Файл: Формирование психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары, неспровоцированные взрывы или их угроза, аварии с выбросами (угрозой выбросов) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и т.д.;
природного (естественного) характера, стихийные бедствия: опасные геологические, метеорологические, гидрологические морские и пресноводные явления, природные пожары, землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, смерчи, торнадо и др. явления, вызванные естественными причинами;
социально-биологического характера: массовое заболевание людей инфекционными заболеваниями (эпидемии);
социального характера (терроризм, захват заложников, массовые беспорядки, военные действия, насилие, мошенничество, кража, грабеж и пр.) [35].
Мы все чаще и чаще в последнее время сталкиваемся с опасными ситуациями – стихийные бедствия, катастрофы, насилие, терроризм. И во время подобных ситуаций, и после них у человека возникают различные негативные психические состояния, которые характеризуются стрессом, острыми или хроническими эмоциональными переживаниями. В свою очередь, эти переживания могут достигать такой степени интенсивности, что оказывают на нас (в числе прочего) и дезорганизующее воздействие.
Что же такое опасная или экстремальная ситуация? Экстремальная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, могущего повлечь за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей или окружающей среде, принести значительные материальные потери и нарушить условия жизнедеятельности. Экстремальные ситуации принято подразделять на экстремальные ситуации техногенного характера; пожары, взрывы, транспортные аварии, различные аварии с выбросами радиоактивных веществ, химических отравляющих веществ, ядовитых веществ, аварии на промышленных сооружениях, коммунальных системах жизнеобеспечения, внезапное обрушение сооружений; экстремальные ситуации природного происхождения. природные пожары, опасные гидрологические, геологические, метеорологические, геофизические явления;
экстремальные ситуации биолого-социального характера, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия, общественные беспорядки, голод, терроризм.
Существуют два вида психологических реакций человека в опасных ситуациях. Возникающие всегда, во всех опасных ситуациях, независимо от их конкретных особенностей. И специфические, соответствующие особенностям ситуации. Первые выражаются в универсальной реакции – психологическом стрессе – возникновении психического напряжения, вызывающего общую мобилизацию возможностей психики и организма, необходимую для преодоления возникших трудностей. Вторые – в реакции, в точности отвечающей своеобразию данной экстремальной ситуации – адекватные ей психические процессы и состояния, мысли, соображения, чувства, волевые процессы, поступки, действия, приемы. Те и другие, в зависимости от своего характера, могут способствовать успеху действий в опасных ситуациях либо ухудшать и даже срывать их. Так, относительно небольшое психическое напряжение (эустресс) повышает качество действий, а чрезмерное (дистресс) – ухудшает.
Хорошая подготовленность позволяет действовать соответственно специфике обстановки, а плохая – порождает несуразные или некачественные решения, непродуманные действия, применение несоответствующих обстановке приемов и возникновение неадекватных психических состояний (например, потерю бдительности или неоправданные страхи) и др.[27].
На надлежащим образом подготовленного к решению задач в опасных условиях человека экстремальные факторы и ситуации сказываются, положительно. Они способствуют должной мобилизации сил и возможностей, обострению чувства долга, ответственности и решимости, вызывают внутренний подъем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упорство, деятельностный максимализм (страстное стремление добиться самого высокого и безусловного результата), повышенную бдительность, внимательность, наблюдательность, быструю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий даже повышается по сравнению с нормой [3].
Понятие психологической готовности понимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия. Это понятие в психологии имеет несколько смысловых оттенков:
вооруженность учащегося необходимыми для успешного выполнения деятельности знаниями, умениями и навыками;
готовность старшеклассников к экстренной реализации имеющейся программы действий в условиях возникновения определенной ситуации;
решимость и желание совершить нужное действие [21].
Психологическими предпосылками наступления готовности учащихся к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности. Затрудняют появление готовности пассивное отношение к учебе, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт и свои знания. Недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией.
Л.А. Сорокина (2010) определяет понятия «готовность к безопасному поведению» как свойство личности, характеризующееся направленностью на обеспечение личной и общественной безопасности и позволяющее эффективно (адекватно) взаимодействовать с опасными ситуациями, возникающими в повседневной жизни [29].
