Файл: Медицинская категория, это категория социальноэкономическая, важный фактор национальной безопасности. Очевидно, что с этих позиций национальная безопасность россиян находится под угрозой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
- в режиме человека должны найти отражение все стороны его жизнедеятельности: учеба (работа) и сон, занятия своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время.
Согласно многочисленным исследованиям, то, как человек организует свою жизнь, согласование времени на учебу, работу и отдых, оказывает большое влияние на его здоровье [20].
6. Отказ от вредных привычек. К ним относятся курение, алкоголь и прием наркотических веществ. Эти вредные привычки вызывают множество разных заболеваний, а также сокращают общую продолжительность жизни.
7. Медицинская активность - это активность в области охраны здоровья. Она зависит от общего уровня развития, образования, психологической установки, доступности медицинской помощи, условий жизни и т. д.
К показателям медицинской активности относятся: санитарная грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за медицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение медицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность обращений за медицинской помощью.
Современное самосохранительное поведение граждан характеризуется приверженностью к профилактическим мероприятиям, одним из которых, является диспансеризация взрослого населения. Положительными факторами самосохранительного поведения в отношении диспансеризации выступают [19]:
- своевременная информированность граждан о возможности прохождения диспансеризации;
- информированность о предстоящих диагностических манипуляциях;
- мотивирование граждан на дальнейшую готовность проходить диспансеризацию.
Студенческая молодёжь играет особую роль в формировании социального, трудового и репродуктивного потенциала страны. Оканчивая вуз, выпускники вносят существенный вклад в обновление рабочей силы, использование которой в свою очередь предполагает не только обладание определёнными знаниями, но и высоким уровнем физического и психологического здоровья. Здоровье необходимо для полноценного вступления в профессиональную жизнь и выполнения должностных обязанностей. Молодежь – это будущее любого общества, поэтому анализ ее поведения и ценностей помогает смоделировать будущие характеристики общества.
При этом молодежь – самая здоровая, но и самая уязвимая часть общества. С одной стороны, в это время человек обладает наилучшим физическим состоянием и развивает когнитивные способности, с другой – в этот период происходят существенные психологические нагрузки и возникают многочисленные риски для здоровья.
В силу влияния комплекса общесистемных факторов, студенческая молодежь не всегда быстро может адаптироваться к новым условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам в послешкольный период. «Высшая школа осуществляет переход на качественно новый уровень профессиональной подготовки обучаемых − компьютерно-интернетное обучение, которое характеризуется наличием как положительных (акцент на самостоятельное образование) так и негативных сторон − вынужденный переход к малоактивной жизни» [14].
При этом за период обучения в ВУЗе состояние здоровья студентов, как правило, ухудшается, а деятельность по сохранению здоровья молодежи не приносит серьёзных результатов. Согласно исследованиям специалистов, значительная часть студентов российских ВУЗов, демонстрируют отсутствие личной ответственности за состояние здоровья, так же им присущ низкий уровень общей и гигиенической культуры, недостаток в организации питания, условий обучения и проживания [4].
Такие факторы как снижение качества жизни, отсутствие культуры здорового образа жизни, хронические стрессы могут привести не только к ухудшению физического здоровья студентов, но и социальному неблагополучию в дальнейшем.
Согласно исследованиям специалистов, студенты российских ВУЗов, обучающиеся на очном отделении, высказывают неадекватную оценку своего здоровья, и демонстрируют отсутствие личной ответственности за его состояние, так же им присущ низкий уровень общей и гигиенической культуры, недостаток в организации питания, условий обучения и проживания [21].
В то же время, результаты современных социологических исследований показывают, что самосохранительное поведение достаточно значимо для большинства студентов, в определенной степени относится к жизненной ценности, и в целом для современной студенческой молодежи характерны жизненные стратегии, направленные на личностную и профессиональную самореализации. Однако эта ценность недостаточно осознанна [18].
