Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17 содержании образования писал К.Д. Ушинский: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования»
6
. Эмоции и чувства всегда содержательны и являются особой формой отражения действительности.
Культура чувств, подлежащая воспитанию у обучающихся, не совпадает с культурой мышления, с объёмом и системностью знаний. Это особый феномен – следствие социального развития человека. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями выступает неотъемлемым условием формирования системы ценностных ориентаций, идеалов и в конечном счёте мировоззрения личности.
Поэтому в итоговом собеседовании по русскому языку представлены задания разных типов, которые проверяют наиболее существенные для общения коммуникативные умения; задания ориентированы как на продуктивные, так и на репродуктивные виды речевой деятельности; задания строятся на вербальных и визуальных опорах, так как участники собеседования имеют разные виды мышления и памяти; в процедуре принимают участие собеседники, так как в этом случае достигается эффект реальной коммуникации, происходит непосредственное взаимодействие человека с человеком.
Ниже представлен рекомендуемый порядок проведения итогового собеседования
7
Таблица 3
№
Действия собеседника
Действия обучающихся
Время
1
Приветствие участника собеседования.
Знакомство.
Короткий рассказ о содержании итогового собеседования
1 мин.
Выполнение заданий итогового собеседования
Приблизительное время 15-16 мин.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
2
Предложить участнику собеседования ознакомитьсяс текстом для чтения вслух.
Обратить внимание на то, что участник собеседования будет работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2 3
За несколько секунд напомнить о
готовности к чтению
Подготовка к чтению вслух.
Чтение текста про себя до 2-х мин.
4
Прослушать текст.
Эмоциональная
реакция
на
чтение
участника собеседования
Чтение текста вслух до 2-х мин.
5
Переключить участника собеседования на другой вид работы
Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации до 2-х мин.
6
Забрать у участника собеседования исходный текст. Слушать пересказ.
Пересказ текста с привлечением дополнительной информации до 3-х мин.
6
Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М., 1948–1952. Т. 9. С. 117.
7
Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку (приложение к письму Рособрнадзора, версия текущего года).
18
№
Действия собеседника
Действия обучающихся
Время
Эмоциональная реакция на пересказ
участника собеседования
7
Забрать у участника собеседования материалы, необходимые для выполнения задания 1 и 2. Объяснить, что задания 3 и 4 связаны тематически и не имеют отношения к тексту, с которым работал участник собеседования при выполнении заданий 1 и 2. Предложить участнику собеседования выбрать вариант темы беседы и выдать ему соответствующую карточку
МОНОЛОГ
8
Предложить участнику собеседования ознакомиться с темой монолога.
Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут
Подготовка к ответу
1 мин.
9
Слушать устный ответ.
Эмоциональная реакция на ответ
Ответ по теме выбранного варианта до 3-х мин.
ДИАЛОГ
10
Задать вопросы для диалога. Собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в КИМ итогового собеседования
Вступление в диалог до 3-х мин.
11
Эмоционально поддержать участника собеседования
19
Тема 3. Оценивание выполнения заданий итогового собеседования
по русскому языку
Задания, предлагаемые на итоговом собеседовании по русскому языку, различны по способам предъявления языкового материала: испытуемый читает вслух текст, пересказывает его, дополняя предложенным высказыванием, создаёт собственное устное монологическое высказывание, участвует в диалоге с экзаменатором-собеседником.
Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы состоит из двух частей и содержит 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом.
Часть 1
Задание 1 – чтение текста вслух.
Задание 2 – подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.
Часть 2
Задание 3 – монологическое высказывание.
Задание 4 – диалог.
Все задания итогового собеседования относятся к базовому уровню
сложности.
Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 2.
За верное выполнение задания 2 (подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания) выпускник получает 5 баллов.
Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно. Максимальное количество баллов, которое может получить участник за речевое оформление ответа на задания 1 и 2, – 4 балла.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 11.
Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям.
Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 3.
Максимальное количество баллов, которое может набрать участник за выполнение задания 4, – 2.
Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оценивается отдельно. Максимальное количество баллов, которое может получить участник за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, –
4 балла.
Максимальное количество баллов, которое может получить участник собеседования за выполнение всех заданий итогового собеседования, – 20.
Участник собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
20
Задание 1. Чтение текста вслух
Педагоги с тревогой говорят о том, что в последние годы обучающиеся испытывают трудности с чтением и пониманием прочитанного. Естественно, чтение как форма освоения знания имеет межпредметный характер, и обучающийся, выполняя любую задачу, должен прочитать и понять её условие.
Отметим, что для чтения на итоговом собеседовании по русскому языку обучающимся предлагаются тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России. Это преследует важные воспитательные и познавательные цели. Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогают обучающимся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста.
Объём текстов варьируется в пределах 170–200 слов.
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание участником итогового собеседования содержания текста, что проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение/понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.
Задание также проверяет умение обучающихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Ю́рий
Алексе́евич Гага́рин, Байкону́р).
Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи.
К тому же числительное дано в тексте в одном из косвенных падежей, поэтому обучающимся при чтении необходимо правильно его просклонять
(например,
«Продолжительность
полёта
Гагарина
равнялась
108 минутам»).
Ниже представлен текст для чтения из демонстрационного варианта.
Необходимо обратить внимание на интонационные особенности данного текста: интонацию перечисления («опыт перегрузок, стрессовых ситуаций
и перепадов давления»), восклицательное предложение («Поехали!») и др.
