Файл: Медицинская категория, это категория социальноэкономическая, важный фактор национальной безопасности. Очевидно, что с этих позиций национальная безопасность россиян находится под угрозой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОГЛАВЛЕНИЕ






ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Современный человек вынужден строить свою деятельность в непростых условиях, которые можно охарактеризовать рядом неблагоприятных факторов: ситуация социальной и экономической нестабильности, неудовлетворительное состояние окружающей среды, жизнь в условиях постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, распространение вредных привычек. Все вышеперечисленные факторы привели к снижению позиции здоровья в общей структуре ценностей.

Здоровье населения - это не только медицинская категория, это категория социально-экономическая, важный фактор национальной безопасности. Очевидно, что с этих позиций национальная безопасность россиян находится под угрозой. Об этом свидетельствуют повышение частоты различных заболеваний, распространение алкоголизма и наркомании, снижение уровня продолжительности жизни. Так, согласно данным ВОЗ на 2021 г., по показателю продолжительности жизни Россия в списке на 97 позиции [24]. Согласно данным ДЭСВ ООН, по Индексу продолжительности жизни на 2022 г. Россия занимает 165 место [25].

Здравоохранение будущего - это, прежде всего ответственность людей за свое здоровье, активность, направленная на его сохранение и улучшение. Культура самосохранения является важным средством современного человека в защите своего здоровья. Она ставит здоровье на высочайший уровень в личностной структуре жизненных ценностей, определяет активность в отношении к здоровью, исключает из жизни факторы риска заболеваний через грамотность и информированность, позволяет нейтрализовать генетическую предрасположенность к заболеваниям, снабжает человека навыками поддержания здоровья и максимальной продолжительности жизни.

И конечно, важную роль в современном мире играет состояние здоровья молодого поколения, а, следовательно, и поведение в отношении своего здоровья - самосохранительное (витальное) поведение. Особую актуальность исследованию придает, отмеченная социологами, тенденция к сокращению молодежи в структуре российского населения [21]. Кроме того, отмечается ухудшение здоровья россиян от поколения к поколению. Ситуация усугубляется тем, что для молодежи характерно наличие широкого поведенческого паттерна, связанного с риском для здоровья, жизни. Многочисленные отечественные исследования позволяют судить о происходящих неблагоприятных изменениях здоровья населения, что наиболее ярко выражено у лиц студенческого возраста. По данным официальной статистики, заболеваемость студентов находится в промежутке от 700 до 1200 на 10 000 человек [11].


В силу влияния комплекса общесистемных факторов, эта группа молодежи не всегда быстро может адаптироваться к новым условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам в послешкольный период. При этом за период обучения в ВУЗе состояние здоровья студентов, как правило, ухудшается, а деятельность по сохранению здоровья молодежи не приносит серьёзных результатов. Согласно исследованиям специалистов, значительная часть студентов российских ВУЗов, демонстрируют отсутствие личной ответственности за состояние здоровья, так же им присущ низкий уровень общей и гигиенической культуры, недостаток в организации питания, условий обучения и проживания [4].

Таким образом, проблема исследования: низкий уровень личных знаний студентов-первокурсников, оставляет меньше шансов на реализацию эффективного самосохранительного поведения. Поэтому, характер проблемы требует выработки новых, эффективных мер по улучшению самосохранительного поведения студентов. В связи с вышеизложенным целью настоящего исследования является: изучение качества и особенностей самосохранительного поведения студентов - первокурсников ФГБОУ «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского» и разработка мер по его улучшению.

Объектом исследования являются студенты - первокурсники ФГБОУ «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровско-го.

Единица исследования – студент - первокурсник ФГБОУ «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского.

Предметом исследования являются качество и особенности самосохранительного поведения студентов – первокурсников.

В соответствии с сформулированной целью в исследовании предполагается решение следующих задач:

1. Изучить литературу по проблеме самосохранительного поведения студенческой молодежи.

2. Дать анализ качества и выявить особенности самосохранительного поведения студентов - первокурсников путем проведения исследования на базе ФГБОУ «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского.

3. Разработать и предложить меры по улучшению качества самосохранительного поведения студентов-первокурсников.

Методы исследования:

  1. Социологический.

  2. Математической статистики.

Практическая значимость данного исследования заключается в выявлении качества и особенностей самосохранительного поведения студентов – первокурсников, разработке мер по улучшению самосохранительного поведение студентов. Полученные результаты исследования качества и особенностей самосохранительного поведения студентов могут быть использованы при разработке мер по оптимизации учебного процесса, в воспитании молодежи, обосновании рекомендаций по совершенствованию качества самосохранительного поведения студенчества.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Понятие и сущность самосохранительного поведения


Самосохранительное поведение является междисциплинарным понятием, и является предметом изучения многих общественных дисциплин: медицина, экономика, социология, психология и др.

Данное понятие было введено в связи с осознанием исследователями того факта, что в современных условиях все большую роль в детерминации заболеваемости и смертности начинает играть поведенческий фактор, связанный с отношением человека к собственному здоровью и продолжительности собственной жизни.

Впервые термин «самосохранительное поведение» появился в демографии. Демографы рассматривают самосохранительное поведение как систему действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление сроков жизни в пределах этого цикла [15].

Первые исследования самосохранительного поведения начались на Западе в начале 1970-х годов. Они проводились с целью переориентировать граждан на формирование у них осознания собственной активной позиции в создании условий, способствующих сохранению здоровья. Таким образом, в политике осуществился радикальный переход граждан от пассивных потребителей медицинских услуг к осознанию ими собственной активной позиции в создании условий, способствующих сохранению здоровья.

