Файл: Профессиональнопедагогический институт сборник игр и упражнений по формированию психологической готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Сборник игр и упражнений по формированию психологической готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе
Методические рекомендации


Выполнила:

Студент(ка) группы ЗФ-109-100-3-1

Горбик Елизавета Сергеевна


Научный руководитель:

Д.п.н, профессор кафедры ПППОиПМ

Савченков А.В.


Челябинск 2023

Содержание

Введение

  1. Программа «Что такое школа?»

  2. Программа «Рассказ про то, как ежик боялся идти в школу»

  3. Комплекс игр и упражнений для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

  1. Упражнения для развития воображения

  2. Упражнения для развития восприятия и наблюдательности

  3. Упражнения для развития мышления

  4. Упражнения для развития памяти

Заключение

Список используемой литературы

3

4

7

10
39

40


Введение

Общеизвестно, что для каждого ребенка период перехода к школьному обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не только с новым видом деятельности – учебной, но и должен привыкнуть к новому коллективу детей и взрослых, к новой обстановке и режиму дня.

Для детей с особыми потребностями, испытывающими трудности в обучении, общении, социальной адаптации, переживание такого кризиса протекает особенно тяжело.

Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть подготовлены к школе особым образом. Психологическую готовность к школе в самом общем виде можно определить как комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Детей с ОВЗ отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности, недоразвитие сложных форм поведения,
речевая активность низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность слабая и неустойчивая, запоминание механическое.

Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является его хорошая дошкольная подготовка. Подготовка к школе у детей с ОВЗ осуществляется в игровой форме, так как самым простым и доступным способом всестороннего развития ребенка является игра.

Подготовка детей с ОВЗ к школе производится с учетом характера отклонения и тяжести нарушения. Очень большое внимание уделяется созданию развивающей среды, способствующей развитию детей с учетом структуры дефекта, интересов и индивидуальных особенностей ребенка.

Программа «Что такое школа?»

Цель занятия – дать ребенку с ОВЗ представление о том, что такое школа, зачем в нее ходят; обогащение запаса знаний ребенка о школьной жизни.

Ход занятия. Отгадывание загадки:

Стоит день,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет. (Школа)

Школа – это светлый дом,

Мы учиться будем в нем,

Там научимся писать,

Складывать и умножать.

В школе многое узнаем:

О своем любимом крае,

О горах и океанах,

О материках и странах;

И куда впадают реки,

И какими были греки,

И какие есть моря,

И как вертится земля.

В школе мастерские есть,

Интересных дел не счесть!

И звонок веселый –

Вот что значит школа!

Игра «Догадайся и ответь». Ход игры: психолог бросает ребенку мяч и задает вопрос про школу. Если ребенок отвечает правильно, он ловит мяч, если не знает – отбрасывает обратно психологу.

- Как в школе называется взрослый, который занимается с детьми? (Учитель)

- Как в школе называют детей? (Ученики)

- Как называются книги, по которым дети учатся? (Учебники)

-Как понять, когда начинается урок и когда он заканчивается? (Звенит звонок)

- Как называется перерыв между уроками, когда дети могут отдохнуть? (Перемена)

- Стол, за которым сидят ученики, называется… (парта)

Упражнение «Я хочу в школу, потому что…» Ход упражнения: дети по очереди проговаривают, почему они хотят пойти в школу и почему.



Беседа о том, каким должен быть хороший ученик. Ход беседы: ребятам демонстрируются картинки, на которых изображены разные ситуации из жизни школы. Дети должны найти картинки, на которых ученики ведут себя правильно, а на каких - неправильно, и пояснить, почему.

Картинки к заданию.

Упражнение «Четвертый лишний». Ход упражнения: детям предлагаются смысловые ряды из четырех предметов – три из них относятся к школьным принадлежностям, а один – нет. Задача ребят – найти этот предмет, вычеркнуть и объяснить, почему он лишний (к какой категории предметов он относится).

Упражнение «Собери портфель». Ход упражнения: детям предлагается ряд предметов. Нужно решать, какие из низ пригодятся в школе и положить их в портфель, а какие лучше оставить дома, потому что в школе они не нужны.

Перечень предметов: тетрадь, краски, мячик, ручка, игрушечная машинка, кисть, точилка, кукла, карандаш,

Упражнение «Копилка первоклассника». Ход упражнения: детям предлагается наполнить две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика» (в качестве копилок можно использовать любые две непрозрачные баночки разного цвета). Дети перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, жизни в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, порадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием в соответствующую баночку мелких предметов (монеток, скрепок, горошин и пр.). Когда варианты иссякнут, детям предлагается «погреметь» копилку и «взвесить» ее, определив, где содержимого больше. Если дети считают, что «копилка успеха» звонче и тяжелее, то можно подвести к тому, что успехов жизни ученика больше. Если одинаково, то, несмотря на трудности, будут и успехи. А если трудностей оказывается больше, то следует «добавить» фишек в «копилку успеха», упомянув то, что не назвали дети, чтобы не акцентировать внимание на то, что учеба связана преимущественно с наличием проблемных моментов.

