Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) Оренбургский институт (филиал) выпускная квалификационная работа.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
указанному праву работника, в ст. 22 ТК РФ не отражены. Они содержатся в конкретных нормах Кодекса, закрепляющих гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук.
Льготы работникам, совмещающим работу с обучением, были предусмотрены и в советском законодательстве о труде (гл. XIII КЗоТ РФ) в 16 статьях. В процессе разработки проекта Трудового кодекса шли острые дискуссии по вопросу о том, вправе ли государство в условиях перехода к рыночной экономике возлагать на работодателя расходы по предоставлению дополнительных льгот и гарантий тем работникам, которые совмещают работу с получением образования. По существу, были высказаны две диаметрально противоположные позиции, обусловленные отношением к частной собственности на средства производства и рыночной экономике. Сторонники абсолютизации права на частную собственность (ст. 35 Конституции РФ)1 и полную свободу экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ) доказывали, что в советский период в условиях плановой экономики и монополии государственной собственности на средства производства дополнительные гарантии лицам, совмещающим работу с обучением, были экономически обоснованными и социально справедливыми. Рыночная экономика, неотъемлемым элементом которой является рынок труда, предполагает, что рабочая сила будет востребована различными собственниками средств труда, включая и частного собственника, поскольку в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ). В связи с этим нельзя возлагать на частного собственника расходы, не связанные с удовлетворением его экономических интересов, к которым не относятся личные интересы конкретного работника, получающего образование. На первый взгляд такая позиция выглядит достаточно логичной и убедительной. В то же время реализация конституционного права на образование, как уже выше говорилось, осуществляется в интересах не только отдельного человека и его семьи, но и в интересах общества в целом и самого государства. Уровень экономического развития страны во многом обусловлен уровнем оснащенности общественного производства современными средствами труда, обеспечивающими его высокую производительность, что в свою очередь требует высокого уровня профессиональных компетенций рабочей силы. Выше уже говорилось о стремительно меняющихся в условиях четвертой промышленной революции требованиях к уровню профессиональной подготовки кадров. Без гарантированности государством доступности абсолютно для каждого получения образования вообще и профессионального образования, в частности, такое фундаментальное право человека как право зарабатывать себе на жизнь собственным трудом, превращается в пустую декларацию, а острейшая социальная проблема, каковой является бедность населения страны, усугубляется еще больше. Именно поэтому в Трудовом кодексе РФ в основном были сохранены установленные в советский период дополнительные гарантии и компенсации права на образование для тех, кто реализует данное право, совмещая работу с получением образования. Они закреплены в специальной главе ТК РФ и адресованы тем работникам, которые совмещают работу с получением: высшего образования по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры;
подготовкой кадров высшей квалификации, включая тех, кто допущен к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук; среднего профессионального образования; основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России в условиях рыночной экономики законодательно закреплена система государственных гарантий и компенсаций, стимулирующих получение работниками образования всех его уровней и в любой правовой форме, независимо от того, они были направлены на обучение работодателем или поступили самостоятельно. В то же время Трудовой кодекс закрепил ряд норм ограничительного характера.
К их числу следует отнести введенное законодателем условие, в силу которого гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются только тем работникам, которые образование соответствующего уровня получают впервые (исключение из данного правила предусмотрено лишь для инвалидов). Однако это ограничение не касается работников, которые уже имеют профессиональное образование соответствующего уровня, но были направлены на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным работодателем с работником (ст. 177 ТК РФ).
Кроме того, ограничительный характер носит также правило о предоставлении рассмотренных выше гарантий и компенсаций при обучении работника, совмещающего работу с обучением, только по программам, имеющим государственную аккредитацию. Учитывая, что на современном этапе образование можно получать как в системе государственного образования, так и в образовательных организациях, функционирующих на коммерческой основе, данное ограничение представляется разумным, поскольку в его основе лежит ответственность государства за качество получаемого образования. Предусмотрев указанное ограничение, законодатель «подсказывает», как можно решить проблему, если работник совмещает работу с получением основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения: гарантии и компенсации в этом случае устанавливаются коллективным договором или трудовым договором (ст. 176 ТК РФ).
Современный уровень развития производительных сил объективно обусловил необходимость повышения требований к качеству рабочей силы, что нашло свое отражение и в Трудовом кодексе РФ, который был дополнен ФЗ № 122 новыми нормами, закрепившими понятие квалификации работника и профессионального стандарта (ст. 195.1ТК РФ), порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов (ст. 195.2 ТК РФ), а также порядок их применения (ст. 195.3 ТК РФ).
