Файл: Лекция Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Идея целостного подхода к больному воплотилась в совокупность этических норм врачевания, стала основой врачебной этики. Еще Платоном (трактат «Хармид») сформулировано положение: «нельзя лечить тело, не леча душу».
ЛЕКЦИЯ № 2. К истории развития психосоматики
Гиппократ. Тезисы Гиппократовской медицины. Правила врачебной этики
Идея целостного (холистического) подхода к больному воплотилась в совокупность этических норм врачевания, стала основой врачебной этики.

Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (ок. 460 - ок. 370 г.г. до н.э.), изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О враче» и др. Гиппократа называют «отцом медицины». Эта характеристика неслучайна. Она фиксирует рождение профессиональной врачебной этики. В древних культурах - египетской, вавилонской, индийской, персидской, иудейской, греческой - способность врачевать свидетельствовала о «божественной» избранности человека и определяла его элитное, как правило, жреческое, положение в обществе. Например, первые вавилонские врачи были жрецами, а основными средствами лечения были обряды и магия. Первый египетский целитель, Имхотеп, тоже был жрецом. Впоследствии он был обожествлен (ок.2850 до н.э.), и храм в его честь был одновременно и госпиталем, и медицинской школой. Медицинская практика была исключительным правом магов Персии и брахманов Древней Индии. Исследователи предполагают, что отец Гиппократа был одним из жрецов Асклепия - бога врачевания у древних греков. Семья Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца - врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Эскулапа1.

История его жизни малоизвестна, даже точно не известно, сколько лет прожил Гиппократ. Одни историки утверждают, что 83 года, а другие – 104. Существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа сделалось собирательным, и многие сочинения из семидесяти, приписываемых ему, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям. Подлинными исследователи признают от 18 до 8 сочинений. Это трактаты – «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «О диете при острых болезнях», первая и третья книги «Эпидемий», «Афоризмы» (первые четыре раздела), хирургические трактаты «О суставах» и «О переломах», являющиеся шедеврами «Сборника». Наибольшее значение для психосоматической медицины имеют несколько сочинений Гиппократа этического направления: «Клятва», «О законе», «О враче», которые мы уже упоминали выше, а также «О благоприличном поведении» и «Наставления». Эти произведения в конце V и начале IV века до нашей эры превратили научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.


Подход Гиппократа к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам. Гиппократ первый поставил медицину на научные основы и очистил ее от философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной изучения заболеваний. Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в одном из них более обстоятельно изучены метеорологические условия конкретной местности и показана зависимость болезни от этих условий.

Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение «жизненных соков», что для него и есть здоровье. Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку «освободиться от несваренных соков».

В других сочинениях – «О суставах», «О переломах» - подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени.

В сочинении «О диете при острых болезнях» Гиппократ положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью он установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д. Для лечения применялось 250 лекарственных средств растительного происхождения и 50 средств животного происхождения. Многие из них используются и в наши дни: ячменный отвар, молочай, чемерица, мед с уксусом и др. Гиппократ назначал банки, массаж, ванны, делал кровопускания. Он говорил, что нужно соблюдать осторожность, учитывать, как организм реагирует на лечение. Главный его принцип: «Не повреди!»



Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник. «Клятва Гиппократа» стала кодексом профессиональной чести на тысячелетия для всех врачей.

Становление греческой светской медицины было связано не только с влиянием рационального знания и накоплением опыта врачевания, но и с принципами демократической жизни городов-государств Древней Греции. Освященные и необсуждаемые права врачующих жрецов постепенно, но неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед пациентами. В «Клятве» Гиппократа были впервые сформулированы и расписаны обязанности врача как перед больными, так и перед своими коллегами по ремеслу. Гиппократ писал: «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием2, Гигией3 и Панакеей4, и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве, и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»
5.

Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, - безусловно, является основной чертой профессиональной врачебной этики. То, что в христианской морали является идеальной нормой отношения человека к человеку: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19,18); «Любите врагов ваших» (Мф.5,44), - в профессиональной врачебной этике есть реальный критерий и для выбора профессии, и для определения меры врачебного искусства. Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом, не являются простым отражением специфических отношений «врач – больной» в их конкретно-историческом виде. Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, - содержанием, которое независимо от места и времени их реализации. В силу этого, несколько изменяясь, они соблюдаются и сегодня, приобретая в том или ином этическом документе, будь то «Декларация», «Присяга» и т.п., свой стиль и особую форму выражения6.

Примером документа, созданного на основе модели Гиппократа, служит «Клятва российского врача», принятая 4-й Конференцией Ассоциации врачей России в ноябре 1994 г., являющейся обязательной для членов этой Ассоциации: «Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить ее и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой. Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека, и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности. Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мною и моим пациентом. Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству. Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей Ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством»
7.

Тезисы медицинской этики по Гиппократу можно резюмировать следующим образом:

  1. Лечить не болезнь, а больного.

  2. Знать и учитывать в ходе лечение индивидуальные особенности пациента (например, его темперамент - сама идея о темпераментах выросла из практики Гиппократа). «Необходимо изучать душевные состояния больного, его мысли, речь и молчание, не только настроение, но и сновидения - в них первоначально заявляют о себе душевные и телесные страдания и болезни» (вспомним психоанализ)).

  3. Щадить больного, не вредить ему, помогать природе (учитывать ком­пенсаторные ресурсы человека, на которые можно опереться в ходе лечения).

«Немного различий между медициной и мудростью. Врач - мудрец, врач - философ равен Богу, так как он обладает знанием всего того, что необходимо для жизни» - сказал Гиппократ.

Сосуществование и конкуренция двух подходов - анатомического, организменного, и гиппократовского, целостного - наблюдалась на протяже­нии всей истории медицины. В силу ряда причин, школа целостного подхода к больному в России - школа единомышленников - существовала на протяжении целого столетия (19 век). Историки медицины, занимающиеся вопросами врачебной этики и деонтологии, любят ссылаться на деятельность представителя этой школы, терапевта широкого профиля Матвея Яковлевича Мудрова (1776-1831), называя его русским последователем Гиппократа. В 1813 г. Мудров чи­тал лекции на медицинском факультете, который входил тогда в со­став Московского университета. Самоотверженный врач, известный своей благотворительной деятельностью (когда он стал знаменитым врачом - дом его был всегда полон воспитанниками, старыми друзьями и многочисленными родственниками, жившими на его иждивении), он погиб в эпидемию холеры в З0-е годы 19 в. Основные идеи Myдрова были таковы:

  1. Врачевание, как соединение ремесла и искусства, не состоит ни в лече­нии болезни, ни в лечении ее причин - оно состоит в лечении самого больного.

  2. Телесные расстройства (заболевания) могут возникать вследствие воз­действия на человека различных душевных причин. «Чтобы правильно лечить больного, надо узнать причины, на тело и душу его воздействовавшие, и тогда болезнь сама откроет имя свое, внутренние свойства свои и покинет внешний вид свой». Мудров подчеркивал психогенную природу ряда сомати­ческих расстройств: «Одни болезни могут возникать от телесных причин, другие - от душевных возмущений».

  3. У заболевшего телесным заболеванием человека неизбежно возникают психические изменения вследствие того, что «больной делается крайне со­мнительным к искусству врача».

  4. При работе с любыми больными необходим психотерапевтический подход, и его основой для Мудрова и его школы была психология. Что он на­зывал психологией (задолго до Вундта)? «Зная взаимные друг на друга влияния души и тела, долгом почитаю заметить, что есть душевные лекарства, которые врачуют тело, и они почерпываются из психологии. Этим искусством сердитого умягчишь, бешеного успокоишь, скрытного сделаешь открытым... Это искус­ство дает больным ту силу духа, которая болезни подчиняет воле больного».