ научно – методической литературы по проблеме Содержание работы по психологической подготовке обучающихся к действиям в опасных ситуациях
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ
1.1. Определение психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации
Безопасность жизни и жизнедеятельности – насущная потребность человека. Рост количества и масштабов аварий, катастроф, стихийных бедствий и террористических актов, а также ущерба, наносимого ими экономике и экосфере, стал сегодня объективной реальностью. В этих сложных условиях развитие культуры безопасности подрастающего поколения становится важнейшей задачей государства. Неумение адекватно действовать в опасных ситуациях, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни стало недопустимым. В этой связи возрастает ответственность учителей не только за обеспечение высокого качества знаний учащихся, но и возможности применить полученные знания, умения, навыки в условиях опасных ситуаций, выражающиеся в готовности к действиям в потенциально опасных ситуациях. Это, в свою очередь, настоятельно требует разработки методов, приемов, технологий, направленных на развитие и совершенствование прикладных умений и навыков, психической сферы как основных компонентов формирования готовности к действиям в опасных ситуациях.
Исследованием проблем обеспечения безопасности в опасных ситуациях занимаются И.Г. Малкина-Пых, А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. А.В. Гостюшин, А.А. Осипова, А.П. Назаретян и др. Формированию у учащихся готовности к деятельности в опасных ситуациях посвящены работы ряда отечественных ученых: В.Н. Мошкина, Л.В. Сорокиной А.В. Шигаева, Н.В. Елисеевой, В.В. Даниловой, В.А. Сидоркина и др.
Морально-психологический фактор имеет большое значение при действиях в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС).
Морально-психологическое воздействие на человека в условиях ЧС вызывает стрессы, психические расстройства и как следствие – снижение работоспособности [13]. Тяжелая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.
У неподготовленных психологически, не закаленных людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки говорят, «у страха глаза велики», нарушается дыхание, начинается учащенное сердцебиение «сердце готово вырваться из груди», спазмы периферических кровеносных сосудов «побелел как мел»,
появляется холодный пот, слабеют мышцы «опустились руки», «коленки подогнулись», меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном сильном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы [3].
Необходимость изучения влияния опасных факторов на психику человека привела к возникновению и активному развитию новой сферы психологической науки и практики – экстремальной психологии.
Экстремальная психология – отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов (Психология. Словарь, 1990).
Понятия экстремальной ситуации еще не получили исчерпывающих определений. В контексте дипломной работы мы будем использовать следующие определения.
Экстремальная ситуация (от лат. extrеmus – крайний, критический) – внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.
Экстремальные ситуации (ЭС) ставят перед человеком большие трудности, требуют от него большого, даже предельного напряжения сил и возможностей, они выходят за пределы обычного, «нормального» человеческого опыта. Иначе говоря, экстремальность ситуации определяют факторы, к которым человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продолжительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов.
Действия в экстремальной ситуации часто имеют решающее значение для успеха. Они – пик профессионализма и подготовленности человека к реалиям жизни. В последние десятилетия происходит рост экстремальности в жизни и деятельности практически всех граждан, что повышает значение их экстремальной подготовленности [26].
Остановимся на рассмотрении видов опасных ситуаций. По сути для классификации опасных ситуаций можно использовать классификацию чрезвычайных ситуаций по источнику происхождения, поскольку при ЧС есть угроза жизни и здоровью человека, и она воспринимается им как опасная. Таким образом, можно выделить следующие виды опасных ситуаций по источнику происхождения: