Файл: Профессиональнопедагогический институт сборник игр и упражнений по формированию психологической готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Упражнение «Волшебники» (рисование эмоций, чувств)

  • Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».


  • Учитель просит нарисовать настроение на заготовленных шаблонах "мордочек". Под каждым овалом написана эмоция.



  • Ученику предлагается дорисовать к каждой пиктограмме туловище, раскрасить одежду человечка карандашами, цвет которых (по мнению ребенка) подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.



3. Упражнение "Сложи картинку"

  • Учитель предлагает детям сложить из имеющихся геометрических фигур красивые (или необычные) картины.


  • Учитель предлагает детям сложить из счетных палочек (спичек, зубочисток) необычные (или реалистические) картины.



4. Упражнение «Ассоциации»

  • Учитель предлагает ученику найти конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь-сердце, зима – снег, счастье – мама и т. д.

  • Учитель предлагает из трех разных слов составить одно предложение. Примеры слов: яблоко, жираф, книга; дождь, телевизор, девочка и т.д.

  • Учитель предлагает детям несколько слов, логически не связанных между собой: Книга Цветок Сосиска Мыло. Предлагает им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова, и составить предложения. В результате должна получиться маленькая история.

  • Учитель предлагает объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями: "Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке».


Примерные пары слов: трава – ручка, ёлка – небо, гвоздь – шапка и т.д.

5. Упражнение «Сочиняем сказку»

  • Учитель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

  • Учитель предлагает детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

  • Учитель предлагает в определённой сказке изменить либо героя, либо сказочный предмет, заклинание и т. д. Например:

Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.

Упражнения для развития восприятия и наблюдательности

  1. Упражнение «Наложенные изображения»

  • Ученику предъявляют 3—5 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

 

  • Ученику нужно назвать, какие буквы спрятаны на картинке


 

  1. Упражнение «Незаконченные изображения»

  • Ученику предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.




  • Ученику нужно дорисовать буквы, цифры



  1. Упражнение «Точечные изображения»

  • Ученику предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

     

  1. Упражнение «Перевёрнутые изображения»

  • Ученику предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их



  1. Упражнение «Парные изображения»

  • Ученику предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

 

  • Ученику предлагают рассмотреть парные сюжетные картинки с отличительными признаками и найти эти признаки различия, сходства.


 

  1. Упражнение «Разрезанные изображения»

  • Ученику предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

Варианты:предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

  1. Упражнение "Геометрические фигуры"

  • Ученику предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур. Нужно определить, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.

   

  • Ученику необходимо определить количество треугольников

 

9. Упражнения с таблицами

  • Ученику предлагается таблица с геометрическими фигурами. Нужно посчитать: сколько раз встречается круг, прямоугольник и т.д.



  • Ученику предлагается таблица Шульте, в которой нужно показать и назвать числа по порядку.

 

  • Ученику предлагается таблица с буквами. Примеры заданий:

- Назови все буквы в столбике как можно быстрее. (Закрепляется знание букв)

- Назови и покажи все буквы на 1-ой строчке, на 2-ой строчке. (Кроме знания букв, закрепляется понятие «строчка» или «столбик»)


- Назови и покажи все буквы ниже буквы М. (Кроме знания букв закрепляется умение ориентироваться на листе бумаги)

- Назови и покажи все гласные или все согласные, все звонкие согласные или глухие согласные. (Закрепляется знание гласных и согласных)



  • Ученику предлагается в таблице показать определённую букву и посчитать её количество (можно зачеркнуть буквы)

б

о

р

г

е

а

в

е

ш

ч

а

т

ь

у

ф

о

ю

я

ф

з

х

ц

и

а

ы

т

ю

б

с

м

у

и

ж

я

ч

ц

э

к

л

о

ч

т

ю

х

з

е

к

а

р

п

в

у

ц

й

ы

м

н

г

щ

з

а

и

п

г

ф

и

ю

х

н

к

е

х

ъ

ь

в

д

л

ю

и

н

м

р

о

а

с

щ

ц

э

ь

т

в

я

с

б

ж

з

х

о

й

е