Файл: Реферат по дисциплине Всеобщая история по теме Древний Египет. Власть, общество, экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.













Глава 2. Государственный строй Древнего Египта

Государство в Древнем Египте имело форму деспотизма. В ней вся власти номинально принадлежала одному лицу, управлявшему (царь-фараон). Фараоны принадлежали к одной семье и сменяли друг друга в порядке наследования. Египетский историк Манефон насчитывает в истории Египта 30 династий.

Характерной чертой сложившейся в Египте был религиозный культ главы государства, а именно царя-фараона. Немалую роль сыграло то, что фараоны во время войн становились главнокомандующими египетскими войсками. Культу фараона способствовала и ограниченность сознания членов первобытных деревенских общин, связанных традициями первобытнообщинного строя, при котором племенные вожди и окружающая их аристократия создавали культ вождей. Но не следует думать, что власть египетских фараонов была безграничной. Фараон не мог самостоятельно принимать решения, противоречащие интересам военной, служилой знати и жреческой.

В истории Древнего Египта были так же случаи свержения фараонов и террористических актов против них. Сам культ фараона говорил скорее не о единоличном правлении фараона, а о коллективном правление жрецов, воинов и чиновников , усиленно внушавших трудящимся массам представление о фараоне как божестве.

Царь выделялся среди миллионов и считался богом, сыном бога солнца Ра. Перед царем все и даже дворяне должны были падать вниз и целовать пепел у его ног. Считалось , что царь не умер, а «ушел за свой вечный кругозор». Его дворец считался храмом. Обожествление фараонов выражалось в том, что после их смерти возводились грандиозные гробницы-пирамиды, для создания которых тысячи людей насильно отрывались от производительного труда. Греческие историки писали, что пирамида Хеопса строилась 20 лет.

Уже в Древнем царстве создается большой бюрократический аппарат из чиновников-писцов. Во главе этого аппарата стоял ближайший помощник царя -сановник. В исторической литературе его называют "везир", а иногда - "верховный сановник".

В Древнем Египте не было разграничения исполнительной, законодательной и судебной власти. Судя по инструкции, составленной при Тутмосе 3 для трех везиров, полномочия и объем деятельности везира были очень широки.

Визирь ведал управлением всего государства, и все чиновники были обязаны отчитываться перед ним о своих делах и получать от него распоряжения. Везир председательствовал на Совете, который был одновременно высшей судебной инстанцией и одним из руководящих органов главой суда. Везир так как был заведующим царскими сокровищами и всеми казенными складами, принимал участие в управлении хозяйством. Также руководил всеми работами, которые проводились для царя. В эпоху Нового царства визирь был главой всех военных сил, он выполнял обязанности нотариуса, так как утверждал завещания. Упомянутая выше инструкция подробно описывает порядок работы этого сановника в его приемной. Характерно, что все просьбы должны были быть изложены в письменной форме. Для авторитета везиря вокруг его был создан религиозный культ. Его уподобляли богу Тоту, который у египтян сначала был богом месяца, а затем стал богом мудрости и письма.


Помимо визиря в Древнем Египте были и другие чиновники, среди которых значительной была должность хранителя печати, или главного казначея. Его называли «казначеем царя Нижнего Египта», казны в современном понимании этого слова в Египте, разумеется, не было, т.к налоги платились натурой. Казначей ведал казенными складами.

Непосредственно важна была и роль начальника всех царских работ, совмещавшего должность царского архитектора и руководившего выполнением обязанностей, возложенных на свободное население. В Древнем Египте существовал большой аппарат чиновников с развитым делопроизводством. Многие документы свидетельствуют о беззаконии и произволе чиновников . Взаимоотношения между местной и центральной властью в истории Древнего Египта не были постоянными и неоднократно изменялись.

После объединения Египта в одно государство прежние цари, которые были во главе номов, потеряли свою самостоятельность и превратились в зависимых от фараона должностных лиц - номархов. Они обладали в пределах номов высшей судебной и административной властью и собирали налоги в казну, в их распоряжении был значительный штат чиновников - казначеев, сборщиков налогов, надсмотрщиков и т.п. Кроме номархов храмы были наделены административными полномочиями. Низшими органами управления на местах являлись сельские общины. Во времена распада Египетского государства номы не раз пытались приобрести полную политическую самостоятельность, но вновь теряли ее в результате объединения Египта.

Постоянная армия первоначально ограничивалась личной охраной фараона и отрядами, состоявшими из нубийских и ливийских стрелков, которые должны были подавлять волнения внутри государства. У храмов и сборщиков налогов тоже были военные отряды. Полицейские функции возлагались на нубийских негров.

В случае войны собиралось ополчение, которое комплектовалось по рекрутской системе. Номы, а также храмы и крупные землевладельцы должны были поставлять определенное число рекрутов.

После изгнания гиксосов в армии появляются отряды колесничих, т.е. воинов, сражавшихся на колесницах, запряженных лошадьми. Это колесничное войско комплектовалось из более зажиточных слоев населения. Эти войны в награду за свою службу наделялись участками земли.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие чиновники и номархи были одновременно верховными судьями. Судебное разбирательство велось коллегиально. Так, во времена Нового царства был учреждён центральный суд (Кенбет) из 30 судей, которые выбирались из знатных граждан разных городов. Наряду с этим кенбетом учреждались кенбеты уездов и отдельных городов. Были храмовые суды, состоявшие из жрецов. В нормах отправление правосудия осуществлялось номархами. Фараон был высшим судом, мог лично решить любое дело и отменить любое решение других судов. Теоретически все свободные египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании. Но на практике это почти не реализовывалось. И хотя в ряде документов утверждается, что египетский суд был блюстителем правды и справедливости, в судах процветали взяточничество и коррупция. В настоящее время история не располагает какими- нибудь существенными публикациями древнеегипетского законодательства, о котором мы знаем лишь по отдельным сохранившимся фрагментам и по сочинениям древнегреческих авторов. Греческий историк Диодор приписывает составление первых писаных законов легендарному фараону Менесу, основателю I царской династии Египта. В древнеегипетской и античной литературе имеются свидетельства активной законодательной деятельности и ряда последующих фараонов. Так, царю Сасихису приписывается законодательство по вопросам религии, Бокхорису - целый кодекс в области финансов и торговли, Амасису - законодательная регламентация деятельности местной администрации и т.д. Уже в Древнем царстве были известны разнообразные формы царских актов: одни из них имели общенормативный характер (законы), другие являлись конкретными распоряжениями царей по частным вопросам (иммунитетные грамоты и т.п.). В знаменитом Речении Ипусера упоминаются "законы зала суда", которые представляли собой правовой свод или руководство по законодательству, которым пользовались судьи. Наиболее обширными дошедших до нас древнеегипетских правовых документов законодательного характера является "инструкция везиру", которая составляет часть обширного должностного законодательства, игравшего не малую роль в условиях разросшегося, бюрократически организованного административного аппарата.



В древнеегипетском праве отразились характерные черты рабовладельческого общества . Наряду с открытым выражением классовой сущности общества Древнего Египта это право сохранило в значительной степени пережитки первобытнообщинного строя.

Эксплуатация рабов в Египте не достигла таких масштабов, как в Греции и Риме. Рабы имели свою семью и имущество. Они были наказаны за свои преступления государственными органами, а не их владельцами. В случаях жестокого обращения рабы могли искать убежища в храмах и предъявлять жалобы на своих господ, что могло привести к превращению их в служителей храмов. Выпущенный на свободу раб приравнивался к свободному.

Необходимо указать на пережитки матриархата в брачно-семейных отношениях. Женщины пользовались равными правами с мужчинами. Брак был представлен как договор, и женщина действовала в нем от своего имени. Имущество жены и ее равное положение с мужчиной в браке были обеспечены. Она могла получить развод по своему желанию. Были случаи, когда детей называли по имени матери, а не имени отца.

В уголовном праве особо тяжкими преступлениями считались посягательство на власть фараона и попытки совершения государственного переворота. Характерно наличие наказаний за убийство священных животных и святотатство. Наказания были жестокими. Смертная казнь применялась в простой форме (отсечение, распятие и погребение заживо). Кроме того, наказания в виде талиона применялись в символической (например, отрезание языка за разглашение государственной тайны) и материальной форме.

В судопроизводстве не было гласности и устности. Обвиняемый или ответчик давали письменные ответы. Суд решал дело втайне, не приводя мотивов. Судья молча прикладывал изображение богини Маат, олицетворявшей истину, ко лбу того, в чью пользу было решено дело.









Глава 3. Экономика Древнего Египта

История древнеегипетского государства интересна и поучительна — ее тысячелетняя история позволяет проследить экономические, социальные и политические аспекты развития народа и государства.

Пример Египта еще раз убеждает в первостепенном значении экономики для государства , это основы развития народа и государства. Идеология и одно из ее проявлений, религия, призваны обеспечить экономическое развитие.

На протяжении тысячелетий в Египте было около десятка религий. В доисторический период здесь господствовал фетишизм. Люди поклонялись предметам, священным камням, деревьям. Были культы природы - люди поклонялись воде, реке Нил, животным — люди поклонялись священным быкам, баранам, змеям и т. д.


Во времена древнеегипетских царств население поклонялось многим богам, главным из которых был бог солнца Ра, затем Амон. В результате религиозной реформы в 15 веке до н. э в стране был введен культ единого бога Атона. Последующая антирелигиозная реформа вернула бога Амона, которого заменили боги греко-римского пантеона. Им, в свою очередь, на смену пришло христианство, а через несколько столетий и ислам.

Религии менялись, но египетский народ и государство оставались. Цели экономической политики государства было жизнеобеспечение населения страны. Для достижения этих целей необходимо было создавать и поддерживать на протяжении тысячелетий ирригационные сети, вести поиск полезных ископаемых в стране и за рубежом, обеспечивать хозяйство рабочей силой. Для добычи полезных ископаемых и рабов египетские фараоны на постоянной основе вели войны, которые разоряли страну и нередко приводили к распаду единого египетского государства. Хотя войны и велись для решения экономических проблем, но они же и истощали экономику страны и приводили к распаду государства. Распад древнеегипетских государств послужил началом для деления египетской истории на периоды: Древнее царство (ГУ тыс. до н.э. – XXII в. до н.э.), Среднее царство (XXI в. до н.э. – XVIII в. до н.э.). э.), Новое царство (XVI век до н.э. - XI век до н.э.).

Древнейшее  египетское государство возникло в конце IV тыс. до н. э. в долине реки Нил. Место, на которой создавалась египетская цивилизация, представляла собой узкую полосу земли вдоль реки, которая находилась между пустынями Северной и Восточной Африки. Существование людей в этой части планеты обеспечил Нил со времен древнекаменного периода. Воды Белого Нила, берущего своё начало в Экваториальной Африке, проходя через территории, которые богаты растительностью, несут с собой большое количество растительного ил а,а воды Голубого Нила несут минеральный ил. Объединившись в одну реку, они каждый год разливаются на севере страны, удобряя и орошая ее землю, создавая благоприятные условия для сельского хозяйства. Так же в древности  климат Северной Африки был  влажным. Животный мир  был также значительно богаче. Все это создавало благоприятные условия для зарождения в этой местности скотоводства и земледелия на основе одомашнивания растений и животных .

Древнейшее население жило общинами во главе со старейшинами. Строительство каналов и дамб велось не только свободными общинниками, но и захваченными в плен рабами. Из родовой знати стали выделяться местные властители, происходят расслоение общины, создание маленьких государств, которые к середине V тыс. до н. э. объединились в государства: Нижний Египет на севере и Верхний Египет на юге. В результате длительной борьбы между ними примерно в 3000 гг. до н. э. они объединились в единое государство. Территория государства делилась на области (номы), руководимые наместниками фараона — номархами.


Земля принадлежала фараону, который жаловал их жрецам ,чиновникам, военачальникам,. Государственные чиновники были ответственны за развитие и содержание ирригационной системы, наблюдали за подъемом воды в Ниле. Государство проводило большие строительные работы по созданию водохранилищ и каналов . Уже в период Среднего царства была создана система регулирования движения воды из Нила в водохранилища, которая позволила создать большой Фаюмский оазис, где был построен город Кахун.

Недостаток  пахотных земель стал причиной ограниченного  разведения скота, который приходилось  выращивать в стойловых условиях.  В период Древнего царства  египтяне стали выводить племенной  скот. Большое значение имело птицеводство, особенно разведение гусей и уток .

Основной отраслью сельского хозяйства было земледелие. Выращивали главным образом овощи ,ячмень и лен. Орудия труда в сельском хозяйстве Египта в основном были мотыги, плуги серпы с кремневыми резцами, замененные позднее на металлические.

Еще в доисторическое время население страны умело  использовать различные материалы  для изготовления орудий труда, предметов быта и оружия. В стране были большие запасы различных камней. Его рано научились полировать ,обрабатывать,. Из камня делали топоры, ножи, тесла, наконечники стрел, резцы для серпов. Камень так же служил и для строительства . Из тяжелых каменных блоков и плит сооружали огромные храмы, здания ,пирамиды,. Из раковин делались рыболовные крючки.

В Древнем Египте рано стала  развиваться металлургия. Выплавлялись свинец и медь . Свинец добывался на берегу Красного моря и около Ассуана , медь — на Синайском полуострове и в Восточной пустыне, золото — в Нубии и Восточной пустыне. Так же высокого уровня достигло ювелирное производство.

Можно отметить , что наиболее быстро стали развиваться ремесла в период Нового царства. В эту эпоху при дворцах фараонов, храмах создавались мастерские, в которых работало до 150 человек. Появились новые способы обработки золота: изготовление золотых цепочек ,плетение золотых нитей , ковка и многое другое . Древнеегипетские ювелирные и культовые изделия из драгоценных металлов украшают музеи мира.

В Египте впервые  были разработаны  материалы для письма — папирус. Для этого с начала III тыс. до н. э. использовалось растение папирус, стебли которого разрезались на полоски и накладывались друг на друга, а перекрещенные слои сдавливались под прессом, и затем высушивались. Папирус для письма использовался на Ближнем Востоке и в Европе даже в Средние века.