ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 551
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
неспособность вырабатывать сложные понятия; -
преобладание конкретных ассоциаций, -
невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления; -
отсутствие инициативы в самостоятельном обучении -
медлительность и инертность в обучении, -
слабость самообладания, -
неспособность подавлять свои влечения, -
недостаточное обдумывание своих поступков, импульсивность поведения, -
повышенная внушаемость; -
при этом -
дети в достаточной степени овладевают речью, -
их поведение вполне адекватно и самостоятельно (психика в нижних границах нормы), -
отмечается хорошая механическая память, подражательность, -
дети более способны овладеть конкретными знаниями, чем усвоить теорию, -
со временем больные начинают неплохо ориентироваться в несложных бытовых ситуациях и способны вести самостоятельную жизнь, -
удается достичь полной независимости в уходе за собой.
Имбецильность (IQ = 20-50) означает, что личность отличается умеренной умственной отсталостью:
-
способность произносить короткие фразы, -
способность понимать несложную по смыслу речь, -
словарный запас - 150-300 слов, -
усвоенными элементарными знаниями в силу достаточно развитой механической памяти могут пользоваться как штампами, -
способность испытывать привязанности, -
развитость чувства стыда и злопамятности, стесняются своих недостатков, -
реакция на похвалу и порицание, -
их реакции на происходящее вполне разнообразны и вариабельны; -
усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать, -
неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке; -
при этом -
лица не обучаемы и нетрудоспособны, -
отмечаются крайняя несамостоятельность и плохая переключаемость, -
им доступны элементарные акты самообслуживания, -
их речь неграмматична и косноязычна, способны произносить несложные фразы; -
развитие статических и локомоторных функций с большой задержкой, -
эмоции отличаются скудностью и однообразием, -
все психические процессы тугоподвижны и инертны, -
обладают повышенной внушаемостью и склонностью к слепому подражанию, -
на перемену обстановки реагируют негативно, нуждаются в постоянном надзоре и опеке.
Самая тяжелая, крайняя степень олигофрении это идиотия (IQ<20)характеризуется такими чертами:
-
полная неразвитость речи (словарный запас до 50 слов), ограничивается звуками, отдельными словами, -
полная неразвитость мышления у больного, нет понимания обращенной к ним речи, -
неспособность овладеть статическими и локомоторными навыками либо их запоздалое приобретение, -
отсутствие элементарных навыков самообслуживания, невозможность их привить, -
предоставленные самим себе, остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т. п., -
какая-либо продуктивная деятельность отсутствует, -
прогресс в интеллектуальном отношении невозможен, -
больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре (обычно в условиях специального медицинского учреждения), -
нередко больные не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, могут питаться только жидкой пищей, -
часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадается под руку, упорно мастурбируют, -
отсутствие реакции либо ее неадекватность на обычные раздражители, -
эмоции элементарны и связаны только с удовольствием или неудовольствием, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения или крика, -
легко возникает злость, проявляющаяся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары), -
имеют место грубые дефекты физического развития. -
применяется лишь симптоматическое лечение.
Деменция — приобретенное слабоумие, возникающее в конечных стадиях различных психических заболеваний. Происходит постепенное ухудшение памяти, расстраивается возможность сосредоточить внимание на каком-либо вопросе или действии, утрачивается способность к элементарным умозаключениям, нарастает неспособность пользоваться усвоенными прежде знаниями и навыками. Поведение больных становится нелепым, бестолковым. Настроение меняется от благодушно-эйфоричногодо гневливо-злобного. Могут наблюдаться конфабуляторные явления (ложные воспоминания). Грубо нарушается способность к адекватной самооценке, исчезает
критическое отношение к себе и к своим действиям. При дальнейшем прогрессировании заболевания, приведшего к слабоумию, развивается психический маразм с распадом всех функций психики и наступает смерть больного. В зависимости от заболевания, приведшего к слабоумию, в его течении и проявлениях имеются различия в отдельных проявлениях и скорости нарастания психического распада.
