Файл: Профессиональнопедагогический институт сборник игр и упражнений по формированию психологической готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками можно поработать одновременно.
-
Ученику предлагается посмотреть внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Нужно вообразить себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумать историю, связывающую их между собой.
Затем рисунок закрывается, и ученик должен на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.
-
Ученику даются бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуры и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк - для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.
-
Упражнение «Что изменилось»
-
Перед учеником выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ученика просят отвернуться и убирают 1-2 картинки (предмета). Ученик должен назвать, что изменилось. -
Перед учеником выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ученика просят отвернуться именяют местами 2-3 картинки (предмета). Ученик должен назвать, что изменилось.
-
Упражнение «Запомни и найди»
-
Ученику предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать. -
Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур.Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Ученику дается для запоминания одна из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время учитель раскладывает перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагает найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Насыщенность и сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста школьника, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной памяти.
-
Приготовьте таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.Покажите ученику на 4-5 сек. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.
6. Упражнение «Запоминаем рисуя»
Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры готовит ручку и листок бумаги. Ведущий последовательно называет слова, после каждого слова считает до трёх. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.
8. Упражнение «Осознание словесного материала» (используется для тренировки, как зрительной памяти, так и слуховой).
Цель этого упражнения - заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п.
Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".
9. Упражнение «Запомни ряды слов» Это задание опять для тренировки слуховой памяти. На этот раз вам предлагаются ряды из трех слов, которые вам должен произнести напарник. После этого он называет лишь первое слово в каждом ряду, вы же произносите два остальных:
* ПРЯЖА - НИТКА - СВИТЕР;
* СИРЕНЬ - ВАЗА - ЦВЕТЫ;
* РЕЛЬСЫ - ШПАЛЫ - ПОЕЗД;
* МУКА - ТЕСТО - БУЛКА;
* ОКНО - КРЫША - ДОМ;
* МАЛЫШ - ВЗРОСЛЫЙ - СТАРИК;
* ДЕТИ - МАМА - ПАПА.
10. Упражнение "Я - фотоаппарат"
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.
Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает всепредметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Так можно развить у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумыватьразные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика.
11.Упражнение «Я положил в мешок...»
В эту игру можно играть с детьми во время длительных поездок.
Взрослый начинает игру и говорит:"Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя. И так далее.Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова поалфавиту: "В саду у бабушки растут..." (Порядок тот же)
В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
12. Упражнение "Каскад слов"
Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой последовательности, три слова и т.д. ( интервалы между словами- 1 секунда) Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других ( для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.
1. огонь
2. дом, молоко
3.конь, гриб, игла
4.петух, солнце, асфальт, тетрадь
5. крыша, пень, вода, свеча, школа
6.карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб
7.орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын
8. гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед
9. мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки
10.грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.
То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем егослуховой кратковременной памяти на слова.
Ребенок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.
Заключение
В настоящее время государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на реализацию права получения ими полноценного образования и обеспечение комплексной реабилитации и социализации, позволяющих реализовать их потенциальные возможности. Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья требует гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду своих сверстников, особенно в период начала школьного обучения.
В основу данного методического пособия легли общие идеи, отражающие содержание эффективной работы педагогов ДОО по повышению психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ к вопросам подготовки к обучению в школе.
Занятия проводятся в атмосфере доброжелательности, что позволяет нашим дошколятам учиться без стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для каждого из них. И если мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными в себе, счастливыми людьми, то мы должны создать для этого все необходимые условия. Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах и завтрашнем дне.
Общими усилиями родители и педагоги должны добиваться желаемого результата: укреплять здоровье детей, их физическое и эмоциональное благополучие, развивать творческие способности, познавательную и коммуникативную активность, интеллектуальное развитие и приобщить к общечеловеческим ценностям - обеспечить благоприятную социализацию.
Список используемых источников
-
Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./ Редкол.: Н.Н. Педъяков и др. - М, 2007. - 266 с. -
Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 2010, - №8, стр. 66-74. -
Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. - М.: Просвещение, 2012. – 289 с. -
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6. -
Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе. - М.: Инфра-М, 2014. - 291 с. -
Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7 лет. – Харьков: Фолио, 1997.- 412с. -
Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 2000.-248с. -
Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 2001.-256с. -
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО Образование, 1996.-160с. -
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. – М.: Просвещение, 1989.-127с. -
Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. – СПб.: Издательский Дом “Нева”; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-224с.