Кроме того, в соответствии с более высокими требованиями к квалификации работников, характеристики которой содержатся в профессиональных стандартах, конкретизированы права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников и по их направлению на прохождение независимой оценки квалификации. Право определять необходимость для собственных нужд подготовки работника путем профессионального образования, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, а также направления работника (с его письменного согласия) на прохождение независимой оценки его квалификации предоставлено работодателю на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Так, например, с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ, работодателем определяются формы их подготовки и дополнительного профессионального образования, перечень необходимых профессий и специальностей, в т.ч. для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации. В случаях, прямо указанных в законе или ином нормативном правовом акте Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
К обязанностям работодателя закон относит также создание необходимых условий для совмещения работы с получением образования работникам, проходящим подготовку, предоставление гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, социально-партнерскими соглашениями, локальными актами, трудовым договором. Указанные гарантии работодатель должен предоставить также и тем работникам, которые им направлены на прохождение независимой оценки квалификации. В соответствии со ст. 187 ТК РФ за работниками, направляемыми работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы, сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При направлении в указанных случаях работников с отрывом от работы в другую местность им производится оплата командировочных расходов в размерах и порядке, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки. При направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения договора между работником и работодателем. Данному договору, названному законодателем «ученическим», посвящена отдельная глава в ТК РФ. Ученический договор является основанием возникновения самостоятельного отношения, входящего в предмет трудового права. Впервые в трудовом законодательстве обучение будущего работника квалифицируется не как услуга, предоставляемая в рамках отношения, регулируемого нормами гражданского права, а как правовая форма реализации конституционного права на образование в самостоятельном отношении, тесно связанном с трудовым отношением, регулируемом нормами трудового права. Ученический договор заключается работодателем либо с лицом, ищущим работу, либо с работником уже состоящим с ним в трудовом правоотношении. В первом случае данное отношение предшествует трудовому, поскольку после окончания обучения и успешной сдачи квалификационного экзамена работодатель заключает трудовой договор о предоставлении лицу, завершившему ученичество, работы по приобретенной учеником квалификации. Во втором случае ученическое правоотношение, возникшее на основе заключенного ученического договора, является дополнительным к трудовому отношению.
Акцентируя внимание на положительной оценке включения в ТК РФ норм, регулирующих ученические отношения и закрепляющих важные социальные гарантии (в части установления продолжительности рабочего времени, оплаты ученичества, распространения на учеников трудового законодательства и др.), необходимо в то же время констатировать, что ряд из них нуждается в дальнейшем совершенствовании. Так, например, законодателю следовало дать более четкое определение данного вида договора, с указанием предмета договора, не ограничиваясь лишь указанием сторон, между которыми он заключается (ст. 198 ТК РФ), а также раскрыть его значение как основания возникновения ученического отношения, тесно связанного с трудовым отношением и входящим в предмет трудового права. Кроме того, нуждается в конкретизации также ст. 198 ТК, которая, закрепляя содержание ученического договора, не в полной мере отражает условия, вытекающие из законодательства о труде, иных нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, локальных актов. Существенный пробел допущен и в ст. 199 ТК. Устанавливая обязанности работодателя, норма не относит к ним обязанность работодателя после успешного завершения обучения предоставить лицу,
получившему образование, работу по соответствующей специальности и квалификации, полученным в период обучения.
С учетом рассмотренных выше правовых способов обеспечения государством реализации в России права на образование вообще и права на получение профессионального образования и профессиональной подготовки, в частности, можно сделать вывод о том, что данное право остается всеобщим и вполне доступным. Следовательно, его реализация создает благоприятные предпосылки для последующей реализации каждым такого фундаментального права, как права зарабатывать себе на жизнь собственным трудом.
Для преодоления негативных тенденций в области профессионального развития государственных служащих принимаются различные меры. В 2008 году Минтруд России в соответствии с заданием Правительства Российской Федерации, разработал ряд рекомендации по вопросам планирования и организации дополнительного профессионального образования.
Президентом РФ был подписан Указ № 68 от 21 февраля 2019 года «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации», утверждено Положение о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации1. В Положении отмечается необходимость профессионального развития гражданских служащих для эффективного выполнения своих функциональных обязанностей. Также указывается, что профессиональное развитие гражданского служащего носит системный характер и осуществляется на протяжении всей его службы.
Также проводятся различные научные саммиты по выявлению и преодолению проблем в области профессионального развития государственных служащих.
Связывая профессиональное развитие гражданского служащего с дополнительным профессиональным образованием, ФЗ №79 в п.9, ст. 62 отмечает, что дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Несмотря на то, что эти два вида обучения имеют цель повышения уровня образования, они имеют также и существенные различия. Повышение квалификации направлено на усовершенствование уже имеющихся теоретических знаний, отработку практических навыков и умений в профессиональной деятельности, в связи с постоянно обновляющимися требованиями к квалификации. Профессиональная переподготовка направлена на приобретение компетенций необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности и применяется, когда следует приобрести знания в отличной от существующей области.
