Файл: Программа по предмету География для 57 классов для детей с зпр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Температура воздуха и ее измерение. Средняя температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха, их различие на разных широтах земного шара. Тепловые пояса Земли.

Погода и климат. Погода и её разнообразие. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Зависимость климата от географической широты и абсолютной высоты местности. Циркуляция атмосферы и господствующие ветры. Пассаты, ветры западного переноса.

Климатические пояса Земли. Основные и переходные климатические пояса. Климатическая карта. Амплитуда температур и континентальность климата.

Тема 9. Вода – «кровеносная система» Земли.

Круговорот воды в природе.

Реки в природе и на географической карте.

Исток, устье, притоки, правый и левый берега реки. Речная система. Крупнейшие реки планеты. Питание рек. Речной бассейн. Водораздел. Пойма, терраса. Дельты и эстуарии. Половодье, паводок, межень. Зависимость режима рек от климатических условий. Горные и равнинные реки. Верхнее, среднее и нижнее течение. Пороги, водопады, ущелья.

Озёра. Различия озёрных котловин. Сточные, бессточные. Горные, равнинные, пресные и солёные, мелкие и глубокие.

Подземные воды, болота. Межпластовые и грунтовые воды. Артезианские бассейны.

Ледники и их строение. Снеговая линия в горах. Горное и материковое оледенение.

Практические работы: 1. Характеристика реки по плану.

Раздел IV. Географическая оболочка – среда жизни.

Тема 10 . Живая планета.

Возникновение жизни на Земле. Факторы, благоприятствующие распространению жизни: тепло, свет, влага, минеральные вещества. Пищевая цепь. Влияние живых организмов на природу планеты. Биосфера и ее границы.

Закономерности распределения органического мира на поверхности нашей планеты. Влияние климата на характер растительности. Основные типы растительного покрова Земли. Распространение животных.

Почва как особое природное тело. Плодородие как основное свойство почвы. Охрана почв. Зависимость свойств почвы от географического положения территории.

Тема 11. Географическая оболочка и ее закономерности.

Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Понятие о географической оболочке как области взаимопроникновения всех земных сфер. Взаимодействие оболочек Земли. Свойства географической оболочки. Природные комплексы как части географической оболочки. Географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Природные комплексы Мирового океана.


Практические работы: 1. Работа с картой «Природные зоны Земли» и составление комплексного описания одной из зон.

Тема 12. Природа и человек.

Воздействие хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли. Добыча полезных ископаемых. Гидростроительство. Сельское хозяйство. Промышленность. Загрязнение поверхностных вод, атмосферного воздуха и недр Земли. Радиоактивное загрязнение. Последствия интенсивного хозяйственного освоения Земли. Рекультивация нарушенных земель. Охрана природы. Охраняемые природные территории.

Человек как жертва природных воздействий. Стихийные бедствия и их происхождение: землетрясения, смерчи, торнадо, наводнения и др. Способы предсказания стихийных бедствий и борьба с ними. Поведение человека в экстремальных ситуациях.

Тематическое планирование – 7 класс



Наименование раздела, темы

Количество часов

Количество практических работ

Введение

6

3

Раздел I. Земля — планета людей (8 ч.)





Население мира

5

1

Хозяйственная деятельность людей

3

1

Раздел II. Океаны, материки и страны мира (52 час)





Океаны

6

-

Евразия. Общая характеристика

4

4

Европа

12

2

Азия

8

3

Африка

6

1

Америка- новый свет

9

3

Австралия и Океания

5

2

Полярные области Земли

2

-

Раздел 3. Человек т планета: история и взаимоотношения (2ч.)








Содержание

Введение. 6ч


География в современном мире. Какой вклад в изучение Земли вносит география? Чем занимается страноведение? Материки, части света и страны. В чем разница между материком и частью света? На какой карте можно увидеть сразу все страны мира?

Практическая работа№1 «Обозначение на контурных картах материков, океанов, частей света и крупных островов»

Разнообразие стран современного мира. Как страны различаются по географическому положению и размерам? Как страны различаются по форме государственного правления? Каково государственное устройство разных стран мира?

Практическая работа №2. Источники страноведческой информации. Как можно использовать справочную литературу для получения страноведческой информации? Чем полезны для страноведа описания путешественников и литературные произведения? Как могут помочь при составлении страноведческого описания фотографии, космические снимки и рисунки?