Исследование Л.В. Сорокиной (2006) направлено на формирование у студентов средних специальных учебных заведений готовности к обеспечению безопасности жизнедеятельности, под которой понимается интегративное личностное образование, системообразующее компоненты, показатели которых свидетельствуют о теоретической осведомленности и практических возможностях студентов к решению профессиональных задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности [30].
А.В. Шигаев (2004) и Н.В. Елисеева (2007), исследуя готовность обучающихся к эффективным действиям в опасных ситуациях, определяют данную категорию через совокупность специальных знаний, прикладных умений и навыков, мотивационных и психологических качеств личности, в единстве обеспечивающих активное противодействие экстремальным условиям жизни.
В.В. Данилова (2008) к основным показателям готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях относит отношение к безопасной жизнедеятельности, сформированность ведущих копинг-стратегий преодоления стресса и решения проблем; уровень теоретической подготовленности в сфере безопасности жизнедеятельности, сформированность психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), волевых качеств (самооценки силы воли, смелости, решительности); уровень физического развития, физической подготовленности, свойств центральной нервной системы (экстраверсии, нейротизма), выраженность эмпатии, самоконтроля, нравственно-волевых качеств.
В.А. Сидоркин (2008) акцентирует внимание на готовности обучающихся к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях. Автор определяет данное состояние личности как целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, определяющее современное мироотношение и социальную позицию в условиях чрезвычайных ситуаций и выражающееся: в ценностной установке на совершение организованных действий по защите не только себя, но и окружающих; в умении предвидеть опасность; соблюдать определенные правила для того, чтобы в ситуации опасности не оказаться; в устойчивом стремлении и умении обучать других такому поведению посредством собственного примера; в способности преодолевать и/или контролировать свое эмоциональное состояние в ситуации опасности на основе знаний о способах действия и тренировок по их применению.
В.Н. Мошкин (2004) в составе готовности учащихся к обеспечению безопасности жизнедеятельности выделяет следующие составляющие: готовность к прогнозированию, профилактике, минимизации, преодолению и ликвидации последствий вредных и опасных факторов жизнедеятельности; готовность к использованию мировоззренческих, нравственных, психологических, правовых, физических, коммуникативных, интеллектуальных, информационных, экономических, политических, медицинских, эстетических и иных средств обеспечения безопасности жизнедеятельности; деятельность по обеспечению безопасности: мотивы, знания, умения, творчество, убеждения, самоконтроль; способности и качества личности: сила, выносливость, наблюдательность, стрессоустойчивость, смелость, решительность, оптимистичность, коллективизм, милосердие, гуманизм, осторожность, готовность к оправданному риску и др. [20].
Следует отметить, что указанные авторы рассматривают психологическую готовность обучающихся к деятельности в опасных ситуациях, как правило, техногенного и природного характера. В целом данные подходы можно экстраполировать и к деятельности при опасностях социального характера, вместе с тем обеспечение безопасности в социуме имеет свою специфику, обусловленную тем, что угрозы исходят от человека или групп людей.
Состояние психологической готовности учащихся к деятельности в опасных условиях определяется прежде всего способностью человека к эмоциональной изоляции всего внеконтекстуального, а после этого – привыканием (адаптацией) к обстановке. Считается, что человек не может совершить ни одного действия, предварительно не пережив его эмоционально. Благодаря этому человек каждый раз как бы внутренне воспроизводит тот вид деятельности, который ему предстоит выполнить. Но именно эти переживания и оказываются самой уязвимой частью способности человека осуществлять сложные виды деятельности в наибольшей степени подвергаются отрицательному воздействию эмоционального стресса.
Исходя из этого, можно уточнить психологическую роль эмоционального стресса. Если предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет как бы дистанционно оценить условия протекания планируемой деятельности (состояние временной готовности), то эмоциональный стресс выступает в опасных условиях в виде фактора, разрушающего это предварительное «эмоциональное планирование» (т. е. состояние временной готовности) и, следовательно, всю схему предстоящей деятельности (т. е. долговременной готовности) [27].
Таким образом, состояние психологической готовности учащихся имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, мотивационных и волевых качеств личности и их соотношении с внешними условиями.
Подводя итог сказанному, мы можем говорить о готовности человека к действиям в опасных условиях, как интегральной характеристики – совокупности знаний, необходимых способов действий, мотивационных и волевых качеств личности, действиям снижающих воздействие опасных факторов.