В нашей стране социологические исследования по данной тематике начались в 80-е годы на кафедре демографии экономического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова (МГУ). В основу изучения поведения, опосредующего жизнь и смерть, здоровье и продолжительность жизни, была положена концепция диспозиционной регуляции социального поведения.

В 1980-1983 гг. под руководством профессора А. И. Антонова проводились исследования различных аспектов самосохранительного поведения. А. И. Антонов отмечал, что «самосохранительное поведение граждан проявляется в готовности личности к сохранению собственной жизни и здоровья, к продлению существования вплоть до глубокой старости» [2]. Данная интерпретация выступает одним из главных факторов увеличения продолжительности жизни и улучшения состояния здоровья.

Именно Антонов объясняет степень важности процесса глубокого изучения особенностей самосохранительного поведения среди молодого поколения нашей страны [7].


В научной среде самосохранительное поведение изучается в рамках медицинского, психологического и социолого-демографического подходов (таблица 1.1).

Таблица 1.1. Теоретические подходы к интерпретации самосохранительного поведения и его структуры

Подход

Интерпретация

Медицинский

Самосохранительное поведение приравнивается к здоровому образу жизни (или гигиеническому поведению), т.е. деятельности

личности, отдельных групп людей, наиболее характерной для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленной на сохранение и улучшение, укрепление здоровья.

Психологический

Самосохранительное поведение рассматривается: как акт принятия решений; как стадиальный процесс; как деятельность.

Социолого-демографический

Самосохранительное поведение - это система действий и отношений личности, направленных на сохранение здоровья в течение всего жизненного цикла и продление сроков жизни.


Можно сказать, что медицинский подход преимущественно рассматривает самосохранительное поведение с поведенческой и биологической точек зрения. Социолого-демографический подход стремится зафиксировать наибольшее количество социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье, ранжировать их, описать их механизм, составить социологический портрет. Психологический подход обращает внимание, как на «внутренние», причинные характеристики поведения, так и занимаются осмыслением самосохранительного поведения.

По мнению М. В. Игошева, «самосохранительное поведение – это количественное отношение вредных привычек (интенсивное курение, злоупотребление алкоголем, регулярный прием наркотиков) и «профилактические меры поведения» (посещение врача в случае заболевания, занятия физкультурой, спортом, закаливание, сбалансированное питание, положительные эмоции» [8].

По мнению А. В. Короленко, «самосохранительное поведение – готовность личности сохранять и продлевать до глубокой старости жизнь и здоровье» [9].

Таким образом, можно сказать, что самосохранительное поведение представляет собой форму социального поведения, которая включает сознательные действия индивида по сохранению своего здоровья в биологическом, психологическом и социальном отношениях. Данное поведение характеризуется регулярностью питания, занятиями физкультурой и спортом, отношением к употреблению алкоголя, курению, поведением в случае заболевания, соблюдением гигиенических норм, уровнем медицинских знаний, санитарной грамотностью, гигиеническими и антигигиеническими привычками, обращаемостью в медицинские учреждения за советами, в том числе по диспансеризации, участие в охране общественного здоровья.


Самосохранительное поведение может быть, как позитивным (положительным), так и негативным (отрицательным). «Позитивное» самосохранительное поведение – высокая степень осведомленности в знаниях потребностей организма и способах удовлетворения этих потребностей, и активные действия для достижения здоровья организма и психологического здоровья. Примерами позитивных форм самосохранительного поведения являются получающие все большее распространение занятия физической культурой и спортом, отказ от злоупотребления пищей, курения, алкоголя, наркотиков и т.п.

«Негативное» самосохранительное поведение – поведение, направленное на угнетение потребности организма в здоровье ради достижения других целей. К примеру, закуривание сигареты «за компанию», мнимое удовольствие и расслабление от приема спиртных напитков. В общем, привычки, ведущие к саморазрушению людей, не желающие считаться с нормами здорового образа жизни и не ценящие здоровье. Наиболее ярким примером негативного самосохранительного поведения является самоубийство.

В современных исследованиях в качестве синонимичных термину «самосохранительное поведение» используются следующие: «здравоохранительное поведение», «здоровьесберегающее поведение», «витальное поведение». Кроме того, распространение получили термины, характеризующие противоположные самосохранению деструктивные практики в отношении собственного здоровья, такие как: «саморазрушительное поведение», «девиантный тип здравоохранительного поведения». Суть всех их, несмотря на разброс в понятийном аппарате, сводится к приоритету для индивидов ценности здоровья, мотивации и активной деятельности по его сбережению.

1.2 Структура и факторы формирования самосохранительного поведения


Структура самосохранительного поведения включает в себя следующие основные элементы:

- потребность личности в самосохранении;

- самосохранительные установки;

- самосохранительные мотивы;

- действия.

Ядром структуры самосохранительного поведения является потребность личности в самосохранении. По критерию происхождения ее следует отнести к биогенным потребностям, то есть к естественным, первичным потребностям, удовлетворение которых первостепенно, так как здоровье есть главное условие сохранения жизни индивида. Но, кроме этого, данная потребность является еще и производной от социальной потребности в самосохранении, поскольку содержит в себе мотив, побуждающий индивида к реальной деятельности, направленной на создание условий и средств удовлетворения своих нужд. В данном случае, речь идет о корректировке человеком своего поведения в сторону осознанного отношения к своему здоровью.