Файл: Формирование психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ходе учебного процесса большое количество знаний, навыков и умений усваивается на практических занятиях. Успешное проведение таких занятий возможно лишь при выполнении следующих дидактических условий: качественная разработка плана проведения, четкая формулировка учебных целей и тщательная подготовка учебно-материального обеспечения; подробный инструктаж обучаемых перед началом занятия о порядке работы и мерах безопасности; оценка действий каждого учащегося при подведении итогов занятия. Во время практических занятий необходимо обеспечить: правильную демонстрацию способов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; бесперебойность занятия; выявление и своевременное исправление ошибок в ходе отработки слушателями практических вопросов; поощрение слушателей для достижения ими наилучших результатов; соблюдение правил безопасности.
Одним из важнейших методов обучения является самостоятельная работа учащихся. Использование этого метода позволяет обучаемым закрепить полученные на уроках знания, навыки и умения, изучить и усвоить доступный материал и дополнительную информацию, отработать способы и приемы действий, выполнить творческие работы. Основными видами самостоятельной работы являются изучение печатных изданий, прослушивание и просмотр видео- и телевизионных передач, использование интернет-ресурсов, тренировки в выполнении приемов и действий.
В значительной степени стимулирует мыслительную деятельность учащихся метод ситуационного обучения(например, сюжетные игры). Ситуационное обучение в данном случае заключается в анализе опасных ситуаций, в результате которых совершались или могут произойти происшествия. При организации ситуационного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушения других людей, попадавших в опасные ситуации. Конечная цель ситуационного обучения – приучить человека к системе аналитического поведения в предметной деятельности: предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий. Подготовка к занятиям с использованием методов ситуационного обучения заключается в поиске сюжетов, соответствующих теме занятия, их методическая обработка, а также в выборе наиболее эффективного способа предъявления ситуации обучаемым. Источниками сюжетов учебных ситуаций могут служить публикации в газетах и журналах, сообщения по радио и телевидению, видео-сюжеты, рассказы и описания очевидцев каких-либо событий и т.д. Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать вопросы-задания, которые должны направлять учащихся на решение одной главной проблемной задачи. Методически правильно построенный анализ ситуаций позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, учиться избегать ошибок и неверных решений в опасных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей среде.
Метод проектов носит преимущественно интерактивный характер и основывается на самостоятельной, творческой деятельности самих учащихся. Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. В результате такой деятельности у школьников формируются универсальные учебные действия (умение ставить цель, планировать, рационально распределять свою работу, умение сотрудничать и т.д.), а также решаются специальные воспитательные задачи (например, формирование позитивного отношения к безопасному образу жизни).
При выборе методов обучения необходимо руководствоваться дидактическим принципом их оптимального сочетания в процессе обучения.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени школьников. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Актуальной проблемой современной жизни являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, криминальная опасность, экстремальные ситуации. Правильное поведение нередко спасает даже в самой, казалось бы, безысходной ситуации. Безусловно, если человеку грозит беда, у него срабатывает инстинкт самосохранения, и он пытается спастись любым путём. Однако нередко, движимый этим инстинктом, он теряет самообладание. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку, часто завышают свои возможности. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же ситуации. Чем труднее ситуация для ребёнка и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. Поэтому возникает необходимость выработать у детей автоматизм безопасного поведения, вооружить знаниями и научить использовать опыт, накопленный в обществе.
Таким образом, сегодня важно организовать такой процесс урочной и внеурочной деятельности по дисциплине ОБЖ в школе, который дал бы учащимся возможность получения полезных знаний, способствовал бы интенсивному становлению устойчивого и активного интереса к ведению безопасного образа жизни, а также в ходе разнообразной профилактической работы позволил бы прививать устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации, способствовал бы формированию у школьников готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ
2.1. Определение исходного уровня готовности старшеклассников к действиям в опасной ситуации
2.2. Методика работы по формированию готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы
2.4. Разработка методических рекомендаций по формированию психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации на основе полученных данных
ВЫВОДЫ к главе II
Список литературы
1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям: монография. Москва: ВЛАДОС, 2018. 174с.
-
Волгин С. И. Психолого-педагогическая подготовка учащихся к действиям в экстремальных ситуациях // Наука и образование: поиск перспектив модернизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 июля 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 25-29. -
Елисеева, Н. В. Формирование готовности учащихся старших классов к эффективным действиям в экстремальных ситуациях [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 /Н. В. Елисеева.- Владикавказ, 2017.-23 с. -
Латчук, В.Н. Программы для учащихся общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы [Текст] : /В.Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский.- М.: Дрофа, 2018. – С. 6-7. -
Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. Москва : ЭКСМО, 2019. 960 с. -
Мошкин, В. Н. Воспитание культуры безопасности [Текст] : автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.01 / В. Н. Мошкин. Барнаул, 2014. - 369 с. -
Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2018. № 6. С. 28-35. -
Сидоркин, В. А. Психолого-педагогические условия формирования готовности школьников к организованным действиям, при чрезвычайных ситуациях [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 /В. А. Сидоркин.- М., 2018.-16 с. -
Сорокина, Л. А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Сорокина.- Тюмень, 2017.- С. 199. -
Харламенкова Н.Е. Антропогенные и природные угрозы безопасности человека: психологический аспект // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4 (89). С. 128-140. -
Черный, С. П. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. П. Черный.- Красноярск, 2017. - 181 с.