Молодежь предпринимает недостаточно усилий для поддержания нормального состояния своего здоровья. Здоровье в оценках студенческой молодежи – это, скорее, терминальная ценность (ценность-цель), чем инструментальная ценность (ценность-средство) и социальная практика. Ценность здоровья является декларируемой, и реализуется в поведении лишь незначительной частью студентов. Большинство студентов не делают зарядку (90%), не придерживаются режима питания (70%) и не имеют распорядка дня (53%) [10]. У студенческой молодежи достаточно велика распространенность вредных привычек. 90% современной молодежи злоупотребляют алкоголем, 50% юношей и 35% девушек курят табак, 8–12% юношей и девушек употребляют наркотики [23].
Большинство студентов предпринимают меры по поддержанию своего здоровья «иногда» или «по необходимости». Эти данные подтверждают общероссийскую тенденцию: врачи отмечают, что большинство россиян заботится о своём здоровье только при резком ухудшении самочувствия. В результате многие болезни не удается распознать на ранних стадиях. Именно поэтому в стране так велика смертность от заболеваний, которые излечимы на начальных стадиях [6].
В связи с этим, возникает необходимость поиска модели обеспечения студентам готовности к самосохранительному поведению: потребность в поиске новых смыслов, новых идеалов и образов, задающих перспективу для самосохранительного поведения и формирования культуры самосохранительного поведения.
Самосохранительное поведение студентов определяется как система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни, и характеризующееся тремя аспектами:
- информационным − знанием о человеке, его природе, сущности, физиологических и психологических процессах, представление о здоровье;
- познавательным − самопознание, самоанализ собственного состояния здоровья в соответствии с образом жизни, возрастом, особенностями конституции, особенностями темперамента, завершенные осмысленными выводами, желанием самосохранительного поведения;
- волевым − включение силы воли для реализации самосохранительного поведения.
Специалисты выделяют критерии сформированности качественного самосохранительного поведения студентов, которые следует использовать при проведении исследований по этой проблематике. К этим критериям относятся такие, как: осведомленность о здоровом образе жизни, ответственность за состояние собственного здоровья и здоровья своих близких, наличие или отсутствие зависимости от табака, алкоголя, употребление наркотических, психотропных веществ, знание и соблюдение правил гигиены, активность личности по сохранению здоровья, устойчивая мотивация к сохранению и улучшению качества жизни, высокое «место» здоровья в структуре жизненных ценностей, интернальный локус контроля студентов [17] .
Выводы по теоретической части исследования
Таким образом, самосохранительное поведение – это сознательная деятельность индивида, направленная на поддержание оптимальных параметров биологического, психологического и социального здоровья и минимизацию субъективно осознаваемых рисков.
Самосохранительное поведение может быть, как позитивным (например, отказ от злоупотребления пищей, курения, алкоголя, наркотиков и т.п.), так и негативным (например, закуривание сигареты «за компанию»).
Структура самосохранительного поведения включает в себя следующие основные элементы: потребность личности в самосохранении; самосохранительные установки; самосохранительные мотивы; действия.
Основными факторами, влияющими на формирование самосохранительного поведения выступают: общепринятые стандарты здорового образа жизни; качество жизни; социально-опосредованные представления о желаемой продолжительности жизни.
Наиболее важными факторами самосохранительного поведения являются: рациональное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), умение справляться со стрессовыми ситуациями, медицинская активность, уровень медицинских и санитарных знаний, соблюдение режима дня, режима труда и отдыха, закаливание и тренировка иммунитета,
Студенты - самая здоровая, но и самая уязвимая часть общества. С одной стороны, в это время человек обладает наилучшим физическим состоянием и развивает когнитивные способности, с другой – в этот период происходят существенные психологические нагрузки и возникают многочисленные риски для здоровья. Большинство студентов предпринимают меры по поддержанию своего здоровья «иногда» или «по необходимости».
Нами было проведено практическое исследование с целью выявления особенностей самосохранительного поведения студентов - первокурсников ФГБОУ «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского».
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского».
Полное название образовательной организации: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского».
Место нахождения образовательной организации: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» является самым крупным вузом региона, в котором обучается более 7 тысяч студентов.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» аккредитован и имеет лицензию Министерства образования и науки на осуществление образовательной деятельности по более 90 специальностям. В структуру ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» входят 11 факультетов, 64 кафедры и филиал в г. Новозыбкове Брянской области.