Рефлексия занятия: что понравилось больше всего.

Прощание. Кричалка «Мы – молодцы!»

Программа «Рассказ про то, как ежик боялся идти в школу»

Цель занятия – профилактика школьных страхов

Ход занятия. Работа со сказкой. Маленький ежик Буль с раннего детства мечтал о школе. Многие его друзья были старше ежика, поэтому ему часто приходилось скучать одному, ожидая их с занятий. В таки моменты он сильно хотел побыстрее вырасти и тоже пойти учиться. Школа ему представлялась увлекательным приключением, тем более то друзья часто рассказывали веселые истории, что случались с ними во время занятий. Ежик Буль очень люби эти смешные рассказы про школу, и с нетерпением ждал дня, когда он возьмет в руки портфель и познакомится со своей первой учительницей.


И такой день настал. Однажды мама ежика сказала, что завтра он пойдет в школу. Буль был на седьмом небе от счастья. Следующим утром он взял большой букет для учительницы и поспешил в школу. Вес для него там было новым и необычным, но Буль совсем не боялся, он замер в предвкушении интересных приключений и веселых историй. Но, зайдя в класс, он увидел совершенно незнакомых ему ребят, которые спокойно сидели за партами. Это его немножко смутило, но все же Ежик ждал, что зайдет учительница и начнется веселье.

Каково же было его удивление, когда учительница вместо смешных рассказов принялась объяснять им, что в школе нужно вести себя тихо и спокойно. Дети должны внимательно слушать ее задания, читать, писать и рисовать, а бегать и кричать им запрещается. Это не понравилось Булю, а когда они принялись списывать задание с доски, то он и вовсе растерялся. У маленького ежика плохо получалось, и он очень боялся, что учительница будет его ругать. Кроме того, Буль не до конца понял задание, а спросить у кого-то постеснялся.

После уроков ежик возвращался домой расстроенным и напуганным. Школа оказалась совсем не такой, как представлялось. За ужином он практически не разговаривал и очень рано пошел спать. Целую ночь его мучили кошмары. Ему снилось, что мама забыла забрать его со школы, что в шкафчике для одежды прячется монстр и что он забыл выучить домашнее задание. Утром Буль проснулся в слезах.

- Я не хочу идти в школу! Я еще совсем маленький, - плакал ежик, удивляя маму. Ей было совсем непонятно, почему так быстро изменилось отношение малыша, который еще вчера радостно бежал на занятия.

- Почему, Буль? Разве тебе не интересно получать новые знания и знакомиться с новыми друзьями?

- Нет, там совершенно не интересно, а страшно. Не отпускай меня в школу, пожалуйста, я хочу оставаться дома, играть и читать веселые рассказы про школу для детей. – На этих словах ежик запнулся, ведь действительно такие истории были его любимыми. Он так мечтал о школе, а теперь ее боится. От этого ему стало очень горько. Малыш воткнулся носом в подушку и зарыдал.

Но умная мама все поняла и без слов: ее ежик боялся не школы, а нового образа жизни.

- Малыш, не нужно плакать. Бояться нового и неизвестного вполне естественно. Даже взрослые чувствуют себя неловко, попадая в непривычные условия.

Услышав это, Буль немного успокоился.

- Так меня не будут ругать за то, что у меня не получается?


- Конечно нет. Ошибаться может каждый. Для этого ты и пошел в школу – чтобы учится. Не бойся спрашивать обо всем, что тебе непонятно, и у тебя обязательно все получится.

- А если я принесу плохую отметку, ты не перестанешь меня любить?

- Ну что за глупости! Ведь мы с папой любим тебя не за какие-то заслуги, а просто за то, что ты наш малыш. К тому же, кто-то лучше знает математику, а кому-то хорошо получается писать сочинения. Главное в школе не отметки, а новые знания!

Буль уже обрадовался и снова захотел идти в школу, но на всякий случай решил уточнить еще один вопрос:

- А бегать и кричать совсем нельзя?

Мама улыбнулась:

- Можно, но только на переменах. А на занятиях нужно внимательно слушать учительницу, что не пропустить ничего интересного. Ведь ты же хочешь узнать что-то новое?

- Хочу-хочу!

Сегодня ежик бежал в школу еще быстрее, чем вчера. Он уже не боялся и понимал, насколько важно откровенно говорить с родителями о своих переживаниях. А еще его ожидала веселая и смешная история, причем не одна. А ты хочешь ходить в школу?

Тематическое задание к сказке: обвести и раскрасить ежика, главного героя сказки.

Рефлексия занятия: что понравилось больше всего.

Прощание. Кричалка «Мы – молодцы!»

Комплекс игр и упражнений для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

Упражнения для развития воображения

1. Упражнение «Выполни рисунок»

  • Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п..Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении. 



  • Даны графические изображения 2-4 данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы. 


  • Двоим ученикам предлагается выполнить рисунок в две руки. Первый ученик делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй ученик, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.