Файл: Лекция Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Еще один представитель школы целостного подхода в русской медицине 19 века – ученик М.Я. Мудрова, терапевт широкого профиля Григорий Антонович Захарьин (учитель А.П.Чехова, как врача). Г. А. Захарьин (1829-1898) имел славу лучшего врача России. Он лечил и Александра III от болезни почек, отказавшись от почетного звания лейб-медика, и Льва Николаевича Толстого, не признававшего медицины. «Самый московский» гениальный врач, по преданию, безошибочно ставивший диагноз «с первого взгляда», он был известен своей эксцентричностью. Рассказывали, как однажды он угрожал пациенту, сибирскому купцу, палкой, требуя оставить дурные привычки и исполнять все его назначения, с криком «иначе умрешь!», пока перепуганный пациент не согласился. А.П. Чехов, рекомендовавший всем лечиться у Захарьина, говорил: «Советы его драгоценны…Он возьмет сто рублей, а пользы принесет минимум на тысячу, да еще побочных советов даст, так что проживете лишние двадцать-тридцать лет». В легенды Захарьин вошел и потому, что 30 лет ежедневно читал лекции студентам в Московском университете и ежедневно же посещал клинику на Страстном бульваре, включая все праздники, говоря, что у больных таких перерывов нет. О нем осталась добрая память как о враче. Медицинский «конвейер», принятый при капитализме, у Захарьина исключался. Он мог беседовать с больным по три часа, чтобы составить правильное представление о недуге пациента. Сейчас забылось, что благодаря усилиям именно доктора Захарьина в Москве появилась бутылочная минеральная вода – прежде уезжали лечиться на воды, что не всем больным было по карману. Захарьин требовал от косных купцов отдавать детям просторные комнаты, а не душные антресоли, когда парадные апартаменты простаивали «для гостей». Свои огромные гонорары он отдавал на благотворительные нужды, амбулатории и больницы для крестьян и бедных, на церковноприходские школы, на стипендии нуждавшимся студентам Московского университета, на медотряды в помощь сербским воинам. Он участвовал в создании клинического городка на Девичьем поле, внес крупное пожертвование на Музей изящных искусств и даже послал деньги на устройство водопровода в Черногории, когда в местном городке начались перебои с водой, за что в Черногории его почитали едва ли не святым. Свое профессорское жалованье он отдавал в фонд нуждающихся студентов, пожертвовав туда же еще 30 000 рублей.
Захарьин предложил свой оригинальный метод исследования больных, содержащий в себе развернутые элементы психологической диагностики, позволяющей установить не только нозологический, но и функциональный диагноз. Основу метода составляет тщательный расспрос больного (клинико-психологическая беседа) о его прошлом, об образе жизни, о бытовых условиях, условиях воспитания, о профессиональных особенностях и, главное, предложенный Захарьиным тщательный анализ субъективных жалоб больного: каковы испытываемые ощущения, какова эмоциональная реакция больного на ситуацию заболевания, его манера держать себя (поведенческий профиль больного), индивидуальные особенности его личности. Собственно диагностика должна предшествовать психологической работе с больным. Именно в методе Захарьина заложена идея ВКБ (внутренней картины болезни). По мнению учеников Мудрова, хорошее владение методом психологической беседы позволяет точно поставить диагноз больному и нозологический диагноз болезни. Этот опрос и дает целостное представление о больном.
Большой вклад в развитие отечественной психосоматической медицины внес еще один русский врач – Алексей Александрович Остроумов (1844-1908). Образование он получил в том же университете, где за диссертацию «О происхождении первого тона сердца» (М., 1873) удостоен степени доктора медицины. В 1879 г. был назначен доцентом, а в 1880 г. - профессором терапевтической госпитальной клиники Московского университета. Среди его работ наиболее важной для психосоматики является статья «О происхождении отека под влиянием нервов».
Остроумов показал важность изучения семейного анамнеза больного (не только для выяснения наследственных, врожденных, пренатальных, постнатальных факторов, влияющих на возникновение заболевания, но и для определения стиля жизни семьи, как стиля наследуемого), и он может быть патогенным, и, наряду, или помимо различных врожденных факторов, этот стиль сам по себе может быть важным этиологическим или патогенетическим фактором.
Феномен ВКБ (внутренней картины болезни) - сугубо психологический феномен - впервые выделен и описан в рамках эмпирического, врачебного подхода врачом, терапевтом,
клиницистом, представителем холистического, гиппократовского, целостного подхода Р.А. Лурия (1874-1944).