Исследование особенностей самосохранительного поведения студентов – первокурсников проводилось в 4 этапа:
На 1 этапе была проанализирована научно-методическая литература по исследуемой проблематике. Были избраны объект и предмет исследования, определены единица исследования и учетные признаки, поставлены цель и задачи исследования, подобраны методы проведения исследования.
На 2 этапе было проведено анкетирование студентов-первокурсников.
На 3 этапе была проведена обработка полученных данных и составлены диаграммы.
На 4 этапе был проведен анализ полученных результатов, сформулированы выводы и предложения.
Для проведения практического исследования были использованы следующие методы:
1. Социологический метод - анкетирование. Анкета была разработана самостоятельно (Приложение 1).
Для проведения анкетирования был выбран Естественно - географический факультет ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского». Общая численность студентов-первокурсников, обучающихся на данном факультете, составила 94 первокурсника.
С учетом того, что целью работы является изучение особенностей самосохранительного поведения студентов-первокурсников БГУ, нами проведен сравнительный анализ этих характеристик с показателями студентов-первокурсников ГБПОУ Брянский профессионально-педагогический колледж (БППК). В анкетировании приняли участие 60 студентов-первокурсников БППК.
Все студенты, до проведения исследования были проинформированы о целях исследования.
Студентам в анонимном анкетировании было необходимо оценить субъективную значимость двух аспектов: структуру ценностей в области здоровья; и отношение к собственному здоровью (ведущие показатели рациональное питание, физическая активность, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек), что в совокупности позволяет дать общее представление о самосохранительном поведении студентов.
2. Статистический метод. После проведения анкетирования, были произведены свод и группировка полученных данных в таблицы, произведены расчеты необходимых показателей. С помощью статистического метода вычислялись проценты из числа опрошенных респондентов. Что, в конечном счете, позволило провести сравнительный анализ самосохранительного поведения студентов - первокурсников БГУ и БППК.
- в режиме человека должны найти отражение все стороны его жизнедеятельности: учеба (работа) и сон, занятия своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время.
Согласно многочисленным исследованиям, то, как человек организует свою жизнь, согласование времени на учебу, работу и отдых, оказывает большое влияние на его здоровье [20].
6. Отказ от вредных привычек. К ним относятся курение, алкоголь и прием наркотических веществ. Эти вредные привычки вызывают множество разных заболеваний, а также сокращают общую продолжительность жизни.
7. Медицинская активность - это активность в области охраны здоровья. Она зависит от общего уровня развития, образования, психологической установки, доступности медицинской помощи, условий жизни и т. д.
К показателям медицинской активности относятся: санитарная грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за медицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение медицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность обращений за медицинской помощью.
Современное самосохранительное поведение граждан характеризуется приверженностью к профилактическим мероприятиям, одним из которых, является диспансеризация взрослого населения. Положительными факторами самосохранительного поведения в отношении диспансеризации выступают [19]:
- своевременная информированность граждан о возможности прохождения диспансеризации;
- информированность о предстоящих диагностических манипуляциях;
- мотивирование граждан на дальнейшую готовность проходить диспансеризацию.
1.3 Специфика самосохранительного поведения студенческой молодежи
Студенческая молодёжь играет особую роль в формировании социального, трудового и репродуктивного потенциала страны. Оканчивая вуз, выпускники вносят существенный вклад в обновление рабочей силы, использование которой в свою очередь предполагает не только обладание определёнными знаниями, но и высоким уровнем физического и психологического здоровья. Здоровье необходимо для полноценного вступления в профессиональную жизнь и выполнения должностных обязанностей. Молодежь – это будущее любого общества, поэтому анализ ее поведения и ценностей помогает смоделировать будущие характеристики общества.
При этом молодежь – самая здоровая, но и самая уязвимая часть общества. С одной стороны, в это время человек обладает наилучшим физическим состоянием и развивает когнитивные способности, с другой – в этот период происходят существенные психологические нагрузки и возникают многочисленные риски для здоровья.
