Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) Оренбургский институт (филиал) выпускная квалификационная работа.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем в связи с ученичеством расходы.
Следует отметить, что суд поддерживает работодателей тогда, когда они взыскивают непосредственно связанные с обучением расходы. Однако взыскание иных сумм, предусмотренных ученическими договорами, не находит поддержки у арбитров.
В Апелляционном определении от 28.10.2019 по делу № 33-14974/2019 Красноярский краевой суд отметил, что в ученическом договоре нельзя устанавливать штрафы.
Согласно материалам дела с гражданином заключили договор о целевом обучении. Однако обучение он не закончил, так как был отчислен из-за неуспеваемости. Работодатель обратился в суд с требованием взыскать расходы, связанные с учебой, и штраф за неисполнение обязательств, предусмотренных договором.
Суд первой инстанции удовлетворил требование в отношении затрат организации на обучение, а штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, взыскивать не стал.
Отказав в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа в связи с нарушением условий договора о целевом обучении, арбитры исходили из того, что правоотношения сторон по ученическому договору регулируются нормами гл. 32 ТК РФ, а не гражданского законодательства, тогда как штраф является одним из способов обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств и правила его взимания урегулированы гл. 23 ГК РФ, следовательно, условие договора о целевом обучении в части взыскания штрафа является ничтожным (о чем заявил ответчик) и не влечет правовых последствий.
Апелляционная инстанция согласилась с такими выводами1.
В Апелляционном определении от 19.04.2018 по делу № 33-6403/2018 Свердловский областной суд также отказал в удовлетворении требования о взыскании с работника штрафа. Суть дела заключалась в следующем. Работник в соответствии с заключенным договором должен был пройти полный курс обучения в автошколе, после чего отработать в организации определенный срок, а при невыполнении этих обязанностей - возместить затраты работодателя на обучение и выплатить штраф в размере стоимости обучения. Работник уволился по собственному желанию до истечения установленного договором срока, а штраф не выплатил.
Судебные инстанции указали, что норма ст. 249 ТК РФ изложена в качестве диспозитивной. В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем в связи с его обучением, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении. Указанная обязанность фактически является обязанностью по возмещению работодателю материального ущерба.
Пределы такой ответственности работника четко указаны в ст. 238 ТК РФ: это обязанность возместить только прямой действительный ущерб2.
Похожие выводы сделаны в Постановлении Президиума Архангельского областного суда от 27.06.2018 № 44г-50/2018: взыскание с работника при увольнении каких-либо денежных средств помимо затрат на его обучение, исчисленных пропорционально не отработанному после окончания учебного заведения времени, а также причиненного прямого действительного ущерба трудовым законодательством РФ не предусмотрено. Установленный в договоре с работником штраф организация расценила как неустойку, которую должник в соответствии со ст. 330 - 331 ГК РФ обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. По сути, такой штраф представляет собой гражданско-правовой способ обеспечения исполнения обязательства работника, вытекающего из трудовых отношений, что недопустимо в силу ст. 2 ГК РФ и ст. 5 ТК РФ. Следовательно, ущемляющее права работника условие договора о взыскании с него штрафа не может быть применено1.
Очевидно, что в настоящее время в соответствии с действующей редакцией ТК РФ ученические отношения являются отношениями, непосредственно связанными с трудовыми, ученический договор имеет трудоправовую природу.
Таким образом, проанализировав законодательство Российской Федерации об ученичестве, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время профессиональная подготовка не является образованием, т.к. не направлена на повышение образовательного уровня обучающегося, а имеет целью ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.
2.3 Право на дополнительное профессиональное образование в сфере развития персонала
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации необходимые требования учтены на уровне государственных стандартов2 и других руководящих документов.
В приведенных нормативных документах подчеркивается исключительно важная роль дополнительного профессионального образования для повышения профессионального уровня, совершенствования существующих и формирования новых компетенций руководителей и специалистов.