Льготы работникам, совмещающим работу с обучением, были предусмотрены и в советском законодательстве о труде (гл. XIII КЗоТ РФ) в 16 статьях. В процессе разработки проекта Трудового кодекса шли острые дискуссии по вопросу о том, вправе ли государство в условиях перехода к рыночной экономике возлагать на работодателя расходы по предоставлению дополнительных льгот и гарантий тем работникам, которые совмещают работу с получением образования. По существу, были высказаны две диаметрально противоположные позиции, обусловленные отношением к частной собственности на средства производства и рыночной экономике. Сторонники абсолютизации права на частную собственность (ст. 35 Конституции РФ)1 и полную свободу экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ) доказывали, что в советский период в условиях плановой экономики и монополии государственной собственности на средства производства дополнительные гарантии лицам, совмещающим работу с обучением, были экономически обоснованными и социально справедливыми. Рыночная экономика, неотъемлемым элементом которой является рынок труда, предполагает, что рабочая сила будет востребована различными собственниками средств труда, включая и частного собственника, поскольку в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ). В связи с этим нельзя возлагать на частного собственника расходы, не связанные с удовлетворением его экономических интересов, к которым не относятся личные интересы конкретного работника, получающего образование. На первый взгляд такая позиция выглядит достаточно логичной и убедительной. В то же время реализация конституционного права на образование, как уже выше говорилось, осуществляется в интересах не только отдельного человека и его семьи, но и в интересах общества в целом и самого государства. Уровень экономического развития страны во многом обусловлен уровнем оснащенности общественного производства современными средствами труда, обеспечивающими его высокую производительность, что в свою очередь требует высокого уровня профессиональных компетенций рабочей силы. Выше уже говорилось о стремительно меняющихся в условиях четвертой промышленной революции требованиях к уровню профессиональной подготовки кадров. Без гарантированности государством доступности абсолютно для каждого получения образования вообще и профессионального образования, в частности, такое фундаментальное право человека как право зарабатывать себе на жизнь собственным трудом, превращается в пустую декларацию, а острейшая социальная проблема, каковой является бедность населения страны, усугубляется еще больше. Именно поэтому в Трудовом кодексе РФ в основном были сохранены установленные в советский период дополнительные гарантии и компенсации права на образование для тех, кто реализует данное право, совмещая работу с получением образования. Они закреплены в специальной главе ТК РФ и адресованы тем работникам, которые совмещают работу с получением: высшего образования по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры;
подготовкой кадров высшей квалификации, включая тех, кто допущен к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук; среднего профессионального образования; основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России в условиях рыночной экономики законодательно закреплена система государственных гарантий и компенсаций, стимулирующих получение работниками образования всех его уровней и в любой правовой форме, независимо от того, они были направлены на обучение работодателем или поступили самостоятельно. В то же время Трудовой кодекс закрепил ряд норм ограничительного характера.
К их числу следует отнести введенное законодателем условие, в силу которого гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются только тем работникам, которые образование соответствующего уровня получают впервые (исключение из данного правила предусмотрено лишь для инвалидов). Однако это ограничение не касается работников, которые уже имеют профессиональное образование соответствующего уровня, но были направлены на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным работодателем с работником (ст. 177 ТК РФ).
Кроме того, ограничительный характер носит также правило о предоставлении рассмотренных выше гарантий и компенсаций при обучении работника, совмещающего работу с обучением, только по программам, имеющим государственную аккредитацию. Учитывая, что на современном этапе образование можно получать как в системе государственного образования, так и в образовательных организациях, функционирующих на коммерческой основе, данное ограничение представляется разумным, поскольку в его основе лежит ответственность государства за качество получаемого образования. Предусмотрев указанное ограничение, законодатель «подсказывает», как можно решить проблему, если работник совмещает работу с получением основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения: гарантии и компенсации в этом случае устанавливаются коллективным договором или трудовым договором (ст. 176 ТК РФ).
Современный уровень развития производительных сил объективно обусловил необходимость повышения требований к качеству рабочей силы, что нашло свое отражение и в Трудовом кодексе РФ, который был дополнен ФЗ № 122 новыми нормами, закрепившими понятие квалификации работника и профессионального стандарта (ст. 195.1ТК РФ), порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов (ст. 195.2 ТК РФ), а также порядок их применения (ст. 195.3 ТК РФ).
