Файл: Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря Колосок с дневным пребыванием детей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
-
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде; -
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении. -
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка; -
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
- проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
- беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии);
метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии) в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации;
методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П.
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
В конце каждого дня подводятся итоги деятельности каждым ребёнком.
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику работы:
-
Временный характер детского объединения. -
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий. -
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностямребёнка. -
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения. -
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей. -
Здоровьесберегающие технологии
Этапы реализации программы
I этап Подготовительный (апрель – май)
Этот этап характерен тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнечная страна»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап Организационный (июнь)
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы « Солнечная страна»;
оформление уголков отрядов;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основные направления закона лагеря:
Закон Дружбы – (на взаимное доверие и общности интересов)
Закон Заботы – (внимание к потребностям, интересам и нуждам человека)
Закон Чести – (каждому дорога честь коллектива)
Жизнедеятельность в коллективе:
Правило Добровольности – (действовать по желанию, а не по принуждению)
Правило Творчества – (создание новых моральных и материальных ценностей)
Механизм развития коллектива определяют:
Самостоятельность – осознание необходимости делать благо людей, общества, не по принуждению, а из внутреннего побуждения.
Самоуправление – самостоятельность в решении собственных дел.
Сотрудничество – совместный труд на общее благо.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Гуманизма - отношение к каждому из детей как к самоценности.
Толерантности - терпимости к мнению других людей, другому образу жизни.
Творчества и творческого отношения к делу, проявление творческих способностей в полной мере.
Духовности - формирование у детей и подростков нравственных ценностей, соблюдение норм морали.
Доступности - учет возрастных особенностей детей и выбранных форм работы с ними.
Принцип гуманизации отношений
-
уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми; -
уважение и терпимость к мнению детей; -
самоуправление в сфере досуга; -
создание ситуаций успеха; -
приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней; -
защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек; -
создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; -
формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
-
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем лагере «Планета здоровых ребят» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
-
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
-
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
-
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы; -
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
-
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности; -
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей; -
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
-
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
-
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»); -
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»); -
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»); -
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»); -
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
-
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-
при развитии детского самоуправления; -
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа. -
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
-
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность; -
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия; -
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Основные содержательные блоки и игровой сюжет программы:
В качестве основополагающего метода организации жизнедеятельности лагеря используются сюжетно-ролевая игра и КТД.
На время смены общеобразовательное учреждение превращается в страну игр и творчества. Дети в отряде – представители делегаций. Каждая делегация представляет свой вымышленный город страны. В первый день для представления делегации детям необходимо придумать название города, из которого они прибыли, название делегаций, девиз и представление