Файл: Формирование психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большое значение в развитии готовности к деятельности в экстремальной ситуации играет жизненный опыт. Проявление личностного опыта наблюдается в выборе способов поведения при взаимодействии с опасной ситуацией, принятии на себя ответственности за свои действия, волевых усилиях в достижении поставленной цели, творческом подходе при разрешении экстремальной ситуации, осуществлении рефлексии своего поведения.
При этом следует отметить, что положительный опыт в большей степени позволяет снизить силу отрицательных эмоций, нормализовать психическое состояние, укрепить уверенность в собственных силах.
Таким образом, цивилизационные процессы, неуклонный научно-технический прогресс, интенсивное развитие информационных систем не гарантируют защиту от воздействия природных катастроф, тяжелых болезней и других стрессоров высокой интенсивности, которые несут серьезную угрозу физическому и психическому здоровью подрастающего поколения.
Системное представление о характере этих нарушений, а также о различиях в воздействии тех или иных стрессоров, особенно при учете всего многообразия сопутствующих факторов, открывает новые возможности для применения новых методов психолого-педагогической подготовки учащихся. Адекватная оценка возможных психологических последствий воздействия стрессоров высокой интенсивности позволяет дать учащемуся надежду на принятие произошедших с ним изменений и активировать социальную поддержку и самоподдержку для выхода из трудной жизненной ситуации. Исходя из того, что готовность к действиям в экстремальных ситуациях определяется совокупностью знаний, умений, способов действий, мотивационных и волевых качеств личности, формирование ее должно осуществляться в рамках именно психолого-педагогической подготовки учащихся.
- 1 2 3 4
Содержание работы по психологической подготовке обучающихся к действиям в опасных ситуациях
На сегодняшний день в системе ценностей человека должна занять достойное место такая ценность, как психологическая готовность к действиям в опасных ситуациях. В основе этой ценности лежит потребность человека в безопасности, развитие которой становится одной из ключевых задач воспитания. Цель развития этой потребности - добиться того, чтобы каждый человек осознавал важность умения предвидеть возникающую опасность любого вида деятельности, попытки уклонения от нее, а в случае неизбежности, активизации своего психологического и физического состояния на снижение ее отрицательного воздействия. Готовность человека к действиям в опасных ситуациях как раз и заключается в готовности к безопасным действиям в случае опасной и чрезвычайной ситуации. Такая готовность - результат целенаправленного учебно-воспитательного процесса.
Структура психологической готовности школьников к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты, а именно, содержит следующие критерии и показатели психологической готовности школьников к действию в опасной ситуации:
- когнитивный (наличие знаний о способах безопасного поведения, познавательная активность, аналитический стиль мышления);
- мотивационно-потребностный (направленность и мотивация школьников на безопасное поведение, потребность и желание школьников в обеспечении личной и общественной безопасности, уровень внутренней мотивации учащихся к подготовке и самоподготовке в области безопасности);
- деятельностно-практический (навыки, умения, необходимые для реализации действия, физическая подготовленность, нервно-психологическая устойчивость, уровень тревожности как показатель развития уверенности школьников, реализация безопасного поведения в повседневной жизни);
- творческий (способность к видению проблем, нестандартность мышления, способность к инновациям).
Защитная деятельность является связующим звеном между компонентами, объединяя общественные и личные интересы. Отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности, развивают физическую и духовную сферу личности, формируют ее идеалы, стандарты поведения, ценностные ориентации. Таким образом, главным условием формирования готовности школьников к безопасным действиям при опасных и ЧС является деятельностный и компетентностный подходы. Они обеспечивают программно-целевую направленность учебно-воспитательного процесса, выражающуюся в особом внимании к тому, чтобы получаемые учащимися знания и умения в обязательном порядке применялись, отрабатывались, закреплялись на практике. В этом важное значение приобретают как учебные занятия, так и внеурочная деятельность школы.
В процессе урочной и внеурочной деятельности необходимо формировать в сознании у школьников обостренное чувство личной и коллективной безопасности, прививать навыки в распознавании и оценке опасностей, а также безопасного поведения в опасных и ЧС дома, в школе, на улице. Активно способствовать становлению у них основ культуры безопасности. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения граждан страны является общешкольной задачей, которая решается при изучении всех школьных предметов, но главная роль принадлежит школьной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».
Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» в комплексе с другими дисциплинами, должна осуществлять следующие функции:
- обучать (вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков);
- воспитывать (формирование активной социальной позиции);
-развивать (формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета», способствующего психологической подготовке к успешной деятельности в современной техногенной среде).
Для преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» целесообразно пользоваться программами, рекомендованными, одобренными или выпущенными при содействии Министерства образования и науки РФ. Примером может служить программа для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности», подготовленная В.Н. Латчуком, С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Объем материала, предлагаемый в программе, является достаточным для формирования у учащихся основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. На изучение тем разделов «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», «Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», направленных на формирование готовности школьников к безопасному поведению в повседневной жизни, отводится следующее количество часов, а именно: в 5 классе- 28 ч., в 8 классе- 30 ч., в 9 классе-14 ч., в 10 классе-24 ч.
Главной функцией программы является ее ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путем выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. Ориентация дисциплины ОБЖ на личную безопасность отвечает букве и духу Федерального закона РФ «О безопасности», который ставит на первое место обеспечение безопасности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность —> причина опасности —> последствие опасности —> действие.
Специфика учебного процесса по дисциплине ОБЖ в школе заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. Они должны уметь правильно выполнять определенные действия, а не только описывать их. В силу специфики своего содержания, индивидуальной и коллективной направленности, дисциплина ОБЖ имеет реальные возможности формирования собственными методами и средствами системы специальных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций у школьников.
При формировании готовности школьников к безопасному поведению в повседневной жизни следует использовать самые разнообразные методы обучения: устное изложение учебного материала; обсуждение изучаемого материала; иллюстрация; показ (демонстрация); упражнение; практические занятия; самостоятельная работа; ситуационное обучение (сюжетные игры), проектная деятельность и другие.
Устное изложение учебного материала осуществляется в виде рассказа, объяснения, инструктирования и лекции. Рассказ позволяет учащимся не только усвоить сведения и факты, но и обучает их умению последовательно излагать материал. Объяснение применяется при изучении теоретического материала и решении различных задач. Под инструктированиемпонимаются четкие и краткие рекомендации и указания о порядке выполнения того или иного приема, действия, задачи. Наиболее эффективными являются лекции, в ходе которых создаются проблемные ситуации, ставятся перед обучаемыми вопросы, которые побуждают учащихся включиться в поиск решения возникших задач.
Обсуждение изучаемого материала — еще один метод обучения, который осуществляется в виде бесед и семинарских занятий. Задача беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся для активизации их деятельности и вовлечения в самостоятельный поиск путей разрешения проблем и противоречий. На семинарских занятиях осуществляется серьезный анализ и оценка разнообразной информации, организуется тематическое или проблемное обсуждение вопросов, докладов, рефератов, сочинений, рисунков. Семинарские занятия способствуют прочному усвоению знаний, так как требуют от обучаемых большой самостоятельной работы и активности в ходе обсуждения. Одним из видов обсуждения изучаемого материала является «мозговой штурм», выявляющий множество решений поставленной проблемы и, как правило, успешно вовлекает всех слушателей в учебный процесс.
Наряду с устным изложением и обсуждением материала широко и активно используются методы, действующие на визуальной и звуковоспроизводящей основе, сущность которых состоит в формировании у обучающихся наглядных приемов действий и создании у них конкретных представлений о протекании различных процессов.
Одним из таких методов является иллюстрация, основная функция которого состоит в образном воссоздании сущности, формы и структуры явления или события. В качестве иллюстраций используем макеты, муляжи, модели, кино- и видеофильмы, литературные, научные и музыкальные произведения, наглядные пособия типа схем, таблиц, карт, плакатов.
Метод демонстрации обеспечивает восприятие обучаемыми действий людей, приборов, аппаратуры и механизмов в динамике. Основными видами демонстрации являются личный показ преподавателем изучаемых приемов и действий, различные презентации.
Основным методом формирования у обучаемых навыков, умений и практических операций является упражнение. К этому методу обучения следует переходить только после прочного усвоения учащимися теоретических знаний и подробного инструктажа преподавателя. Главными условиями успешного применения в учебном процессе метода упражнений являются: высокая личная подготовка преподавателя; формирование и поддержание у обучаемых сознательного отношения к выполнению приема (действия), систематичность, последовательность, изменение и постепенное усложнение условий выполнения, повышение самостоятельности учащихся при отработке приемов и действий, воспитание у них навыков самоконтроля и самооценки, внесение элементов состязательности для повышения активности и интереса занимающихся.