Файл: Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря Колосок с дневным пребыванием детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:

  • Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;

  • Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.

  • Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;

  • Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

- проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;

- беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

Формы и методы работы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии);

метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии) в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации;

методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П.

Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

В конце каждого дня подводятся итоги деятельности каждым ребёнком.

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику работы:

  • Временный характер детского объединения.

  • Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.

  • Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностямребёнка.

  • Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

  • Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

  • Здоровьесберегающие технологии



Этапы реализации программы

I этап  Подготовительный (апрель – май)

Этот этап характерен тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

 проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;

 издание приказа по школе о проведении летней кампании;

 разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнечная страна»;

 подготовка методического материала для работников лагеря;

 отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

 составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап Организационный (июнь)

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

 встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

 запуск программы « Солнечная страна»;

 оформление уголков отрядов;

 знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основные направления закона лагеря:

Закон Дружбы – (на взаимное доверие и общности интересов)

Закон Заботы – (внимание к потребностям, интересам и нуждам человека)

Закон Чести – (каждому дорога честь коллектива)

Жизнедеятельность в коллективе:

Правило Добровольности – (действовать по желанию, а не по принуждению)

Правило Творчества – (создание новых моральных и материальных ценностей)

Механизм развития коллектива определяют:

Самостоятельность – осознание необходимости делать благо людей, общества, не по принуждению, а из внутреннего побуждения.

Самоуправление – самостоятельность в решении собственных дел.

Сотрудничество – совместный труд на общее благо.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

Гуманизма - отношение к каждому из детей как к самоценности.
Толерантности - терпимости к мнению других людей, другому образу жизни.


Творчества и творческого отношения к делу, проявление творческих способностей в полной мере.
Духовности - формирование у детей и подростков нравственных ценностей, соблюдение норм морали.
Доступности - учет возрастных особенностей детей и выбранных форм работы с ними.
Принцип гуманизации отношений

  • уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

  • уважение и терпимость к мнению детей;

  • самоуправление в сфере досуга;

  • создание ситуаций успеха;

  • приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

  • защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

  • создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

  • формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

  • Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем лагере «Планета здоровых ребят» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

  • Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

  • Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

  • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

  • Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.



Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

  • Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

  • Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;

  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.

  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

  • Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

  • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

Основные содержательные блоки и игровой сюжет программы:

В качестве основополагающего метода организации жизнедеятельности лагеря используются сюжетно-ролевая игра и КТД.

На время смены общеобразовательное учреждение превращается в страну игр и творчества. Дети в отряде – представители делегаций. Каждая делегация представляет свой вымышленный город страны. В первый день для представления делегации детям необходимо придумать название города, из которого они прибыли, название делегаций, девиз и представление