Файл: Построение организационных структур.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мере становления в мире постиндустриального общества меняются внешние и внутренние условия действия организаций и в соответствии с этим происходят изменения в их оргструктурах. Одна из основных тенденций в развитии оргструктур состоит в том, что уменьшается число уровней управления, ослабляется иерархия. Подразделения получают большую автономию, шире раскрывается инициатива сотрудников. Новые информационные технологии позволяют строить высокоэффективные сети взаимодействия подразделений одной организации, а также организовывать сети взаимодействия с другими организациями и потребителями. Оргструктуры становятся более гибкими, они предполагают создание и функционирование временных творческих подразделений.

Все эти тенденции из сферы менеджмента коммерческих организаций постоянно проникают в государственный менеджмент, в том числе в региональное и муниципальное управление. Для подавляющего большинства органов местной власти современной России наибольший эффект может обеспечить адаптивный тип организационных структур, что обусловлено динамизмом переходного периода. Адаптивные организационные структуры стали разрабатываться с начала 1960-х годов. Они лучше (по сравнению с функциональной структурой) приспособлены к быстрой смене внешних условий. Эти структуры можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями внешней среды и потребностями самого органа местной власти. Таким образом, следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам органов местной власти, обеспечивает им эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей. Для органов местной власти крупных муниципальных образований можно использовать комбинацию структур различных типов. Для относительно небольших районов организационная структура управления также должна соответствовать задачам переходного периода и способствовать становлению и развитию в них рыночных отношений. Так, например, применительно к формированию структуры управления хозяйством района следует исходить из следующих принципов: создаваемая структура должна адаптироваться (менять содержание и соподчиненность некоторых подразделений управления) к новым условиям; структура управления хозяйством района создается с учетом устойчивой тенденции сокращения бюджетного финансирования; район делегирует функции собственника широкому кругу хозяйственных субъектов. В этих условиях модифицируется прежняя государственная отраслевая система управления. При этом часть хозяйственной системы, так называемые основные производственные звенья, вышли из подчинения государственных органов управления. Основой взаимодействия администрации района с хозяйствующими субъектами всех форм
собственности становятся договорные отношения, что ставит их в положение равноправных партнеров. Кроме того, возрастает регулирующая функция администрации района, которая должна, с одной стороны, поощрять любое предпринимательство, стимулируя его сферу деятельности, с другой - формировать механизмы взаимодействия хозяйствующих субъектов на взаимовыгодных партнерских отношениях.

Организационная структура управления хозяйством района может создаваться в два этапа. На первом этапе неизбежно сосуществование административного (в большей мере регулируемого) управления с формированием и становлением рыночных отношений. На втором этапе структуры управления модифицируются в структуры рыночного типа, в которых методы опосредованного воздействия будут преобладать над непосредственными, административными методами. В рыночные отношения будут втягиваться такие сферы деятельности, традиционно находящиеся под контролем государственных органов, как образование, культура, спорт, здравоохранение. Одновременно будет возрастать защитная социальная функция районной администрации. Продолжительность и сроки функционирования структуры управления первого типа будут зависеть от характера и длительности переходного периода, который, как подтверждает практика, не может быть краткосрочным, так как всякая реорганизация, проводимая революционно, сталкивается с непредвиденными трудностями, что неподвластно ни директивам, ни указам. В условиях переходного периода, когда социально-экономическая ситуация меняется быстро и непредвиденно, структура управления хозяйством муниципального образования должна быть достаточно гибкой, чтобы быстро адаптироваться ко всем изменениям; в ней должен быть минимум элементов. Практика внедрения различных оргструктур управления районом показывает, что нельзя предложить единой, при этом оптимальной для всех районов структуры управления. Более того, реализация в муниципальных образованиях отдельных элементов современных организационных структур не всегда дает необходимый результат. Что-то не удается осуществить из-за несовершенства законодательства, что-то - из-за отсутствия высококвалифицированных специалистов и т.д. Практическая деятельность по мере развития рыночных отношений в хозяйстве района активно корректирует модель управления, а скорректированная модель - серьезно воздействует на практику. Организационная структура управления хозяйством большинства муниципальных районов, построенная на традиционных принципах оргпроектирования, не в полной мере отвечает целям перехода хозяйства к рыночным отношениям, не обеспечивает эффективного взаимодействия структурных подразделений. Оптимизация структуры управления хозяйством района требует перераспределения функций, объема управленческой деятельности руководящих кадров администрации и специалистов структурных подразделений.



Глава 2. Построение организационной структуры на примере

Администрации м.р. Исаклинский

2.1. Администрация м.р. Исаклинский в системе органов местного самоуправления Исаклинского района.

Таблица 3

Структура администрации муниципального района Исаклинский


Глава муниципального района Исаклинский


Заместитель главы м.р. Исаклинский, руководитель сельского хозяйства и продовольствия

Заместитель главы м.р. Исклинский

Руководитель аппарата администрации м.р. Исаклинский

Управление экономического развития и финансов













Управление сельского хозяйства и продовольствия

Отдел по делам ГО И ЧС

Организационный отдел

Комитет управления муниципального имущества




Отдел по делам молодежи

Архивный отдел

Управление культуры




Отдел по физической культуре и спорту

Административный правовой отдел

бухгалтерия




Управление социальной защиты населения района

Главный специалист по охране труда и технике безопасности

Мобилизационный отдел




Комитет милосердия материнства и детства

Главный специалист по работе с документацией и делопроизводству







ведущий специалист по экологическому контролю

Отдел архитектуры и градостроительства




В соответствии со статьёй 10 Закона № 131-ФЗ, местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в муниципальных образованиях, которые, в зависимости от присвоенного статуса, подразделяются на:


- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

В соответствии с Законом № 131-ФЗ (пп. 1.1., 2 ст. 10), определение статуса муниципальных образований и установка их границ осуществляется законами субъекта Российской Федерации, на территории которых расположено соответствующее муниципальное образование.

Местное самоуправление в м.р.Исаклинский осуществляется в пределах границ района, установленных Законом Самарской области (Закон Самарской области от 28 декабря 2014 года № 187-ГД «Об установлении границ муниципального района Исаклинский Самарской области»).

В свою очередь, как было отмечено выше, местное самоуправление осуществляется гражданами Российской Федерации в двух формах:

- непосредственно (путем проведения референдума, выборов, публичные слушания и т.д.);

- через органы местного самоуправления.

В соответствии с Законом № 131-ФЗ, под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 2 статьи 34 Закона № 131-ФЗ, в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования обязательно наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Однако, в данной статье Закона № 131-ФЗ также предусматривается возможность наличия и иных органов местного самоуправления в случае, если данные органы предусмотрены уставом муниципального образования.