Файл: Новейшая история стран Азии и Африки Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кампания М.К. Ганди в защиту «неприкасаемых» (1932—1934) М.К. Ганди возвращался в Индию морем. По прибытии он собирался сразу же возобновить сатьяграху, но и власти подготовились к этому. Сразу же после прибытия, 4 января 1932 г., Ганди был арестован, Конгресс вновь был объявлен вне закона. На имущество ИНК наложили арест, были заморожены все его финансовые активы и фонды. Имущество отдельных лиц, участвующих в движении, было конфисковано. Тем не менее сатьяграха возобновилась, хотя и не столь организованно, как в 1930 г.; она продолжалась до мая 1933 г.
Тем временем Ганди в тюрьме объявил бессрочную голодовку в знак протеста против выделения «неприкасаемых» в отдельную курию. Лидер «неприкасаемых» доктор Амбедкар лично прибыл в тюрьму и заверил Ганди, что они отказываются от этого намерения. Ганди прекратил голодовку и решил развернуть кампанию по ликвидации дискриминации «неприкасаемых».
Многие лидеры ИНК в то время упрекали Ганди за то, что он-де несвоевременно начал новую кампанию, что сначала нужно было добиться от британцев независимости, а уже потом решать проблемы «неприкасаемых». Но Ганди был твердо убежден, что индийцы не могут требовать от англичан, чтобы те лучше обращались с ними, пока сами индийцы еще хуже обращаются со своими соотечественниками.
Кампанию по ликвидации дискриминации проводила специально созданная Ганди организация «Хариджан севак сангх», ход событий освещался в редактируемой Ганди газете «Хариджан». Слово «хариджане» означает «божьи люди» — так в Индии с этого времени называют «неприкасаемых». Ганди призывал правоверных индусов допустить хариджан в храмы, разрешить им пользоваться деревенскими колодцами, устранить многочисленные ограничения. Кампания проводилась в основном на юге и имела шумный успех. Но сатьяграха тем временем явно шла на спад и многие обвиняли в этом лично Ганди, поскольку он отвлек внимание на новую кампанию.
В декабре 1932 г. неудачей завершилась еще одна попытка провести переговоры между руководителями всех религиозных общин Индии. Конференция единства в Аллахабаде закончилась провалом, хотя индусы были готовы предоставить мусульманам 32% мест во всех Законодательных собраниях.
В начале 1933 г. Ганди был освобожден из тюрьмы, к тому времени сатьяграха сама по себе пошла на убыль. К тому же отдельные регионы Индии постигли стихийные бедствия, и Ганди стал срочно проводить кампанию по оказанию помощи пострадавшим в Бихаре. Официально сатьяграха была прекращена в мае 1933 г. Тогда же был снят запрет с ИНК.
Осенью 1934 г. ИНК принял участие в выборах и добился большого успеха, завоевав свыше половины всех голосов. М.К. Ганди в 1934 г. официально вышел из ИНК и вплотную занялся своей Конструктивной программой. Его авторитет уже был так велик, что он не хотел связывать себя какой-либо политической деятельностью. Ганди воспринимался всеми индийцами как общенациональный лидер.
13.Закон об управлении Индией 1935 г. Индия в годы Второй мировой войны. Предоставление Индии независимости.
Изменения в настроениях властей после событий начала 1930-х гг. Несмотря на формальное поражение сатьяграхи, события, потрясшие Индию в начале 1930-х гг., не прошли для страны бесследно. В течение нескольких лет власть в стране была практически парализована. В правящих кругах Англии еще раз убедились в действенности массового движения. Стало ясно, что еще один натиск может оказаться последним и тогда придется с позором покинуть Индию. С этого времени, очевидно, зреет убеждение: из Индии придется уйти рано или поздно. Эта мысль должна была постепенно укрепиться в сознании элиты британского общества. Необходимо было держать этот процесс под контролем, ни в коем случае не допуская анархии.
Еще один вопрос все больше беспокоил британские власти: враждебные отношения между двумя религиозными общинами. Сознательно разжигать рознь — было себе дороже, так как поддерживать элементарный порядок в стране во время вспышек вражды на религиозной почве становилось все сложнее. Отношения между мусульманами и индусами оставались по-прежнему напряженными. В январе 1935 г. провалилась еще одна попытка урегулировать вопрос о представительстве мусульман в органах власти: неудачей завершились переговоры между представителем ИНК Раджендрой Прасадом и М. Али Джинной. Сохранение контроля над Индией становилось все более обременительным для британской короны. Нужно было готовиться к постепенному уходу.
Конституция 1935 г. и ее последствия В августе 1935 г. была наконец принята новая Конституция для Индии. Она предусматривала сохранение центральной власти в руках вице-короля, поэтому была названа «рабской». Вице-король по-прежнему назначался английским королем и обладал всей полнотой исполнительной власти: мог приостановить действие Конституции и ввести чрезвычайное положение. Но одновременно в Индии создавалась провинциальная автономия: в провинциях расширялись полномочия органов власти, создавались ответственные перед местными Законодательными собраниями правительства, имущественный ценз резко снижался, благодаря чему общее число избирателей выросло сразу в 4 раза.
Таким образом, индийские политические партии в случае победы на выборах получали возможность сформировать свои правительства в 11 провинциях. Иными словами, это означало передачу местной власти в руки индийцев. Англичане, видимо, в будущем готовились покинуть Индию.
Индия становилась федерацией провинций и княжеств: назначенцы князей получали места в Центральном законодательном собрании и в Госсовете. В Конституции зафиксировано также право князей самостоятельно решать, будут они присоединяться к независимой Индии или останутся в рамках своего княжества.
И все же Индия по-прежнему оставалась колонией: Центральный исполнительный совет нес ответственность не перед Центральным законодательным собранием, а перед Государственным советом, который был тесно связан с колониальной администрацией. О будущем политическом статусе Индии не упоминалось вообще.
Выборы в провинциях по новому закону прошли в 1937 г. ИНК одержал победу на выборах и сформировал свои правительства повсюду, за исключением двух провинций — Пенджаба и Бенгалии (там победила Мусульманская лига). Сразу же изменилась местная политика: были освобождены политические заключенные, восстановлены демократические свободы, отменена цензура. Стала проводиться новая социальная политика, принимались законы, расширяющие права крестьян-арендаторов, ограничивались размеры уплачиваемой арендаторами ренты, устанавливался мораторий на выплату ростовщической задолженности малоимущими слоями.
Новые провинциальные правительства в рамках отведенных им полномочий стали поощрять развитие национального предпринимательства, содействуя вытеснению английского капитала из индийской экономики. Англия постепенно утрачивала свои позиции в Индии.
Вместе с тем осложнились и без того напряженные отношения между двумя религиозными общинами: индусами и мусульманами. Появление автономных провинций с явным преобладанием мусульманского населения готовило почву для будущего раздела страны. Мусульманская лига все больше ориентировала своих сторонников на несотрудничество с ИНК: в 1938 г. М. А. Джинна на сессии в Калькутте даже призвал исключать мусульман—членов Конгресса из Лига. Мусульманская община постепенно склонялась к созданию в Индии своего «национального очага».
Обострение внутрипартийных разногласий в ИНК.
После сатьяграхи, завершившейся в мае 1933 г., ИНК удалось сохранить свою массовую базу и влияние в стране. Под его эгидой развернулось движение в крестьянской среде за снижение арендной платы, земельного налога, ростовщического процента. С 1936 г. эту работу координирует специально созданная в рамках Конгресса крестьянская организация «Кисан сабха». Создаются в структуре ИНК и другие массовые общественные организации (Федерация студентов, Ассоциация прогрессивных писателей и т. п.).
Обратил внимание ИНК и на княжества, которые формально не входили в состав английской колонии. Там были созданы филиалы ИНК. С 1937 г. в княжествах Майсур, Траванкур, Раджкот прошли харталы в знак протеста против деспотической власти князей. Многие лидеры Конгресса приняли в них участие. Поддержал ИНК и крестьянские выступления в ряде княжеств, например в Кашмире.
На сессии ИНК в Лакхнау в мае 1936 г. произошло усиление левого крыла партии. Президентом ИНК был избран молодой лидер Джавахарлал Неру, левые получили в Рабочем комитете 1 /3 мест. Однако участие ИНК в выборах, а затем в формировании правительств в провинциях вызвали в Конгрессе борьбу за места в административных и правительственных органах. Некоторые лидеры ИНК сохранили контроль над партийным аппаратом, другие же заняли посты в административных органах.
В ряде провинций дело дошло до демонстраций, которые проводились партийными функционерами против правительств, сформированных ИНК. Эти люди имели своих покровителей и в центральном аппарате партии. В 1938 г. председателем ИНК избирается один из лидеров левого крыла партии — Субхас Чандра Бос. В апреле 1939 г. его вынудили уйти с поста председателя ИНК по обвинению в интригах. Сменил его на этом посту Раджендра Прасад. Позднее С.Ч. Бос был исключен из ИНК, он основал свою партию — Форвард блок, а в годы войны стал креатурой японцев и возглавлял созданную ими Индийскую национальную армию (ИНА).
I. ИНДИЯ В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939—1940)
Настроения в Индии в связи с началом войны. Еще в 1930-е гг. лидеры фашистских государств неоднократно пытались установить контакты с видными деятелями ИНК. Известно, например, что Муссолини предпринимал попытки встретиться с Д. Неру, но тот отвергал любую такую возможность по принципиальным соображениям. Для абсолютного большинства индийцев фашизм был совершенно неприемлем, его философия по праву считалась антигуманной и противоречащей духу индуизма.
Поэтому, в отличие, например, от мусульманских стран, рассчитывать на симпатии в Индии по принципу «враг моего врага — мой друг» руководителям фашистских держав не приходилось. Население готово было поддержать антифашистскую коалицию. Но когда в сентябре 1939 г. вице-король сразу же, без каких-либо консультаций с индийскими политическими деятелями, объявил Индию воюющей стороной, это вызвало возмущение.
14 сентября 1939 г. М.К. Ганди встретился с вице-королем Линлитгоу и предложил ему поддержку ИНК, но при этом выдвинул два условия. Англичане должны были твердо обещать предоставить независимость Индии сразу после окончания войны и немедленно — полномочия в Исполнительном совете при вице-короле (т. е. в Центральном правительстве).
Когда 17 октября английское правительство отклонило условия ИНК, это вызвало разногласия в Конгрессе по поводу отношения к войне, причем большинство явно склонялось к отказу от поддержки Англии. В ноябре 1939 г. правительства, возглавляемые в провинциях ИНК, подали в отставку — это означало отказ от сотрудничества с английскими властями.
Но демарш ИНК не изменил позиции англичан, а вакуум был восполнен: в Северо-Западной пограничной провинции, Ассаме и Синде были сформированы правительства Мусульманской лиги, Пенджаб управлялся юнионистами, в остальных же провинциях вся полнота власти перешла в руки английских губернаторов.
Попытки британских властей договориться с ИНК. Тем временем ход Второй мировой войны складывался неудачно для антифашистской коалиции. К июню 1940 г. Западная Европа была оккупирована немецкими войсками.
В июле 1940 г. ИНК вновь предложил Великобритании помощь на тех же условиях. Это вызвало в руководстве антиколониального движения разногласия: часть видных деятелей, в их числе М.К. Ганди, Р. Прасад, А. Гаффар-хан, предлагали ограничиться выражением лишь моральной поддержки. Однако вице-король вновь отверг требование ИНК о немедленном предоставлении индийцам полномочий в Центральном исполнительном совете, пообещав лишь статус доминиона после войны. Это означало, что договориться не удалось.
В Индии нарастали антивоенные настроения. В октябре 1940 г. Ганди призвал к индивидуальной сатьяграхе. Эту кампанию начал соратник Ганди — Виноба Бхаве, скандируя антивоенные лозунги в общественных местах, за что сразу же был арестован. К такого рода сатьяграхе допускались лишь видные деятели ИНК с разрешения Ганди. Это производило определенное впечатление на общество, а индивидуальный характер сатьяграхи не давал властям повода обвинить ИНК в ее проведении и запретить на этом основании.
Новые моменты в позиции Мусульманской лиги В отличие от Конгресса, Мусульманская лига не стала вступать в конфронтацию с английскими властями. Она не поддержала бойкот политической системы. После выхода в отставку правительств, сформированных ИНК в провинциях, она заменила их там, где это было возможно. Более того, Мусульманская лига развернула политическую кампанию против ИНК.
В марте 1940 г. состоялась историческая сессия Мусульманской лиги в Лахоре, где было принято судьбоносное для Индии решение: добиваться выделения из состава Индии районов с преимущественно мусульманским населением с целью образования мусульманского государства — Пакистана. Это стало главным требованием Мусульманской лиги. Таким образом, провозглашение Пакистана она выдвигала в качестве одного из предварительных условий предоставления Индии независимости.