Файл: "Обучение рисованию космоса в подготовительной группе".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По результатам ответов мною делался вывод о получении знаний о космосе в семье.

На основе проведенной диагностической работы была составлена таблица уровня развития у детей основных знаний о космосе. Полученные данные показывают, что у детей экспериментальной группы средний уровень сформированности элементарных астрономических представлений. Дети внимательно слушали задания, следовали оговоренной структуре действий, но в процессе самостоятельной работы многие дети отвлекаются. Знания детей о значении астрономии в жизни человека, о вкладе взрослых недостаточны. Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать представления о космосе, о продуктивности и о необходимости вклада взрослых. Полученные данные: 60% - знают о вкладе взрослых в развитие космоса, используют знание о космосе; 40% - рассказывают товарищам о космических явлениях; 30% - называют космические явления, поддерживают беседу о космосе. С повышенным положительным результатом можно отметить Максима С., Аделину К., Ксению Ш.

2.3. Формирующий эксперимент.

Исходя из выводов, сделанных после проведения констатирующего эксперимента, мной была разработана система работы с детьми.

Цель: сформировать у детей мотивы для получения знаний и представлений об астрономии.

Методическая система работы по формированию трудовых знаний и умений проводилась систематически в течение трех недель.

Календарно-перспективный план:

Неделя 1

Цели работы:

1.Продолжать формировать знания о космосе.

2.Учить детей выполнять соответствующую роль (конструкторы), воспитывать желание играть сообща.

3.Уточнить знания детей об космических явлениях.

Форма работы с детьми:

1.Беседа с детьми "Интересно знать…"

2.Сюжетно-ролевая игра "Построим ракету"

3.Занятие по развитию речи "Космические явления"

4. Рисование «Этот удивительный космос», (раскрашивание)

5. Рисование с использованием трафаретов «Летим в космос»

Неделя 2

Цели работы:

1.Закрепить знания детей в ходе РП.

2.Закреплять знания о планетах.

3.Знакомить с космосом через игровые действия.

Форма работы с детьми:

1.Проведение режимных процессов

2.Комплексное занятие "Планеты"

3.Сюжетно-ролевая игра "Полет в космос"

4. Рисование мелками на планшете «Инопланетные гости»

5. Рисование «Жители Луны»

Неделя 3

Цели работы:

1. Расширять знания детей о планете на которой они живут.

2.Познакомить с литературным произведением; формировать творческие способности.


3.Закрепить полученные знания о космосе.

Форма работы с детьми:

1.Занятие по развитию речи "Моя планета-Земля!"

2.Чтение и рисование эпизодов с рассказа "Незнайка на луне"

3.Викторина "Что я знаю о космосе?"

4. Аппликация «Ракета»

5.Лепка «Летим на встречу с космосом»

6.Рисование космоса по замыслу (Приложение 1)

В ходе проведения различных форм работ с детьми формировались общие представления о космических явлениях, объяснялось, что в процессе познания Вселенной взрослые создают необходимые вещи, узнают погоду; Полученные знания детей о космосе закреплялись на занятиях, сюжетно-ролевых играх, в ходе режимных процессов.

2.4. Контрольный эксперимент

Цель: выявить сформированность знания и представлений о космосе у детей.

После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Выявлялся уровень сформированности астрономических знаний у детей экспериментальной группы после проведенной работы. С ребятами проводилась беседы о космосе, в ходе которых выяснилось, что знания детей стали более глубокими, появился интерес. Полученный результат: 100% - называют космические явления; 70% - знают о вкладе взрослых в изучение космоса и используют знания о космосе в играх; 50% - поддерживают беседу по теме, рассказывают товарищам о космических явлениях.

Таким образом, рассматривая полученные результаты, необходимо отметить, что после обучения рисованию космоса экспериментальная группа повысила уровень представлений о космосе, свои знания дети применяли в других видах деятельности.

Анализ обучающего занятия по рисованию космоса

1. Содержание занятия соответствует программе данной возрастной группы, изобразительным возможностям детей. Сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями. Эмоционально-творческая, учебная нагрузка, воспитательное и познавательное значение содержания занятия.

2. Высокая оценка организации занятия, качества материалов и наглядных пособий, подготовленности детей и воспитателя (умение показывать приемы работы). Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием.

3. Правильность и доступность объяснений воспитателя. Соответствие использованных приемов обучения виду занятия, характеру программных задач (новое или повторное содержание), возрасту детей (например, ведущим приемом обучения детей младших групп является показ, в старших группах наряду с наглядными приемами обучения большое значение приобретают точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом и в какой последовательности следует выполнять работу).



4. Продолжительность занятия и каждого его этапа соответствует возрастной категории, задержек не наблюдалось.

5. Поведение детей на занятии организованное, дисциплинированное, самостоятельность, заинтересованное, наличие у них чувства времени, темп работы.

6. Дети умеют работать в соответствии с полученными указаниями, хорошо развиты технические и изобразительные умения и навыки, творческий подход к решению поставленной задачи, тщательность работы.

7. Воспитанники вместе с воспитателем просматривают и анализируют работы каждого ребенка, выполненные на данном занятии.

В отдельных случаях (если качество работы ниже, чем у большинства детей) просматривают работы ребенка, выполненные на предыдущих занятиях. При этом отмечается:

• Соответствует ли работа предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;

• Есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом);

• Какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие;

• Правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);

• Передана ли разница в размерах частей предмета. Воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически. Что свидетельствует о наблюдательности ребенка, о работе его воображения. В чем проявилось отношение ребенка к изображаемому (в красочном оформлении рисунка, в использовании размера, в динамике образов);

• Как ребенок заполнил пространство листа бумаги. Имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями (рядом, на расстоянии, перед, за, выше, ниже и т. д.);

• Самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы (для ответа на этот вопрос необходимо сравнить рисунки всех детей группы);

• Качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей, правильно ли воспроизведена форма предмета в лепке, сглажена ли поверхность, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов, правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета).

Заключение



Обучение рисованию космоса должно осуществляться с раннего возраста, а применять полученные знания подготовительной группе. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен иметь хорошее представление о космосе и его роли.


В данной работе были рассмотрены особенности обучения рисования космоса и формирования представлений об астрономии в старшем дошкольном возрасте.

Проведенный констатирующий эксперимент позволяет сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста имеют не полное представление о космосе. Овладение знаниями оказывается возможным, если придерживаться систематической последовательной работы, соблюдая дидактические требования:

- формировать знания о космосе необходимо на основе детских наблюдений, игр, практики;

- знакомить детей с вкладом взрослых с помощью бесед, игр, упражнений, занятий;

- формировать астрономическое представление процессе режимных моментов и занятий;

- проводить работу систематически, учитывая возрастные особенности детей.

В результате проведенной методической работы с детьми пятого-седьмого года жизни можно сделать вывод о том, что уровень знаний о космосе значительно повысился. Таким образом, в теории и на практике подтвердилось, что в процессе обучения рисованию космоса, формируется личность ребенка. В ходе исследования были решены все поставленные задачи. Хочется порекомендовать воспитателям и родителям систематически знакомить ребенка с космическими явлениями, рассказывать о полетах в космос, водить детей в музее, на экскурсии, читать художественную литературу.

Научно доказано, что рисование позитивно влияет на развитие детской логики и креативности. Дети, рисуя космос, учатся задавать вопросы, искать ответы, анализировать информацию и передавать свои интуитивно-понятные предположения. Кроме того, рисование позволяет детям разгадывать свои собственные эмоции и переживания.

Рисунки детей о космосе показывают, как дети воспринимают этот удивительный мир и какие идеи им приходят в голову при летании в космосе. Кроме того, рисунки детей могут быть материалом для обсуждений и разговоров на различные темы, например, на тему космоса и научных открытий.

Рисунки детей о космосе – это интересный и познавательный способ узнать, что думают дети про окружающий мир. Через их рисунки мы можем узнать, как воспринимают космос дети, какие ассоциации возникают у них, какие идеи они видят в этом фантастическом пространстве. Кроме того, рисунки детей про космос – это еще и способ развивать их творческий потенциал, умение мыслить и анализировать, приобретать новые знания и умения. В результате, рисунки детей про космос – это важный пласт детской культуры и креативности.


Дети обладают огромным воображением и часто находятся в своем мире фантазий и мечтаний о том, что происходит в космосе. Как только они посмотрят на звездное небо в темноте, они начинают создавать потрясающие картинки и графики в своей голове.

Одним из главных источников вдохновения для детей являются книги, фильмы и телевизионные передачи о космосе. Они могут увидеть завораживающие документальные фильмы о планетах и звездах, интересные мультфильмы о путешествиях в космосе, игры на компьютере и рисование, которые научат их больше узнавать о космическом мире.

Космос всегда привлекал людей своей необъятностью, загадками и тайнами. Детские рисунки, которые описывают воображаемые космические миры, наглядно демонстрируют, насколько важно сохранять знания о космосе и его исследовании для нашего общества. Несмотря на то, что рисунки могут быть простыми, они отражают чудеса, которые мы можем открыть, изучив исследования космоса. Дети обладают удивительным воображением и могут создавать потрясающие фантазии и идеи, которые помогут в дальнейшем научиться исследовать космические миры.

Глоссарий


№ п/п

Понятие

Определение

1

Космос

относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел



2

Астрономия

наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел

3

Атмосфера

газовая оболочка, окружающая планету Земля, одна из геосфер

4

Созвездие

область на небесной сфере, в которой группа видимых звезд образует воспринимаемый контур или узор, обычно представляющий животное, мифологического человека или существо, или неодушевленный объект

5

Спутник

гипотетическое небесное тело естественного происхождения, вращающееся вокруг спутника другого небесного тела

6

Планета

небесное тело, вращающееся по орбите вокруг звезды или её остатков, достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации

7

Комета

небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите в виде конического сечения

8

Рисование

одна из древнейших форм человеческого самовыражения в изобразительном искусстве

9

Невесомость

состояние, в котором отсутствует сила взаимодействия тела с опорой или подвесом (вес тела), возникающая в связи с гравитационным притяжением

10

Ракета

космический корабль, самолет, транспортное средство или снаряд, получающий тягу от ракетного двигателя