Файл: Образовательная программа "Филология" Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 45. 03. 01 "Филология".rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которого не связаны с главным героем повести, включен в эту цепь, потому что имеет одинаковое отчество с его женой Прасковьей Федоровной. Кроме того, Иван Ильич является вторым, а значит средним сыном в семье, чья судьба представляет собой середину между полярными судьбами братьев и наиболее схожа с судьбой отца. "Иван Ильич и есть вплоть до пятой главы (почти половину повести) герой преимущественно сатирический"4 – к такому выводу позволяет прийти доведение Толстым типичности героя до абсурда при оценке интерьера, который с такой кропотливостью создавал Иван Ильич в своей усадьбе: "В сущности же было то самое, что бывает у всех не совсем богатых людей, но таких, которые хотят быть похожими на богатых, и потому только похожи друг на друга"5. В приведенном отрывке отображена неспособность персонажа разорвать социальные рамки, и рамки персонажа-посредственности, в которые он заключен.
Рефлексия умирающего героя связана с обретением собственной "подлинности" ("authenticity") взамен норм, навязанных ему обществом, в котором он жил, признанием их пошлости. Для этого ему приходится, в первую очередь, отделить себя от "других": "Ivan cannot face himself because he cannot criticize the "they-self" because he cannot separate himself from the "they-self."1
В предсмертном состоянии Иван Ильич становится выше тех условий, в рамках которых он вращался, благодаря честной оценке своей жизни как прожитой "не так". Сама возможность объективной, ретроспективной оценки, которая переходит от автора к персонажу, знаменует смену его статуса с сатирического на драматический, читатель из положения "над" героем перемещается в единую с ним точку наблюдения. С этого момента Иван Ильич представляет не человеческий тип или социальный класс, а становится тем самым "человеком вообще". Это происходит в то же время благодаря принятию Иваном Ильичом неизбежности собственной смерти, недоступное его "сородичам", которые "логически <…> признают смерть, но – духовно, нравственно, личностно – не допускают и мысли о ней"2.
Таким образом, возникший на позднем этапе творчества интерес писателя к текстуализации смерти как процесса реализуется благодаря использованию проработанных на материале раннего творчества функций мотива смерти.
Заключение
Главная цель дипломной работы заключалась в установлении в текстах разных периодов творчества Л.Н. Толстого законов функционирования мотива смерти. Она достигнута благодаря подробному анализу элементов текста, подвергающихся влиянию мотива смерти, доминирующего в выбранных произведениях.
Системообразующая функция являлась критерием для выбора анализируемого материала, и потому реализуется во всех трёх представленных текстах: повести "Детство" и рассказу "Три смерти" из раннего периода, повести "Смерть Ивана Ильича" из позднего периода творчества Толстого. Не только фабула, но и композиция этих произведений продиктованы развивающимся в них сюжетом смерти.
Диалектическая функция задействуется для внедрения мотива смерти в идеологическую и семантическую плоскости произведения. Ситуация смерти позволяет Толстому столкнуть различные идеологии и принципы, сопоставить мировоззрения и нравственные установки его персонажей.
В рамках настоящего исследования выявлена экспериментальная функция мотива смерти в толстовских произведениях, характерная для позднего периода творчества писателя. Она отвечает за реализацию сюжета умирания в рассказе от третьего лица в таких условиях, чтобы читателю были доступны внешняя и внутренняя сторона этого процесса при сохранении эффекта правдоподобия повествования.
Основной научный результат работы заключается в выявлении гармоничного принципа развития творческого метода Толстого от раннего этапа к позднему. В произведениях двух этих условных периодов обнаруживаются схожие сюжеты и принципы обращения с ними. В настоящей работе такой вывод достигается на основе анализа мотива смерти у Толстого. Следующим шагом в этой связи представляется аналогичное исследование других важных мотивов и творчества Толстого в целом.
Список использованных источников
Список использованной литературы
1 Нива Ж. Смерть в мире Толстого: иллюзия или "последний враг" // Нива Ж. Возвращение в Европу. М.: Высшая школа, 1999. С. 32.
1 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: исследования. Статьи. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. C. 31.
2 Паперно И. "Кто, что я?" Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С.16
1 Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. URL: http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt (дата обращения 01.05.2019)
2 Там же.
3 Киреев Р. Лев Толстой. Арзамасский ужас // Наука и религия. 2005. № 8. С. 25.
1 Панн Л. От Арзамасского ужаса к Астаповскому "Ничего!": К столетней годовщине смерти Льва Толстого // Нева. 2010. № 8. С. 109-110.
2 Эйхенбаум Б.М. О противоречиях Льва Толстого // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: исследования. Статьи. С. 711.
3 Там же. С. 722.
1 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга первая. Пятидесятые годы // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: исследования. Статьи. С. 162: "Если даже не знать ранних литературных опытов Толстого, можно утверждать, что они должны быть тесно связаны с его дневниками – как их оформление или сводка".
2 Там же. С. 189.
1 Паперно И. "Если бы можно было рассказать себя...": дневники Л.Н. Толстого / Пер. с англ. Маслова Б.М. // Новое литературное Обозрение. 2003. № 61. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/61/paper.html (дата обращения: 01.05.2019)
2 Cohn D. The Distinction of Fiction. Baltimore and London: The John Hopkins University Press, 1999. P. 13.
1 Паперно И. "Кто, что я?" Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах. С. 16.
2 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. С. 32.
3 Паперно связывает такую установку дневника Толстого с прочтением им "Наказа" Екатерины II. Паперно И. "Кто, что я?" Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах. С. 18: "Можно сказать, что в этих текстах Толстой создавал не историю, а утопию личности – свой собственный "Наказ"".
1 Карпов И.П. Поэтика онтологической ситуации: (Л.Н. Толстой. "Война и мир". Смерть Андрея Болконского) // Вестн. Вят. гос. гуманит. ун-та. 2009. № 1. С. 93: "Человеку опытно не дано пребывание в этой ситуации, следовательно, мастерство писателя и особенности его понимания жизни и смерти проявляются наиболее ярко и полно: писателю надо изобразить душевное и физическое состояние, не данное в памяти, так достоверно, чтобы читатель в эту авторскую выдумку поверил".
1 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга первая. Пятидесятые годы. С. 189: "Замысел Толстого написать роман, обнимающий четыре эпохи развития (Детство, Отрочество, Юность и Молодость), оказывается, таким образом, совпадающим с одним из главных литературных заказов того времени – с заказом на автобиографии и мемуары".
1 Там же. C. 31.
2 Паперно И. "Кто, что я?" Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах. С. 49.
3 Naginski I. Tolstoy’s "Childhood": Literary Apprenticeship and Autobiographical Obsession // Ulbandus Review. Vol. 2, № 2 (Fall 1982). P. 192.
1 Simmons E. J. Tolstoy’s Childhood // The Russian Review. Vol. 3, № 2 (Spring, 1944). P. 51.
2 Там же. С. 47.
1 Bayley J. Tolstoy and the Novel. Chicago: The University of Chicago Press, 1988. Cohn D. The Distinction of Fiction. Baltimore and London: The John Hopkins University Press, 1999. P. 86.
2 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 1: Детство. Юношеские опыты. М.: Художественная литература, 1935. С. 93.
3 Там же. С. 4.
1 Там же. С. 3.
2 Там же. С. 4.
3 Ханзен-Лёве А.О. В конце туннеля… Смерти Льва Толстого / пер. с нем. Луговика С. под ред. Корчагина К. // Новое литературное обозрение. 2011. № 109. URL: http://magazines.russ.ru/ nlo/2011/109/o16-pr.html (дата обращения 01.05.2019)
1 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 1: Детство. Юношеские опыты. М.: Художественная литература, 1935. С. 88.
1 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга первая. Пятидесятые годы. С. 192: "Среди остального материала, выброшенного по соображениям "неуместности", есть кое-что, рисующее отца более отрицательно".
1 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 60: Письма 1856 – 1862. М.: Художественная литература, 1949. С. 265: "Моя мысль была: три существа умерли – барыня, мужик и дерево. – Барыня жалка и гадка, потому что лгала всю жизнь и лжёт перед смертью. Христианство, как она его понимает, не решает для неё вопроса жизни и смерти. Зачем умирать, когда хочется жить? В обещания будущие христианства она верит воображением и умом, а все существо её становится на дыбы, и другого успокоенья (кроме ложнохристианского) нету, – а место занято. Она гадка и жалка. Мужик умирает спокойно, именно потому, что он не христианин. Его религия другая, хотя он по обычаю и исполнял христианские обряды; его религия – природа, с которой он жил. Он сам рубил деревья, сеял рожь и косил её, убивал баранов, и рожались у него бараны, и дети рожались, и старики умирали, и он знает твердо этот закон, от которого он никогда не отворачивался, как барыня, и прямо, просто смотрел ему в глаза. <...> Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво – потому что не лжёт, не ломается, не боится, не жалеет".
1 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 5: Произведения 1856-1859. М.: Художественная литература, 1935. С. 53.
Рефлексия умирающего героя связана с обретением собственной "подлинности" ("authenticity") взамен норм, навязанных ему обществом, в котором он жил, признанием их пошлости. Для этого ему приходится, в первую очередь, отделить себя от "других": "Ivan cannot face himself because he cannot criticize the "they-self" because he cannot separate himself from the "they-self."1
В предсмертном состоянии Иван Ильич становится выше тех условий, в рамках которых он вращался, благодаря честной оценке своей жизни как прожитой "не так". Сама возможность объективной, ретроспективной оценки, которая переходит от автора к персонажу, знаменует смену его статуса с сатирического на драматический, читатель из положения "над" героем перемещается в единую с ним точку наблюдения. С этого момента Иван Ильич представляет не человеческий тип или социальный класс, а становится тем самым "человеком вообще". Это происходит в то же время благодаря принятию Иваном Ильичом неизбежности собственной смерти, недоступное его "сородичам", которые "логически <…> признают смерть, но – духовно, нравственно, личностно – не допускают и мысли о ней"2.
Таким образом, возникший на позднем этапе творчества интерес писателя к текстуализации смерти как процесса реализуется благодаря использованию проработанных на материале раннего творчества функций мотива смерти.
Заключение
Главная цель дипломной работы заключалась в установлении в текстах разных периодов творчества Л.Н. Толстого законов функционирования мотива смерти. Она достигнута благодаря подробному анализу элементов текста, подвергающихся влиянию мотива смерти, доминирующего в выбранных произведениях.
Системообразующая функция являлась критерием для выбора анализируемого материала, и потому реализуется во всех трёх представленных текстах: повести "Детство" и рассказу "Три смерти" из раннего периода, повести "Смерть Ивана Ильича" из позднего периода творчества Толстого. Не только фабула, но и композиция этих произведений продиктованы развивающимся в них сюжетом смерти.
Диалектическая функция задействуется для внедрения мотива смерти в идеологическую и семантическую плоскости произведения. Ситуация смерти позволяет Толстому столкнуть различные идеологии и принципы, сопоставить мировоззрения и нравственные установки его персонажей.
В рамках настоящего исследования выявлена экспериментальная функция мотива смерти в толстовских произведениях, характерная для позднего периода творчества писателя. Она отвечает за реализацию сюжета умирания в рассказе от третьего лица в таких условиях, чтобы читателю были доступны внешняя и внутренняя сторона этого процесса при сохранении эффекта правдоподобия повествования.