В силу влияния комплекса общесистемных факторов, студенческая молодежь не всегда быстро может адаптироваться к новым условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам в послешкольный период. «Высшая школа осуществляет переход на качественно новый уровень профессиональной подготовки обучаемых − компьютерно-интернетное обучение, которое характеризуется наличием как положительных (акцент на самостоятельное образование) так и негативных сторон − вынужденный переход к малоактивной жизни» [14].
При этом за период обучения в ВУЗе состояние здоровья студентов, как правило, ухудшается, а деятельность по сохранению здоровья молодежи не приносит серьёзных результатов. Согласно исследованиям специалистов, значительная часть студентов российских ВУЗов, демонстрируют отсутствие личной ответственности за состояние здоровья, так же им присущ низкий уровень общей и гигиенической культуры, недостаток в организации питания, условий обучения и проживания [4].
Такие факторы как снижение качества жизни, отсутствие культуры здорового образа жизни, хронические стрессы могут привести не только к ухудшению физического здоровья студентов, но и социальному неблагополучию в дальнейшем.
Согласно исследованиям специалистов, студенты российских ВУЗов, обучающиеся на очном отделении, высказывают неадекватную оценку своего здоровья, и демонстрируют отсутствие личной ответственности за его состояние, так же им присущ низкий уровень общей и гигиенической культуры, недостаток в организации питания, условий обучения и проживания [21].
В то же время, результаты современных социологических исследований показывают, что самосохранительное поведение достаточно значимо для большинства студентов, в определенной степени относится к жизненной ценности, и в целом для современной студенческой молодежи характерны жизненные стратегии, направленные на личностную и профессиональную самореализации. Однако эта ценность недостаточно осознанна [18].
Молодежь предпринимает недостаточно усилий для поддержания нормального состояния своего здоровья. Здоровье в оценках студенческой молодежи – это, скорее, терминальная ценность (ценность-цель), чем инструментальная ценность (ценность-средство) и социальная практика. Ценность здоровья является декларируемой, и реализуется в поведении лишь незначительной частью студентов. Большинство студентов не делают зарядку (90%), не придерживаются режима питания (70%) и не имеют распорядка дня (53%) [10]. У студенческой молодежи достаточно велика распространенность вредных привычек. 90% современной молодежи злоупотребляют алкоголем, 50% юношей и 35% девушек курят табак, 8–12% юношей и девушек употребляют наркотики [23].
Большинство студентов предпринимают меры по поддержанию своего здоровья «иногда» или «по необходимости». Эти данные подтверждают общероссийскую тенденцию: врачи отмечают, что большинство россиян заботится о своём здоровье только при резком ухудшении самочувствия. В результате многие болезни не удается распознать на ранних стадиях. Именно поэтому в стране так велика смертность от заболеваний, которые излечимы на начальных стадиях [6].
В связи с этим, возникает необходимость поиска модели обеспечения студентам готовности к самосохранительному поведению: потребность в поиске новых смыслов, новых идеалов и образов, задающих перспективу для самосохранительного поведения и формирования культуры самосохранительного поведения.
Самосохранительное поведение студентов определяется как система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни, и характеризующееся тремя аспектами:
- информационным − знанием о человеке, его природе, сущности, физиологических и психологических процессах, представление о здоровье;
- познавательным − самопознание, самоанализ собственного состояния здоровья в соответствии с образом жизни, возрастом, особенностями конституции, особенностями темперамента, завершенные осмысленными выводами, желанием самосохранительного поведения;
- волевым − включение силы воли для реализации самосохранительного поведения.
Специалисты выделяют критерии сформированности качественного самосохранительного поведения студентов, которые следует использовать при проведении исследований по этой проблематике. К этим критериям относятся такие, как: осведомленность о здоровом образе жизни, ответственность за состояние собственного здоровья и здоровья своих близких, наличие или отсутствие зависимости от табака, алкоголя, употребление наркотических, психотропных веществ, знание и соблюдение правил гигиены, активность личности по сохранению здоровья, устойчивая мотивация к сохранению и улучшению качества жизни, высокое «место» здоровья в структуре жизненных ценностей, интернальный локус контроля студентов [17] .