Известный терапевт, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Роман Альбертович Лурия, отец основателя российской нейропсихологии А.Р. Лурия, занимает особое место в отечественной медицине. Он родился 16 (29) мая 1874 г. в Брест-Литовске Гродненской губернии в семье учителя. Учился в гимназии в Вильно, затем, в связи с переездом, продолжил обучение в Новгороде-Северском Черниговской губернии. Успешно окончив гимназию, Роман Альбертович поступил в 1892 году на медицинский факультет Казанского Императорского университета. По окончании медицинского факультета 13 октября 1897 г. медицинская испытательная комиссия удостоила его степени лекаря с отличием. Пытливый ум, энергия, стремление быть в курсе всего нового и передового в области отечественной и зарубежной терапии заставили его в 1907-1914 гг. совершить поездки в известнейшие клиники Германии и Швейцарии. Роман Альбертович любил повторять: «Медицину, поистине, нельзя выучить до конца, и нельзя считать врачом того, кто ежедневно снова не изучает ее». Работая с маститыми терапевтами Европы - Краусом, Бергманом, Шмидтом, Умбером, Мором и др., Р.А. Лурия изучал клинику внутренних болезней, особенно заболеваний пищеварительного аппарата, рентгенодиагностику, постановку санитарного лечения туберкулеза в Давосе и Леизене. Профессор Л.М. Рахлин в своих воспоминаниях «Мои учителя» так писал о Р.А. Лурия: «Он жадно следил за всем новым и стремился скорее использовать и применить все, что могло обогатить врача в познании организма человека... Он обладал «чувством времени». После одной из поездок в Германию Роман Альбертович привез рентгеновский аппарат, в то время это была большая редкость.
Практика, подкрепленная опытам, и глубокими клиническими знаниями, помогли Р.А. Лурия завоевать высокий профессиональный авторитет и популярность врача, который «может излечить самого тяжелого больного». Его дочь, Л.Р. Лурия вспоминала: «Наплыв больных был очень большим. Временами, в ожидании его приема, весь большой двор был заполнен подводами или санями с больными, привезенными издалека». С 1920 г. Р.А. Лурия - организатор и руководитель в течение последующих 10 лет клиники внутренних болезней. Работать приходилось в сложных экономических условиях, но благодаря стараниям ее директора были оборудованы клиническая лаборатория и рентгеновский кабинет. Л.М. Рахлин вспоминал: «Лурия ежедневно в 12 часов проводил обходы. Он удивлял нас своими точными диагнозами. Диагностический диапазон у него был очень широк. Многие случаи были единственными в Казани, обошедшими всю литературу». Его ученик доктор Я.О. Дайховский восхищался лекциями «…в которых исчерпывающим образом Роман Альбертович излагает достижения клинической и теоретической медицины, богато иллюстрируя их примерами из своего громадного опыта. Прекрасно обставленные, глубокие и интересные по содержанию и блестящие по форме, они захватывают всю аудиторию».
Сам термин «психосоматика» возник в 1818 г. - его употребил немецкий исследователь, врач Хайнрод (Гейнрод). В 1828 г. немец Якоби предложил термин «соматопсихика». В следующие полвека в медицине преобладал организменный подход к больному (т.о., прошло более 50 лет до зарождения психосоматики как науки в медицине) 2-я половина 19 в. - период интенсивного развития анатомии, физиологии - естественнонаучного знания о человеке. Развивались представления о функциях органов, их взаимосвязи. Вирхов: идея атомистического понимания сущности болезни конкретного органа, как нарушение его клеточных структур, нарушение его целостности, а, следовательно - его функций. Таким образом, внимание врача должно быть обращено на болезнь органа. Психосоматическое направление в конце 19 - начале 20 вв. возникло как реакция на «машинный бег» в медицине, на механический, атомистический подход к человеку.
Вайс и Инглиш писали: «В век машинизации медицины, электрохимических исследований мы забываем эмоциональную жизнь больного, его конкретную сущность, его отношение к болезненным симптомам. Любой врач должен уметь разбираться
в особенностях психической жизни больного и применять их при лечении».
Идея целостного подхода становятся основой психосоматического направления в медицине. Во время 1-й мировой войны возникли работы Ойслера. Но по-настоящему, всерьез, массовые публикации этого направления возникли в европейской медицине в 20-е - 30-е гг. 20 века: Дойч ( 22 г.), Гроддек (23 г.), Вайцзеккер (конец 20-х - начало 30-х гг.), Александер, Данбар. С 1933 г. началась эмиграция из Европы от фашизма - появились работы в Северной Америке и в Канаде: Вейтховер, Уорнс, Поллак. Теоретическим фундаментом психосоматики в медицине явились идеи психоанализа, т.к. там в явной форме мы находим утверждение о наличии явной связи между психическим и соматическим, указание на то, что носителем этой связи является аффект, бессознательный аффективный комплекс, указание на механизм этой связи - для психоанализа это механизм истерической конверсии (замещения), механизм возникновения симптома, как обходного пути.
ЛЕКЦИЯ № 3. Специфический подход в психосоматике
Психоаналитическая концепция З.Фрейда
История современной психосоматической медицины начинается с психоаналитической концепции З.Фрейда, который совместно с Брейером доказал, что «подавленный аффект», «психическая травма» путем «конверсий» могут проявляться соматическим симптомом. Фрейд указывал, что необходима «соматическая готовность» – физический фактор, который имеет значение для «выбора органа» и который можно представить себе в процессе его возникновения.
Идея психологического конфликта как основы психосоматических расстройств легла в основу психодинамическогонаправленияв психологии. Клинико-психологический анализ явлений гипноза и истерии, проводившийся во второй половине XIX в. с целью изучения механизмов соматических изменений под влиянием психологических воздействий, привел к предположению о возможности непосредственного отражения в клиническом синдроме психологического содержания неосознаваемого внутриличностного (эмоционального) конфликта, спровоцировавшего развитие заболевания. Тогда же возникло и два теоретических подхода, пытавшихся с разных методологических позиций объяснить наблюдаемую связь между формой болезни и содержанием конфликта: психодинамический (специфический) и кортиковисцеральный (неспецифический).