Файл: Лекция Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) психотические реакции;
2) психопатические реакции;
3) психоневротические реакции;
4) психосоматические реакции.
Взаимоотношение этих реакций представлено на рисунке 1.
Г.Селье и его школа дали глубокий анализ изменений в организме, в частности в эндокринных железах, контролируемых гипофизом, под действием отрицательных стимулов. Популяризация понятия стресса в биологии и медицине и прямое перенесение, его физиологического значения в психологию привели к смешению психологического и физиологического подходов его изучению. Против такого смешения выступил, в частности, Р.Лазарус, предложивший различать физиологический и психологический виды стресса. По мнению Лазаруса, они отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стресс характеризуется нарушением, гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм (например, при погружении руки в ледяную воду). Восстановление гомеостатической устойчивости осуществляется висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обусловливают стереотипный характер реакций при физиологическом стрессе. Анализ психологического стресса, по мнению Лазаруса, требует учета таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Эти психологические факторы обусловливают и характер ответных реакций, В отличие от физиологического стресса, при котором последние являются высокостереотипными; при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны. Так, на угрозу один субъект реагирует гневом, а другой — страхом и т.п. До 60-х г.г. ХХ века при анализе реакции на стресс исследователи связывали ее преимущественно с особенностями ситуаций и стимулов, воздействующих на индивида. Такой подход сводился к тому, что исследователи вначале, для того чтобы вызвать реакцию, стремились найти те факторы окружения, которые действуют в качестве стрессоров, и после этого измеряли степень или направленность соответствующих изменений. Вопреки ожиданию экспериментаторов оказалось, однако, что в одних и тех же условиях разные индивиды реагируют неодинаково, причем эти различия касаются как степени подверженности воздействиям, так и типа наблюдаемых эффектов. Так, у одних отмечается высокая устойчивость к стрессу, у других — низкая, при этом у одних лиц психическая работоспособность в стрессовой ситуации улучшается, у других — ухудшается вплоть до срыва. Эта специфичность реагирования в стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психологическими особенностями субъекта. Так, в 1955 г. Базовиц с соавторами писали: «… В будущих исследованиях… не следует рассматривать стресс в качестве фактора, навязанного организму, его следует рассматривать как реакцию организма на внутренние и внешние процессы, которые достигают тех пороговых уровней, на которых его физиологические и, психологические интегративные способности напряжены до предела или более того» (Basowitz et al., 1955, стр. 288—289). Это же по существу подчеркивает и Лазарус (1970). Он пишет, что вследствие индивидуальных различий в психологической конституции отдельных личностей любая попытка объяснить характер стрессовой реакции, основываясь только на анализе угрожающего стимула, была бы тщетной23.
Согласно Лазарусу, стресс как состояние возникает при чрезмерности воздействий, при угрозах, опасности, ответственности различного рода. Состояние это дифференцированное, разнообразное. Если некое вредоносное воздействие препятствует достижению цели, то тогда мы можем констатировать фрустрацию. Если одновременно сосуществуют две противоречащие, несовместимые потребности или цели - то можно говорить о конфликте. Если обнаруживается воображаемое субъектом или ожидаемое в будущем лишение чего-то важного или субъективно значимого - тоже стрессовая реакция. Сила воздействия зависит не только от физических параметров стимула, но и от того, как человек в состоянии справиться с угрозой или предупредить ее. И основной психологический фактор для Лазаруса — фактор когнитивной оценки угрозы. От него зависит выраженность стрессовой реакции. В зависимости от значимости ситуации и качества когнитивной оценки угрозы возникают эмоциональные состояния тревожности, разочарования, депрессии. Характер реакции зависит также от эффективности совладающего поведения (копинга).
Теория копинга (совладания личности с трудными жизненными ситуациями) возникла в психологии во второй половине 20 в. Термин введен американским психологом-гуманистом А.Маслоу. Под копингом (от англ. tocope – справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними24.
Копинг-поведение – форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с Я-концепцией, локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.
Выделяются следующие способы совладающего поведения:
1. Разрешение проблем.
2. Поиск социальной поддержки.
3. Избегание.
Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты. Английский психолог Д.Роджер (Roger et al., 1993) в своем опроснике измерения copingstyles выделяет четыре фактора – рациональное и эмоциональное реагирование, отстраненность и избегание. При этом под эмоциональным реагированием также подразумеваются лишь негативные переживания.
Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация, в отличие от простого приспособления, понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью. Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья / болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь и взаимообусловленность процессов соматического, личностного и социального функционирования. Таким образом, адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности. Своеобразным «срезом» адаптационного процесса, охватывающего весь жизненный путь от рождения до смерти, является внутренняя картина жизненного пути, которая характеризует качество жизни человека и его адаптационные возможности на разных уровнях. Внутренняя картина жизненного пути - целостный образ человеческого бытия. Это ощущение, восприятие, переживание и оценка собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Внутренняя картина жизненного пути включает в себя ряд компонентов:
1. соматический (телесный) - отношение к своей телесности (к своему здоровью, изменениям в нем, включая болезнь, к возрастным и различным соматическим изменениям);
2. личностный (индивидуально-психологический) - отношение к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам;
3. ситуационный (социально-психологический) - отношение к ситуациям, в которые оказывается включенным человек на протяжении своего жизненного пути25.
В таблице (1) «Структурно-функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях» указаны отдельные примеры пунктов (1а – 4в) опросника «Стиль поведения» (Лазарус, 2000). К структурным компонентам относятся наиболее устойчивые базовые характеристики индивидуальности человека, такие, как первая и вторая сигнальная система (Павлов, 1980), свойства нервной системы (Теплов, 1986, Небылицын, 1974) и темперамент (Русалов, 1991). Под функциональными компонентами подразумевается (Анохин, 1975, Волков и др., 1987) специфика организации поведения и деятельности личности. В данном случае имеется в виду феномен, обозначаемый в исследованиях западных психологов как «фокусинг» (focusing) приизучении психических процессов или «orientation», «attitude» при анализе личности. Отечественные психологи оперируют соответственно термином «установка» и понятием «направленность личности».26
В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации – угрожающий или благоприятный (Averill et al., 1971).
Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционально- го равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания:
- непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение);
Таблица 1.
Структурно – функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях (по Р.Лазарусу)
Организация поведения | ||||||
Структурные компоненты: сигнальные системы | Функциональные компоненты: фокус или направленность | Формы поведения: стили реагирования | ||||
«Я» | Проблема | Другие люди | ||||
Первосигнальный (эмоциональный по Лазарусу) | 1а: изо всех сил пытаюсь забыть о случившемся | 1б: вспоминаю время, когда все было значительно лучше | 1в: обращаюсь за помощью к другим людям | Отстранение Избегание Подавление Проекция Вытеснение | ЗАЩИТА | |
Второсигнальный (рациональный по Лазарусу) | 2а: занимаюсь чем-нибудь посторонним, чтобы отвлечься | 2б: предпочитаю подождать, пока со временем все разрешится само собой | 2в: обращаюсь за эмоциональной поддержкой к родственникам или друзьям | Рационализация | ||
Первосигнальный (эмоциональный по Лазарусу) | 3а: трудности только мобилизуют | 3б: рассматриваю случившееся как новое испытание своих возможностей | 3в: стараюсь посмотреть на ситуацию в ином свете, пытаюсь отыскать хотя бы что-нибудь позитивное | Эмоциональная компетентность (представлена тремя факторами) | СОВЛАДАНИЕ | |
Второсигнальный (рациональный по Лазарусу) | 4а: составляю план действий и приступаю к его выполнениию | 4б: думаю о случившемся и перебираю всевозможные варианты действий | 4в: спрашиваю того, кто уже имеет опыт, как нужно поступать в таких случаях | Рациональная компетентность (представлена тремя факторами) |