Основной научный результат работы заключается в выявлении гармоничного принципа развития творческого метода Толстого от раннего этапа к позднему. В произведениях двух этих условных периодов обнаруживаются схожие сюжеты и принципы обращения с ними. В настоящей работе такой вывод достигается на основе анализа мотива смерти у Толстого. Следующим шагом в этой связи представляется аналогичное исследование других важных мотивов и творчества Толстого в целом.
Список использованных источников
-
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 1: Детство. Юношеские опыты. / Под общей редакцией В.Г. Черткова М.: Художественная литература, 1935. -
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 5: Произведения 1856-1859 / Под общей редакцией В.Г. Черткова М.: Художественная литература, 1935. -
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 26: Произведения 1885-1889 / Под общей редакцией В.Г. Черткова М.: Художественная литература, 1936. -
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 60: Письма 1856 – 1862 / Под общей редакцией В.Г. Черткова М.: Художественная литература, 1949.
Список использованной литературы
-
Акимов О.Ю. Диалектика жизни и смерти в произведениях Л.Н. Толстого // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. 2012. № 3 (90). 9-13. -
Андреев А.Н. Анализ повести Л.Н. Толстого "Смерть Ивана Ильича" // Андреев А.Н. Целостный анализ литературного произведения. Минск: НМЦентр, 1995. С. 114-133. -
Володин З.Ф. Повесть о смысле времени ("Смерть Ивана Ильича" Л.Н. Толстого) // Володин З.Ф. Контекст. Литературоведческие исследования. М.: Наука, 1983. С. 144-163. -
Гиршман М.М. Сложный путь к простоте ("После бала", "Смерть Ивана Ильича" Льва Толстого) // Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности / Изд. 2-е, доп. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 306-320. -
Гладышев А.К. Эстетика и физиология смерти в рассказе Л.Н. Толстого "Три смерти" // Филологический класс. 2012. №27. С. 51-54. -
Карпов И.П. Поэтика онтологической ситуации: (Л.Н. Толстой. "Война и мир". Смерть Андрея Болконского) // Вестн. Вят. гос. гуманит. ун-та. 2009. № 1. С. 85-94 -
Киреев Р. Лев Толстой. Арзамасский ужас // Наука и религия. 2005. № 8. С. 24-34. -
Линков В.Я. Современный человек (Л.Н. Толстой. "Смерть Ивана Ильича") // Линков В.Я. История русской литературы XIX века в идеях / 2-е издание. М.: Издательство Московского университета, 2008. С. 125-132. -
Набоков В.В. "Смерть Ивана Ильича" (1884-1886) // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая Газета, 1999. С. 312-321. -
Нива Ж. Смерть в мире Толстого: иллюзия или "последний враг" // Нива Ж. Возвращение в Европу / Пер. с фр. Ляминой Е.Э. М.: Высшая школа, 1999. С. 39-49. -
Панн Л. От Арзамасского ужаса к Астаповскому "Ничего!": К столетней годовщине смерти Льва Толстого // Нева. 2010. № 8. С. 109-117. -
Паперно И. "Если бы можно было рассказать себя...": дневники Л.Н. Толстого / Пер. с англ. Б.М. Маслова // Новое литературное Обозрение. 2003. № 61. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/61/paper.html (дата обращения: 01.05.2019) -
Паперно И. "Кто, что я?" Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах / пер. с англ. И. Паперно М.: Новое литературное обозрение, 2018. -
Сурат И.З. "Творить жизнь". Сюжет ухода у Пушкина и Толстого // Сурат И.З. Человек в стихах и прозе: Очерки русской литературы XIX-XXI вв. М.: ИМЛИ РАН, 2017. С. 31-79. -
Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Пер. с франц. Табачниковой С.М.: Касталь, 1996. URL: http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt (дата обращения 01.05.2019) -
Ханзен-Лёве А.О. В конце туннеля… Смерти Льва Толстого / пер. с нем. С. Луговика под ред. К. Корчагина // Новое литературное обозрение. 2011. № 109. URL: http://magazines.russ.ru/ nlo/2011/109/o16-pr.html (дата обращения 01.05.2019) -
Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: исследования. Статьи / сост., вступ. статья, общ. ред. И.Н. Сухих. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. C. 31-74. -
Эйхенбаум Б.М. О противоречиях Льва Толстого // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: исследования. Статьи / сост., вступ. статья, общ. ред. И.Н. Сухих. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. С. 711-734. -
Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга первая. Пятидесятые годы // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: исследования. Статьи / сост., вступ. статья, общ. ред. И.Н. Сухих. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. С. 147-210. -
Bayley J. Tolstoy and the Novel. Chicago: The University of Chicago Press, 1988. -
Cohn D. The Distinction of Fiction. Baltimore and London: The John Hopkins University Press, 1999. -
Danaher D. The Function of Pain in Tolstoy’s The Death of Ivan Il’ich. Tolstoy Studies Journal, 1998. Vol. 10. PP. 20-28. -
Irwin W. Death by Inauthenticity: Heidegger’s Debt to Ivan Il’ich’s Fall // Tolstoy Studies Journal. 2013. Vol. 25. PP. 15-21. -
Jackson R. L. Text and Subtext In the Opening and Closing Lines of "The Death of Ivan Ilych", or Phonetic Orchestration in the Semantic Development of the Story // Tolstoy Studies Journal. 1997. Vol. 9. PP. 11-24. -
Naginski I. Tolstoy’s "Childhood": Literary Apprenticeship and Autobiographical Obsession // Ulbandus Review. Vol. 2, № 2 (Fall 1982). PP. 191-208. -
Pachmuss T. The Theme of Love and Death in Tolstoy's the Death of Ivan Ilyich // The American Slavic and East European Review. 1961. Vol. 20, № 1. PP. 72-83. -
Silbajoris R. Tolstoy’s Aesthetics and His Art. Columbus: Slavica Publishers, 1991. -
Simmons E. J. Tolstoy’s Childhood // The Russian Review. Vol. 3, № 2 (Spring, 1944). PP. 44-64. -
Turner C. J. G. The Language of Fiction: Word-Clusters in Tolstoy's "The Death of Ivan Ilyich" // The Modern Language Review. 1970. Vol. 65, № 1. PP. 116-121. -
Wasiolek E. Tolstoy's "The Death of Ivan Ilyich" and Jamesian Fictional Imperatives // Modern Fiction Studies. 1960-1961. Vol. 6, № 4. PP. 314-324.
1 Нива Ж. Смерть в мире Толстого: иллюзия или "последний враг" // Нива Ж. Возвращение в Европу. М.: Высшая школа, 1999. С. 32.
1 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: исследования. Статьи. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. C. 31.
2 Паперно И. "Кто, что я?" Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С.16
1 Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. URL: http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt (дата обращения 01.05.2019)
2 Там же.
3 Киреев Р. Лев Толстой. Арзамасский ужас // Наука и религия. 2005. № 8. С. 25.
1 Панн Л. От Арзамасского ужаса к Астаповскому "Ничего!": К столетней годовщине смерти Льва Толстого // Нева. 2010. № 8. С. 109-110.
2 Эйхенбаум Б.М. О противоречиях Льва Толстого // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: исследования. Статьи. С. 711.
3 Там же. С. 722.
1 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга первая. Пятидесятые годы // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: исследования. Статьи. С. 162: "Если даже не знать ранних литературных опытов Толстого, можно утверждать, что они должны быть тесно связаны с его дневниками – как их оформление или сводка".
2 Там же. С. 189.
1 Паперно И. "Если бы можно было рассказать себя...": дневники Л.Н. Толстого / Пер. с англ. Маслова Б.М. // Новое литературное Обозрение. 2003. № 61. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/61/paper.html (дата обращения: 01.05.2019)
2 Cohn D. The Distinction of Fiction. Baltimore and London: The John Hopkins University Press, 1999. P. 13.
1 Паперно И. "Кто, что я?" Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах. С. 16.