Система дополнительного профессионального образования (ДПО) – это целенаправленный, непрерывный процесс обучения, основанный на использовании определенных социально-экономических механизмов обеспечения деятельности образовательных учреждений по оказанию потребителям (обучаемым) дополнительных профессиональных образовательных услуг1.
Для выявления наиболее заметных факторов, влияющих на эффективность процесса обучения, предлагается рассмотреть обобщенную структурную модель системы дополнительного профессионального образования.
Обобщенная структурная модель системы ДПО включает следующие элементы:
1) рынок труда, являющийся потребителем и заказчиком образовательных услуг;
2) образовательные учреждения (ВУЗы, учреждения СПО, центры опережающей профессиональной подготовки и др.), осуществляющие обучение по программам ДПО (повышения квалификации и профессиональной переподготовки);
3) государственные требования, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, образовательные программы, виды, формы, сроки, методы контроля и качества, позволяющие определять ориентиры в области ДПО;
4) различные социально-экономические, в том числе организационно-правовые механизмы обеспечения функционирования системы ДПО:
– механизмы финансирования и ресурсного обеспечения,
– механизмы учебно-методического и научного обеспечения,
– кадровые механизмы,
– механизмы информационного обеспечения, являющиеся связующими звеньями между потребителями услуг и образовательными учреждениями ДПО.
– организационно-правовые механизмы.
В условиях непрерывной модернизации системы образования от руководителей требуется эффективное управление организацией. Эффективное управление обеспечивает повышение имиджа и рейтинга организации, предполагает разработку программ и стратегий развития организации, исполнение этих программ, а также реализацию региональных и федеральных проектов. Эффективное решение вышеперечисленных задач возможно только в случае комплексной работы команды работников – профессионалов.
Профессионал – это человек, который в отличие от любителя занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией. Каждый профессионал должен проходить этап самоактуализации и саморазвития себя средствами профессии1. Саморазвитие в современном обществе касается не только профессиональных навыков, так называемых «hard skills», но и надпрофессиональных навыков «soft skills». Эти навыки определяют, как выполняется работа.
Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. в учебных центрах профессиональной квалификации, и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц или в качестве структурных подразделений юридических лиц. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемых квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере общего образования. Завершается профессиональное обучение итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, который проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Квалификационный экзамен, независимо от вида профессионального обучения, включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Закон об образовании выделяет в качестве самостоятельного вида образования также дополнительное образование, подвидом которого является дополнительное профессиональное образование. Оно направлено на профессиональное развитие человека и позволяет обеспечить соответствие его квалификации стремительно меняющимся в условиях четвертой промышленной революции условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством профессионального обучения по таким программам, как повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать, например, профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами о государственной службе.
Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной подготовке.
Рассмотренные выше гарантии получения профессионального образования, обеспечивают каждому возможность реализации права на труд путем свободного выбора рода деятельности и профессии. В то же время профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование некоторых категорий граждан может осуществляться по направлению органов службы занятости.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (далее Закон № 1032-1) предусматривает, что такое направление указанные органы осуществляют, если гражданин не имеет квалификации; невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации; необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации; у гражданина утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации. Кроме того, по направлению органов службы занятости профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование могут получить женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятые граждане из числа получателей страховой пенсии по старости, которые стремятся возобновить трудовую деятельность. Направление указанных категорий граждан на обучение осуществляется при условии их обращения в орган службы занятости по месту жительства и предъявления соответствующих документов, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 23 Закона № 10332-1)1.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование указанных выше категорий граждан осуществляется в образовательных организациях в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами. Для тех, кто уже реализовал право на труд, заключив трудовой договор с работодателем, и вступил с ним в трудовое правоотношение, трудовое законодательство закрепляет дополнительную систему юридических гарантий реализации работником права на все виды образования, включая и профессиональное. Так, ст. 2 ТК РФ среди основных принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно с ними связанных, отношений предусматривает и такой, как «обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование. При этом право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами, закреплено в качестве основного права работника (ст. 21 ТК РФ). К сожалению, соответствующие обязанности работодателя, корреспондирующие
В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем в связи с ученичеством расходы.
Следует отметить, что суд поддерживает работодателей тогда, когда они взыскивают непосредственно связанные с обучением расходы. Однако взыскание иных сумм, предусмотренных ученическими договорами, не находит поддержки у арбитров.
В Апелляционном определении от 28.10.2019 по делу № 33-14974/2019 Красноярский краевой суд отметил, что в ученическом договоре нельзя устанавливать штрафы.
Согласно материалам дела с гражданином заключили договор о целевом обучении. Однако обучение он не закончил, так как был отчислен из-за неуспеваемости. Работодатель обратился в суд с требованием взыскать расходы, связанные с учебой, и штраф за неисполнение обязательств, предусмотренных договором.
Суд первой инстанции удовлетворил требование в отношении затрат организации на обучение, а штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, взыскивать не стал.
Отказав в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа в связи с нарушением условий договора о целевом обучении, арбитры исходили из того, что правоотношения сторон по ученическому договору регулируются нормами гл. 32 ТК РФ, а не гражданского законодательства, тогда как штраф является одним из способов обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств и правила его взимания урегулированы гл. 23 ГК РФ, следовательно, условие договора о целевом обучении в части взыскания штрафа является ничтожным (о чем заявил ответчик) и не влечет правовых последствий.
Апелляционная инстанция согласилась с такими выводами1.
В Апелляционном определении от 19.04.2018 по делу № 33-6403/2018 Свердловский областной суд также отказал в удовлетворении требования о взыскании с работника штрафа. Суть дела заключалась в следующем. Работник в соответствии с заключенным договором должен был пройти полный курс обучения в автошколе, после чего отработать в организации определенный срок, а при невыполнении этих обязанностей - возместить затраты работодателя на обучение и выплатить штраф в размере стоимости обучения. Работник уволился по собственному желанию до истечения установленного договором срока, а штраф не выплатил.
Судебные инстанции указали, что норма ст. 249 ТК РФ изложена в качестве диспозитивной. В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем в связи с его обучением, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении. Указанная обязанность фактически является обязанностью по возмещению работодателю материального ущерба.
Пределы такой ответственности работника четко указаны в ст. 238 ТК РФ: это обязанность возместить только прямой действительный ущерб2.
Похожие выводы сделаны в Постановлении Президиума Архангельского областного суда от 27.06.2018 № 44г-50/2018: взыскание с работника при увольнении каких-либо денежных средств помимо затрат на его обучение, исчисленных пропорционально не отработанному после окончания учебного заведения времени, а также причиненного прямого действительного ущерба трудовым законодательством РФ не предусмотрено. Установленный в договоре с работником штраф организация расценила как неустойку, которую должник в соответствии со ст. 330 - 331 ГК РФ обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. По сути, такой штраф представляет собой гражданско-правовой способ обеспечения исполнения обязательства работника, вытекающего из трудовых отношений, что недопустимо в силу ст. 2 ГК РФ и ст. 5 ТК РФ. Следовательно, ущемляющее права работника условие договора о взыскании с него штрафа не может быть применено1.
Очевидно, что в настоящее время в соответствии с действующей редакцией ТК РФ ученические отношения являются отношениями, непосредственно связанными с трудовыми, ученический договор имеет трудоправовую природу.
Таким образом, проанализировав законодательство Российской Федерации об ученичестве, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время профессиональная подготовка не является образованием, т.к. не направлена на повышение образовательного уровня обучающегося, а имеет целью ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.
2.3 Право на дополнительное профессиональное образование в сфере развития персонала
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации необходимые требования учтены на уровне государственных стандартов2 и других руководящих документов.
В приведенных нормативных документах подчеркивается исключительно важная роль дополнительного профессионального образования для повышения профессионального уровня, совершенствования существующих и формирования новых компетенций руководителей и специалистов.
Система дополнительного профессионального образования (ДПО) – это целенаправленный, непрерывный процесс обучения, основанный на использовании определенных социально-экономических механизмов обеспечения деятельности образовательных учреждений по оказанию потребителям (обучаемым) дополнительных профессиональных образовательных услуг1.
Для выявления наиболее заметных факторов, влияющих на эффективность процесса обучения, предлагается рассмотреть обобщенную структурную модель системы дополнительного профессионального образования.
Обобщенная структурная модель системы ДПО включает следующие элементы:
1) рынок труда, являющийся потребителем и заказчиком образовательных услуг;
2) образовательные учреждения (ВУЗы, учреждения СПО, центры опережающей профессиональной подготовки и др.), осуществляющие обучение по программам ДПО (повышения квалификации и профессиональной переподготовки);
3) государственные требования, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, образовательные программы, виды, формы, сроки, методы контроля и качества, позволяющие определять ориентиры в области ДПО;
4) различные социально-экономические, в том числе организационно-правовые механизмы обеспечения функционирования системы ДПО:
– механизмы финансирования и ресурсного обеспечения,
– механизмы учебно-методического и научного обеспечения,
– кадровые механизмы,
– механизмы информационного обеспечения, являющиеся связующими звеньями между потребителями услуг и образовательными учреждениями ДПО.
– организационно-правовые механизмы.
В условиях непрерывной модернизации системы образования от руководителей требуется эффективное управление организацией. Эффективное управление обеспечивает повышение имиджа и рейтинга организации, предполагает разработку программ и стратегий развития организации, исполнение этих программ, а также реализацию региональных и федеральных проектов. Эффективное решение вышеперечисленных задач возможно только в случае комплексной работы команды работников – профессионалов.
Профессионал – это человек, который в отличие от любителя занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией. Каждый профессионал должен проходить этап самоактуализации и саморазвития себя средствами профессии1. Саморазвитие в современном обществе касается не только профессиональных навыков, так называемых «hard skills», но и надпрофессиональных навыков «soft skills». Эти навыки определяют, как выполняется работа.
Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. в учебных центрах профессиональной квалификации, и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц или в качестве структурных подразделений юридических лиц. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемых квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере общего образования. Завершается профессиональное обучение итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, который проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Квалификационный экзамен, независимо от вида профессионального обучения, включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Закон об образовании выделяет в качестве самостоятельного вида образования также дополнительное образование, подвидом которого является дополнительное профессиональное образование. Оно направлено на профессиональное развитие человека и позволяет обеспечить соответствие его квалификации стремительно меняющимся в условиях четвертой промышленной революции условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством профессионального обучения по таким программам, как повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать, например, профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами о государственной службе.
Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной подготовке.
Рассмотренные выше гарантии получения профессионального образования, обеспечивают каждому возможность реализации права на труд путем свободного выбора рода деятельности и профессии. В то же время профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование некоторых категорий граждан может осуществляться по направлению органов службы занятости.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (далее Закон № 1032-1) предусматривает, что такое направление указанные органы осуществляют, если гражданин не имеет квалификации; невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации; необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации; у гражданина утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации. Кроме того, по направлению органов службы занятости профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование могут получить женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятые граждане из числа получателей страховой пенсии по старости, которые стремятся возобновить трудовую деятельность. Направление указанных категорий граждан на обучение осуществляется при условии их обращения в орган службы занятости по месту жительства и предъявления соответствующих документов, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 23 Закона № 10332-1)1.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование указанных выше категорий граждан осуществляется в образовательных организациях в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами. Для тех, кто уже реализовал право на труд, заключив трудовой договор с работодателем, и вступил с ним в трудовое правоотношение, трудовое законодательство закрепляет дополнительную систему юридических гарантий реализации работником права на все виды образования, включая и профессиональное. Так, ст. 2 ТК РФ среди основных принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно с ними связанных, отношений предусматривает и такой, как «обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование. При этом право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами, закреплено в качестве основного права работника (ст. 21 ТК РФ). К сожалению, соответствующие обязанности работодателя, корреспондирующие