Урок-практикум (продолжение). Карта — один из основных источников страноведческой информации. Как охарактеризовать по карте географическое положение, природу, население и хозяйство территории? О чем могут рассказать географические названия?

Практическая работа №3 « Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и в километрах. Характеристика карт по плану»

Раздел I. Земля — планета людей (8 час)

Тема 1. Население мира (5 час)


Расселение человека по земному шару. Как люди заселяли Землю? Где появились древние государства? Откуда и куда мигрировали люди на протяжении нашей эры?

Численность и размещение населения мира. Сколько человек живет на Земле? Насколько быстро растет население нашей планеты? Как население распределено по Земле? Что мешает человеку заселить всю планету? Человеческие расы. К каким основным расам относится население земного шара? Какие внешние признаки характерны для представителей различных рас? Имеются ли у рас преимущества друг перед другом?

Практическая работа№4 «Анализ размещения населения по карте. Нанесение на контурную карту ареалов распространения основных человеческих рас».

Народы мира. Что такое народ? По каким признакам различаются народы мира? Что такое языковые семьи? Какие религии исповедуют разные народы?

Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. Как живут люди в городе и сельской местности? Что такое урбанизация? Есть ли в облике разных городов общие черты? Какие проблемы испытывают жители городов?


Тема 2. Хозяйственная деятельность людей (3 часа)


Возникновение и развитие хозяйства. Как Робинзон Крузо сумел выжить на необитаемом острове? Какими видами хозяйственной деятельности занимался Робинзон?

Современное хозяйство мира. Что такое промышленность? Каким бывает сельское хозяйство? Какие предприятия образуют третичный сектор экономики? Как связаны экономики разных стран?

Практическая работа№5 «Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (своей местности или по литературному описанию)

Итоговый урок по разделу «Земля – планета людей». Обобщение и систематизация по разделу. Итоговый контроль.

Раздел II. Океаны, материки и страны мира (52 ч.)

Тема 3. Океаны (6 час.)


Мировой океан и его значение для человечества. Как люди изучали Мировой океан? Каково значение Мирового океана для Земли? Как распределена жизнь в Мировом океане? Что дает океан человеку? Как человек воздействует на океан? Атлантический океан - самый молодой и освоенный. Каковы особенности географического положения и природы Атлантического океана? Какие богатства Атлантического океана использует человек?


Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. Каковы особенности географического положения и природы Индийского океана? Как человек осваивает Индийский океан?

Тихий океан - самый большой и глубокий. Чем знаменит самый большой океан планеты? Какие богатства океана использует человек?

Северный Ледовитый океан - самый маленький и холодный. Чем Северный Ледовитый океан отличается от других океанов Земли? Как Северный Ледовитый океан используется человеком?

Итоговый урок по теме «Океаны». Обобщение и систематизация по разделу. Итоговый контроль.

Тема 4. Евразия. Общая характеристика. (4 ч.)


Урок-практикум. Евразия — самый большой материк Земли. Географическое положение. Почему изучение материков надо начинать с изучения их географического положения? Каковы особенности географического положения Евразии?

Практическая работа № 6 «Нанесение на контурную карту географических объектов Евразии»

Урок-практикум. Рельеф Евразии. Почему рельеф Евразии так разнообразен?

Практическая работа №7 «Рельеф Евразии»

Урок-практикум. Климат Евразии. Почему климат Евразии так разнообразен? Как образуются переходные климатические пояса? Чем переходные климатические пояса отличаются от основных поясов? Что такое климатограммы? Для чего они нужны?

Практическая работа №8 «Климат Евразии»

Урок-практикум. Внутренние воды и природные зоны Евразии. Как внутренние воды распределены по территории Евразии? Каковы особенности размещения почвенно-растительных зон?

Практическая работа №9 «Внутренние воды и природные зоны Евразии»

Тема 5. Европа (12ч.)


Северная Европа. Островные и полуостровные страны Северной Европы. Каковы особенности природы этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства этих стран? Как островное и полуостровное географическое положение сказалось на формировании природы и хозяйства стран региона? Какие опасные природные явления и почему отличают территорию Исландии от остальных стран региона? Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия). Где находятся Британские острова? Каковы особенности природы Британских островов? Как влияютвоздушные массы и океанические течения на климат и природные зоны страны? Чем характеризуется население и экономика стран, расположенных на Британских островах? Каковы были основные отрасли хозяйства Великобритании в эпоху ее колониального величия и теперь? Каковы основные черты населения Британских островов? В чем черты сходства и различия природы и хозяйства Ирландии и Великобритании?