Файл: Программа по предмету География для 57 классов для детей с зпр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности соответственно формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности;

  • формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному» – индустриальному, историческому, культурологическому пространству;

  • выработка у учащихся геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни и формирование нравственноценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач;

  • формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе, помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека;

  • развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине миракак части общей научной картины мира.осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социальноэкономических, техногенных процессов и объектов;

  • понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины;

  • знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки совершенствование комплексного, географического мышления и экологически грамотного поведения – важных элементов общей культуры человека;

  • формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности. Освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах; общекультурные компоненты:

  • формирование умений и навыков пользования разнообразными источниками информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем; умелого применения знаний и навыков в субъектно-объектной практической деятельности, в том числе природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в конкретном географическом пространстве, что помогает оценить местные проблемы на фоне и с учетом развития страны и мира, выбрать верную политическую, экономическую и экологическую ориентацию. Именно знания и умения, приобретенные в школе, становятся базой развития географической компетентности представителей и руководителей исполнительной власти, принимающих решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о ресурсопользовании.


В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

3. Описание места курса географии в учебном плане

Для реализации данной программы используетсяпрограмма основного общего образования по географии.5-9 классы.по предмету география 5 - 9 классы, авторы Климанова В.В, А.И. Алексеев, В. А. Низовцев, О. А. Климанова. Предметная линия учебников «Дрофа» - Программы для общеобразовательных учреждений. География. 5-9 класс. – М.: Просвещение, 2019г.

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 классах по 35 ч (1ч в неделю), в 6,7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).

При разработке курса была учтена сформированность у обучающихся некоторых базовых понятий и умений.

Программа рассчитана на обучающихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психического психологического характера, задержку психического развития (ЗПР). Психика таких детей промежуточная между здоровым и патологическим ребенком. Это не умственно отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой.

Программа для обучения таких детей несколько изменена. Некоторые темы изучаются ознакомительно: азимут, способы построения планов местности, маршрутная и полярная съемки, абсолютная и относительная высота, географические координаты, влажность воздуха, дни равноденствий и солнцестояний.

Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета (Личностные, метапредметные и предметные) Личностные результаты: овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их

применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среди обитания



всего живого, в том числе и человека. Метапредметные результаты: умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять

их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и

презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; организация своей жизни в соответствии с собственно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и

обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять

себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.д.; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,

принимать решения. Предметные результаты:

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях

как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для

осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как

планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения

количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»

международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;


формирование умений и навыков использование разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и

навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Формы и методы обучения.

Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:

  • переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;

  • переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;

  • вариативностью образования;

  • приближением образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.

Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений обучающихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).

Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.

Основными функциями самооценки являются:

  • констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);

  • побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);

  • проектированная (что мне еще необходимо изучить).



Содержание учебного предмета

Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.


География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.

Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:«Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

На уроках географии осуществляется практическая направленность. Уроки-практикумы и практические работы будут

выполнены в полном объёме и оценены.

5. Тематическое планирование 5 класс



Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Количество практических работ

Раздел I. Как устроен наш мир

11




Тема 1. Земля во вселенной

6




Тема 2. Облик Земли

5

1

Раздел П. Развитие географических знаний о земной поверхности

8




Тема 3. Изображение Земли

3




Тема 4. История открытия и освоения Земли

6

1

Раздел III. Как устроена наша планета

14




Тема 5. Литосфера

5

1

Тема 6. Гидросфера

3




Тема7. Атмосфера

3

1

Тема 8. Биосфера

2

1

Тема 9. Природа и человек

1




Обобщение знаний

2




ИТОГО:

35

5