В рамках деменции, главным образом связанной с атеросклерозом сосудов головного мозга, выделяется так называемое лакунарное слабоумие, при котором больше всего страдает память, особенно на текущие события. Старый запас знаний и навыки поведения сохраняются лучше. Поэтому зачастую люди, редко встречающие больного, не замечают у него грубых изменений психики, считают его здоровым. Такие расхождения в оценках поведения больных нередко приводят к неправильной квалификации их состояния. В судебной психиатрии подобные случаи наблюдаются при проведении посмертных экспертиз в гражданском процессе по делам об оспариваний завещаний
Своеобразные проявления характерного для шизофрении дефекта, шизофренического слабоумия, будут описаны.
К интегративной функции интеллекта, которую необходимо учитывать при оценке уровня снижения познавательных функций у пациента, относится критичность. Критичность — это способность понять реальную причину и правильно оценить ситуацию. Авторы выделяют интеллектуальный компонент критичности как понимание причин и обстоятельств заболевания и вытекающую из этого понимания способность справиться с ситуацией; волевой компонент, при котором понимание ситуации обеспечивает мотивацию поведения, направленную на преодоление ситуации, вызванной болезнью. При полной сохранности критичности правильная оценка ситуации и своего состояния позволяет выбирать правильное решение. Соответственно утрата или снижение критических способностей, которые сопровождаются также нарушением самооценки, приводят к неспособности правильно оценить ситуацию, свое место в ней, собственное заболевание, его причины и проявления и, самое главное, лишают пациента возможности действовать адекватно ситуации.
Оценка критического отношения к себе, своим переживаниям и поведению пациента имеет особое значение в судебной психиатрии, причем здесь необходимо также
учитывать отношение подэкспертного к правонарушению, понимание фактического характера и общественной опасности, противоправности, наказуемости действий, осознание их последствий для него самого и пострадавших в результате деликта людей.
ТЕМА № 14: «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, ДИССОЦИАТИВНЫЕ, ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНЫЕ И ДРУГИЕ РАССТРОЙСТВА ПСИХИКИ»
Общепринятыми положениями, на основе которых выделяются диссоциативные, или конверсионные, расстройства, являются полная или частичная потеря нормальной интеграции между памятью на прошлые события, способностью осознать себя как личность и непосредственными ощущениями и способностью управлять движениями тела. Все виды диссоциативных расстройств имеют тенденцию к исчезновению через несколько недель или месяцев, особенно если их возникновение связано с каким-либо травмирующем событием в жизни. Многие хронические расстройства, особенно параличи и потеря чувствительности, могут развиваться на основе существования неразрешимых проблем и межличностных сложностей. Эти расстройства ранее преимущественно классифицировались как различные виды "конверсионной истерии". Считается, что они имеют психогенную этиологию, поскольку по времени возникновения тесно связаны с травмирующими событиями, неразрешимыми и невыносимыми проблемами или нарушенными взаимоотношениями.
Симптомы часто соответствуют представлению больного о том, как должно было бы проявляться психическое заболевание. Медицинский осмотр и обследование не выявляют каких-либо явных физических или неврологических нарушений. Кроме того, совершенно очевидно, что потеря функции является выражением эмоционального конфликта или потребностей. Симптомы могут развиваться в тесной связи с психологическим стрессом и часто проявляются внезапно. В эту рубрику включены только расстройства физических функций, в норме произвольно контролирующихся, и потеря чувствительности. Расстройства, включающие болевые ощущения и комплекс других физических ощущений, опосредованных через вегетативную нервную систему, классифицированы в рубрике психосоматических нарушений (F45.0). Всегда следует помнить о возможности развития в дальнейшем серьезных физических или психических расстройств. Включены: конверсионная: истерия, реакция истерия истерический психоз Исключена: симуляция [сознательная симуляция].
Эмоциональные расстройства
Косновным нарушениям эмоциональной сферы относят: