Файл: Курсовая работа по дисциплине Общая и прикладная теория автоматического управления на тему Анализ и синтез динамики следящей системы.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Заданные параметры являются параметрами основных элементов, из которых состоит следящая система, используя эти параметры необходимо провести анализ динамики следящей системы и в случае невыполнения желаемых показателей качества провести синтез корректирующего звена, которое обеспечивает желаемые показатели качества следящей системы.
2. Математическая модель следящей системы
Математическая модель – математическое представление реальности, один из вариантов модели, как системы, исследование которой позволяет получать информацию о некоторой другой системе.
Процесс построения и изучения математических моделей называется математическим моделированием.
Функциональная схема – вид графической модели системы. Их использование и построение позволяет наглядно отразить функции выполняемые каждым устройством в системах автоматического управления. Для следящей системы функциональная схема приведена на рис 2:
Рис.2 – Функциональная схема следящей системы
Составим математические модели каждого элемента согласно схеме, приведенной на рис. 2
а) Уравнения потенциометров:
где = – напряжения на потенциометрах П1 и П2 соответственно; – задающий и выходной углы поворота валов следящей системы; – коэффициенты передачи потенциометров.
б) Уравнение элемента сравнения
.
При условии, что , имеем
– напряжение подаваемое на усилитель; и - напряжения на П1 и П2 соответственно; входного и выходного углов поворота валов системы.
в) Уравнение усилителя имеет вид
где – напряжение на усилителе;
г) Уравнение генератора запишем в виде
– сопротивление и ток обмотки возбуждения;
д) Уравнения электродвигателя:
– ток якоря электродвигателя, – угловая скорость вращения вала двигателя, – момент, развиваемый двигателем, – напряжение, вырабатываемое генератором, и – индуктивность и сопротивление обмотки якоря.
е) Уравнение нагрузки имеет вид
= ,
– возмущающий момент на входном валу, – момент инерции нагрузки,
угловая скорость выходного вала,
ж) Уравнения редуктора запишем в следующей упрощенной форме
где n передаточное число редуктора.
з) Уравнение связи между углом поворота и угловой скоростью имеет вид
Таким образом, общаясистема уравнений следящей системы имеет следующий вид:
(1)
2.3 Передаточные функции элементов следящей системы
Система уравнений следящей системы в операторной форме выглядит следующим образом:
(2)
2.4 Структурная схема следящей системы
По функциональной схеме, приведенной на рис. 2, и передаточным функциям элементов составим исходную структурную схему следящей системы.
Рис. 2.1 – Структурная схема следящей системы
Рис. 2.2 – Структурная схема следящей системы Mathlab
Выполним преобразование структурной схемы. Перенесем возмущающий момент сил на сумматор местной обратной связи (рис. 2.3).
Рис. 2.3 – Преобразованная структурная схема
Упростим структурную схему рис.2.3, обозначим = и будем считать
Рис. 2.4 – Упрощенная структурная схема
Перенесем возмущающий момент сил на вход (рис.2.5):
Рис.2.5
Рис.2.6
В задании варианта 4 необходимо исследовать влияние возмущающего момента сил =1∙(t) на угол поворота выходного вала . Для этого обнулим входной угол = 0 , тогда структурная схема примет вид (рис. 2.7):
Рис. 2.7
Рис.2.8
Упростим структурную схему (рис.2.9):
Рис. 2.9
Сократим всё необходимое, заменим = , обозначим = и получим схему для исследования влияния возмущающего момента сил на угол поворота выходного вала (рис.2.8).
Рис. 2.10 – Структурная схема для исследования влияния возмущающего момента сил на угол поворота выходного вала (t)
Рис. 2.11 – Структурная схема для исследования влияния возмущающего момента сил на угол поворота выходного вала в программе Mathlab
Используя структурную схему, представленную на рис. 2.11, запишем три передаточные функции.
Передаточная функция разомкнутой следящей системы :
= ; (3)
Передаточная функция замкнутой следящей системы по моменту :
= =
Заданные параметры являются параметрами основных элементов, из которых состоит следящая система, используя эти параметры необходимо провести анализ динамики следящей системы и в случае невыполнения желаемых показателей качества провести синтез корректирующего звена, которое обеспечивает желаемые показатели качества следящей системы.
2. Математическая модель следящей системы
Математическая модель – математическое представление реальности, один из вариантов модели, как системы, исследование которой позволяет получать информацию о некоторой другой системе.
Процесс построения и изучения математических моделей называется математическим моделированием.
-
Функциональная схема следящей системы
Функциональная схема – вид графической модели системы. Их использование и построение позволяет наглядно отразить функции выполняемые каждым устройством в системах автоматического управления. Для следящей системы функциональная схема приведена на рис 2:
Рис.2 – Функциональная схема следящей системы
-
Уравнения движения следящей системы
Составим математические модели каждого элемента согласно схеме, приведенной на рис. 2
а) Уравнения потенциометров:
где = – напряжения на потенциометрах П1 и П2 соответственно; – задающий и выходной углы поворота валов следящей системы; – коэффициенты передачи потенциометров.
б) Уравнение элемента сравнения
.
При условии, что , имеем
– напряжение подаваемое на усилитель; и - напряжения на П1 и П2 соответственно; входного и выходного углов поворота валов системы.
в) Уравнение усилителя имеет вид
где – напряжение на усилителе;
г) Уравнение генератора запишем в виде
– сопротивление и ток обмотки возбуждения;
д) Уравнения электродвигателя:
– ток якоря электродвигателя, – угловая скорость вращения вала двигателя, – момент, развиваемый двигателем, – напряжение, вырабатываемое генератором, и – индуктивность и сопротивление обмотки якоря.
е) Уравнение нагрузки имеет вид
= ,
– возмущающий момент на входном валу, – момент инерции нагрузки,
угловая скорость выходного вала,
ж) Уравнения редуктора запишем в следующей упрощенной форме
где n передаточное число редуктора.
з) Уравнение связи между углом поворота и угловой скоростью имеет вид
Таким образом, общаясистема уравнений следящей системы имеет следующий вид:
(1)
2.3 Передаточные функции элементов следящей системы
Система уравнений следящей системы в операторной форме выглядит следующим образом:
(2)
2.4 Структурная схема следящей системы
По функциональной схеме, приведенной на рис. 2, и передаточным функциям элементов составим исходную структурную схему следящей системы.
Рис. 2.1 – Структурная схема следящей системы
Рис. 2.2 – Структурная схема следящей системы Mathlab
Выполним преобразование структурной схемы. Перенесем возмущающий момент сил на сумматор местной обратной связи (рис. 2.3).
Рис. 2.3 – Преобразованная структурная схема
Упростим структурную схему рис.2.3, обозначим = и будем считать
Рис. 2.4 – Упрощенная структурная схема
Перенесем возмущающий момент сил на вход (рис.2.5):
Рис.2.5
Рис.2.6
В задании варианта 4 необходимо исследовать влияние возмущающего момента сил =1∙(t) на угол поворота выходного вала . Для этого обнулим входной угол = 0 , тогда структурная схема примет вид (рис. 2.7):
Рис. 2.7
Рис.2.8
Упростим структурную схему (рис.2.9):
Рис. 2.9
Сократим всё необходимое, заменим = , обозначим = и получим схему для исследования влияния возмущающего момента сил на угол поворота выходного вала (рис.2.8).
Рис. 2.10 – Структурная схема для исследования влияния возмущающего момента сил на угол поворота выходного вала (t)
Рис. 2.11 – Структурная схема для исследования влияния возмущающего момента сил на угол поворота выходного вала в программе Mathlab
Используя структурную схему, представленную на рис. 2.11, запишем три передаточные функции.
Передаточная функция разомкнутой следящей системы :
= ; (3)
Передаточная функция замкнутой следящей системы по моменту :
= =