Выводы по теоретической части исследования
Таким образом, самосохранительное поведение – это сознательная деятельность индивида, направленная на поддержание оптимальных параметров биологического, психологического и социального здоровья и минимизацию субъективно осознаваемых рисков.
Самосохранительное поведение может быть, как позитивным (например, отказ от злоупотребления пищей, курения, алкоголя, наркотиков и т.п.), так и негативным (например, закуривание сигареты «за компанию»).
Структура самосохранительного поведения включает в себя следующие основные элементы: потребность личности в самосохранении; самосохранительные установки; самосохранительные мотивы; действия.
Основными факторами, влияющими на формирование самосохранительного поведения выступают: общепринятые стандарты здорового образа жизни; качество жизни; социально-опосредованные представления о желаемой продолжительности жизни.
Наиболее важными факторами самосохранительного поведения являются: рациональное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), умение справляться со стрессовыми ситуациями, медицинская активность, уровень медицинских и санитарных знаний, соблюдение режима дня, режима труда и отдыха, закаливание и тренировка иммунитета,
Студенты - самая здоровая, но и самая уязвимая часть общества. С одной стороны, в это время человек обладает наилучшим физическим состоянием и развивает когнитивные способности, с другой – в этот период происходят существенные психологические нагрузки и возникают многочисленные риски для здоровья. Большинство студентов предпринимают меры по поддержанию своего здоровья «иногда» или «по необходимости».
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Материалы и методы исследования
Нами было проведено практическое исследование с целью выявления особенностей самосохранительного поведения студентов - первокурсников ФГБОУ «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского».
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского».
Полное название образовательной организации: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского».
Место нахождения образовательной организации: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» является самым крупным вузом региона, в котором обучается более 7 тысяч студентов.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» аккредитован и имеет лицензию Министерства образования и науки на осуществление образовательной деятельности по более 90 специальностям. В структуру ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» входят 11 факультетов, 64 кафедры и филиал в г. Новозыбкове Брянской области.
Исследование особенностей самосохранительного поведения студентов – первокурсников проводилось в 4 этапа:
На 1 этапе была проанализирована научно-методическая литература по исследуемой проблематике. Были избраны объект и предмет исследования, определены единица исследования и учетные признаки, поставлены цель и задачи исследования, подобраны методы проведения исследования.
На 2 этапе было проведено анкетирование студентов-первокурсников.
На 3 этапе была проведена обработка полученных данных и составлены диаграммы.
На 4 этапе был проведен анализ полученных результатов, сформулированы выводы и предложения.
Для проведения практического исследования были использованы следующие методы:
1. Социологический метод - анкетирование. Анкета была разработана самостоятельно (Приложение 1).
Для проведения анкетирования был выбран Естественно - географический факультет ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского». Общая численность студентов-первокурсников, обучающихся на данном факультете, составила 94 первокурсника.
С учетом того, что целью работы является изучение особенностей самосохранительного поведения студентов-первокурсников БГУ, нами проведен сравнительный анализ этих характеристик с показателями студентов-первокурсников ГБПОУ Брянский профессионально-педагогический колледж (БППК). В анкетировании приняли участие 60 студентов-первокурсников БППК.
Все студенты, до проведения исследования были проинформированы о целях исследования.
Студентам в анонимном анкетировании было необходимо оценить субъективную значимость двух аспектов: структуру ценностей в области здоровья; и отношение к собственному здоровью (ведущие показатели рациональное питание, физическая активность, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек), что в совокупности позволяет дать общее представление о самосохранительном поведении студентов.
2. Статистический метод. После проведения анкетирования, были произведены свод и группировка полученных данных в таблицы, произведены расчеты необходимых показателей. С помощью статистического метода вычислялись проценты из числа опрошенных респондентов. Что, в конечном счете, позволило провести сравнительный анализ самосохранительного поведения студентов - первокурсников БГУ и БППК.