Кроме того, в соответствии с более высокими требованиями к квалификации работников, характеристики которой содержатся в профессиональных стандартах, конкретизированы права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников и по их направлению на прохождение независимой оценки квалификации. Право определять необходимость для собственных нужд подготовки работника путем профессионального образования, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, а также направления работника (с его письменного согласия) на прохождение независимой оценки его квалификации предоставлено работодателю на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Так, например, с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ, работодателем определяются формы их подготовки и дополнительного профессионального образования, перечень необходимых профессий и специальностей, в т.ч. для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации. В случаях, прямо указанных в законе или ином нормативном правовом акте Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
К обязанностям работодателя закон относит также создание необходимых условий для совмещения работы с получением образования работникам, проходящим подготовку, предоставление гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, социально-партнерскими соглашениями, локальными актами, трудовым договором. Указанные гарантии работодатель должен предоставить также и тем работникам, которые им направлены на прохождение независимой оценки квалификации. В соответствии со ст. 187 ТК РФ за работниками, направляемыми работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы, сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При направлении в указанных случаях работников с отрывом от работы в другую местность им производится оплата командировочных расходов в размерах и порядке, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки. При направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения договора между работником и работодателем. Данному договору, названному законодателем «ученическим», посвящена отдельная глава в ТК РФ. Ученический договор является основанием возникновения самостоятельного отношения, входящего в предмет трудового права. Впервые в трудовом законодательстве обучение будущего работника квалифицируется не как услуга, предоставляемая в рамках отношения, регулируемого нормами гражданского права, а как правовая форма реализации конституционного права на образование в самостоятельном отношении, тесно связанном с трудовым отношением, регулируемом нормами трудового права. Ученический договор заключается работодателем либо с лицом, ищущим работу, либо с работником уже состоящим с ним в трудовом правоотношении. В первом случае данное отношение предшествует трудовому, поскольку после окончания обучения и успешной сдачи квалификационного экзамена работодатель заключает трудовой договор о предоставлении лицу, завершившему ученичество, работы по приобретенной учеником квалификации. Во втором случае ученическое правоотношение, возникшее на основе заключенного ученического договора, является дополнительным к трудовому отношению.
Акцентируя внимание на положительной оценке включения в ТК РФ норм, регулирующих ученические отношения и закрепляющих важные социальные гарантии (в части установления продолжительности рабочего времени, оплаты ученичества, распространения на учеников трудового законодательства и др.), необходимо в то же время констатировать, что ряд из них нуждается в дальнейшем совершенствовании. Так, например, законодателю следовало дать более четкое определение данного вида договора, с указанием предмета договора, не ограничиваясь лишь указанием сторон, между которыми он заключается (ст. 198 ТК РФ), а также раскрыть его значение как основания возникновения ученического отношения, тесно связанного с трудовым отношением и входящим в предмет трудового права. Кроме того, нуждается в конкретизации также ст. 198 ТК, которая, закрепляя содержание ученического договора, не в полной мере отражает условия, вытекающие из законодательства о труде, иных нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, локальных актов. Существенный пробел допущен и в ст. 199 ТК. Устанавливая обязанности работодателя, норма не относит к ним обязанность работодателя после успешного завершения обучения предоставить лицу,
получившему образование, работу по соответствующей специальности и квалификации, полученным в период обучения.
С учетом рассмотренных выше правовых способов обеспечения государством реализации в России права на образование вообще и права на получение профессионального образования и профессиональной подготовки, в частности, можно сделать вывод о том, что данное право остается всеобщим и вполне доступным. Следовательно, его реализация создает благоприятные предпосылки для последующей реализации каждым такого фундаментального права, как права зарабатывать себе на жизнь собственным трудом.
Для преодоления негативных тенденций в области профессионального развития государственных служащих принимаются различные меры. В 2008 году Минтруд России в соответствии с заданием Правительства Российской Федерации, разработал ряд рекомендации по вопросам планирования и организации дополнительного профессионального образования.
Президентом РФ был подписан Указ № 68 от 21 февраля 2019 года «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации», утверждено Положение о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации1. В Положении отмечается необходимость профессионального развития гражданских служащих для эффективного выполнения своих функциональных обязанностей. Также указывается, что профессиональное развитие гражданского служащего носит системный характер и осуществляется на протяжении всей его службы.
Также проводятся различные научные саммиты по выявлению и преодолению проблем в области профессионального развития государственных служащих.
Связывая профессиональное развитие гражданского служащего с дополнительным профессиональным образованием, ФЗ №79 в п.9, ст. 62 отмечает, что дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Несмотря на то, что эти два вида обучения имеют цель повышения уровня образования, они имеют также и существенные различия. Повышение квалификации направлено на усовершенствование уже имеющихся теоретических знаний, отработку практических навыков и умений в профессиональной деятельности, в связи с постоянно обновляющимися требованиями к квалификации. Профессиональная переподготовка направлена на приобретение компетенций необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности и применяется, когда следует приобрести знания в отличной от существующей области.