21
Часть 1
Задание 1. Чтение текста
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Ю́рий
Алексе́евич Гага́рин (1934–1968) – первый космонавт.
Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байкону́р стартовал космический корабль «Восток» с пилотом- космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась
108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!
(177 слов)
1
22
Критерии оценивания задания 1. Чтение текста вслух
Таблица 4
Критерии оценивания чтения вслух
Баллы
ИЧ
Интонация
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста
1
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста
0
ТЧ
Темп чтения
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче
1
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче
0
Максимальное количество баллов
2
Обратим внимание на то, что оценивание правильности речи при чтении текста ведётся по отдельным критериям совместно с заданием 2.
Отдельно остановимся на их анализе ниже.
Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку выявляет типичные ошибки учеников при выполнении этого задания:
неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
искажения в чтении имён собственных (Вернонский вместо
Вернадский), терминов (минералогия, кристаллография), научной и публицистической лексики
(естествоиспытатель,
генералиссимус);
наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
Следует предположить, что ошибки в произношении и постановке ударения связаны с непониманием девятиклассниками того, что представляет собой материальная оболочка слова, с неразграничением звуков и букв.
Именно поэтому многими школьниками «не считывается» знак ударения в словах.
Умение грамотно склонять имена числительные является обязательным условием успешного выполнения задания 1. Например, «более 500 мостов» нередко читается как «более пятиста», «в 2014 году» читается как «в двух
тысячи четырнадцатом году».
23
Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого
высказывания
Пересказ – связное изложение прочитанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса и развитию восприятия, памяти, внимания, мышления.
Традиционно пересказ является более лёгким видом монологической речи по сравнению с монологическим высказыванием, так как при пересказе говорящий придерживается авторской композиции произведения, им используются готовый авторский сюжет и готовые речевые приёмы.
Существуют различные виды пересказа: пересказ подробный и сжатый, выборочный и сплошной, с изменением лица рассказчика и др.
Объём текста для чтения, как известно, составляет 170–200 слов, поэтому в задании 2 обучающимся предлагается пересказать текст подробно, а также включить в него приведённое высказывание. При подготовке к заданию обучающийся должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.
Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли целостный текст, высказывание должно быть введено в текст любым из способов цитирования. Обучающийся во время пересказа имеет право зачитать включаемое высказывание, то есть запоминать это высказывание не нужно.
Время, отведённое на подготовку, составляет 2 минуты. Обратим внимание на то, что обучающийся, выполняя задание 1, уже работал с данным текстом, разбирал его содержание, поэтому при подготовке к пересказу он должен сосредоточиться на анализе дополнительной информации и включении её в свой текст.
Следует также иметь в виду, что при подготовке к осложнённому пересказу обучающийся вправе делать записи в специально отведённом для этих целей «Поле для заметок».
24
Пересказ текста
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова
Сергея Павловича Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли
это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их
собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть2 минуты на подготовку.
При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
Критерии оценивания задания 2. Подробный пересказ текста
с включением приведённого высказывания
Таблица 5
Критерии оценивания подробного пересказа текста
с включением приведённого высказывания *
Баллы
П1
Сохранение при пересказе микротем текста
Все основные микротемы исходного текста сохранены
2
Упущена или добавлена одна микротема
1
Упущены или добавлены две и более микротем
0
П2
Соблюдение фактологической точности при пересказе
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет
1
Допущены фактические ошибки (одна или более)
0
П3
Работа с высказыванием
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично
1
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично,
или
приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа
0
П4
Способы цитирования
Ошибок нет
1
Допущены ошибки при цитировании (одна или более)
0
Максимальное количество баллов
5
* Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО,
то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования
по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл
2
25
Анализ результатов итогового собеседования показывает, что пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказывается сложным для обучающихся, некоторые школьники принципиально отказываются от выполнения этого задания.
К типичным ошибкам обучающихся при выполнении этого задания можно отнести:
фактические ошибки при пересказе;
сжатый пересказ вместо подробного;
пропуски важных микротем текста;
неумение логично включать высказывание в пересказ;
неумение использовать способы цитирования в речи.
Анализ устных ответов показывает, что девятиклассники, передавая содержание текста, часто искажают его, подменяя одну или несколько авторских микротем собственными. Встречаются также пропуски микротемы. Это говорит о том, что обучающимися недостаточно освоены критерии выделения главной и второстепенной информации, а также приёмы сжатия текста. Именно поэтому сокращения, которые участники собеседования производят в исходном тексте, часто имеют случайный, субъективный характер.
Можно предположить, что подобные ошибки в речи обучающихся объясняются недостаточно целенаправленной работой учителей по формированию представления о том, что пересказ – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, его композиционно- логическую структуру.
Большое значение также имеет формирование умения определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения опорные слова, анализировать их структурно-смысловые связи. Следует отрабатывать у обучающихся умение членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы. Нужно объяснить ученикам, какая информация текста является главной, а какая – второстепенной
8
, и добиваться того, чтобы школьники научились свободно распознавать её.
Распространённое ошибкой является и неумение использовать способы цитирования (прямую и косвенную речь, вводные слова) при включении высказывания. Высказывание иногда зачитывается обучающимся, но не включается на грамматическом уровне в опорный текст, что нарушает логику изложения информации.
Правильность речи оценивается в целом по заданиям 1 и 2.
8
См. об этом, например: Валгина Н.С. Теория текста. М., 2004; Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999.