2 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. С. 32.
3 Паперно связывает такую установку дневника Толстого с прочтением им "Наказа" Екатерины II. Паперно И. "Кто, что я?" Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах. С. 18: "Можно сказать, что в этих текстах Толстой создавал не историю, а утопию личности – свой собственный "Наказ"".
1 Карпов И.П. Поэтика онтологической ситуации: (Л.Н. Толстой. "Война и мир". Смерть Андрея Болконского) // Вестн. Вят. гос. гуманит. ун-та. 2009. № 1. С. 93: "Человеку опытно не дано пребывание в этой ситуации, следовательно, мастерство писателя и особенности его понимания жизни и смерти проявляются наиболее ярко и полно: писателю надо изобразить душевное и физическое состояние, не данное в памяти, так достоверно, чтобы читатель в эту авторскую выдумку поверил".
1 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга первая. Пятидесятые годы. С. 189: "Замысел Толстого написать роман, обнимающий четыре эпохи развития (Детство, Отрочество, Юность и Молодость), оказывается, таким образом, совпадающим с одним из главных литературных заказов того времени – с заказом на автобиографии и мемуары".
1 Там же. C. 31.
2 Паперно И. "Кто, что я?" Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах. С. 49.
3 Naginski I. Tolstoy’s "Childhood": Literary Apprenticeship and Autobiographical Obsession // Ulbandus Review. Vol. 2, № 2 (Fall 1982). P. 192.
1 Simmons E. J. Tolstoy’s Childhood // The Russian Review. Vol. 3, № 2 (Spring, 1944). P. 51.
2 Там же. С. 47.
1 Bayley J. Tolstoy and the Novel. Chicago: The University of Chicago Press, 1988. Cohn D. The Distinction of Fiction. Baltimore and London: The John Hopkins University Press, 1999. P. 86.
2 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 1: Детство. Юношеские опыты. М.: Художественная литература, 1935. С. 93.
3 Там же. С. 4.
1 Там же. С. 3.
2 Там же. С. 4.
3 Ханзен-Лёве А.О. В конце туннеля… Смерти Льва Толстого / пер. с нем. Луговика С. под ред. Корчагина К. // Новое литературное обозрение. 2011. № 109. URL: http://magazines.russ.ru/ nlo/2011/109/o16-pr.html (дата обращения 01.05.2019)
1 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 1: Детство. Юношеские опыты. М.: Художественная литература, 1935. С. 88.
1 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга первая. Пятидесятые годы. С. 192: "Среди остального материала, выброшенного по соображениям "неуместности", есть кое-что, рисующее отца более отрицательно".
1 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 60: Письма 1856 – 1862. М.: Художественная литература, 1949. С. 265: "Моя мысль была: три существа умерли – барыня, мужик и дерево. – Барыня жалка и гадка, потому что лгала всю жизнь и лжёт перед смертью. Христианство, как она его понимает, не решает для неё вопроса жизни и смерти. Зачем умирать, когда хочется жить? В обещания будущие христианства она верит воображением и умом, а все существо её становится на дыбы, и другого успокоенья (кроме ложнохристианского) нету, – а место занято. Она гадка и жалка. Мужик умирает спокойно, именно потому, что он не христианин. Его религия другая, хотя он по обычаю и исполнял христианские обряды; его религия – природа, с которой он жил. Он сам рубил деревья, сеял рожь и косил её, убивал баранов, и рожались у него бараны, и дети рожались, и старики умирали, и он знает твердо этот закон, от которого он никогда не отворачивался, как барыня, и прямо, просто смотрел ему в глаза. <...> Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво – потому что не лжёт, не ломается, не боится, не жалеет".
1 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 5: Произведения 1856-1859. М.: Художественная литература, 1935. С. 53.