Файл: Сборник материалов из опыта работы педагогапсихолога мкоу сош2 г. Дигора Кесаевой Э. Б. Дигора 2017 Введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика изучения самооценки учащихся старшей школы
Описание. Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:
очень часто – 4 балла;
часто – 3 балла;
иногда – 2 балла;
редко – 1 балл;
никогда – 0 баллов.
Тест используется как индивидуально, так и в группе.
Обработка данных. Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям:
0-25 баллов – высокий уровень самооценки;
26-45 баллов – средний уровень самооценки;
46-128 баллов – низкий уровень самооценки.
При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.
При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».
Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.
Бланк.
№ п/п | Суждения | Очень часто (4) | Часто (3) | Иногда (2) | Редко (1) | Никогда (0) |
1 | Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня | | | | | |
2 | Постоянно чувствую свою ответственность за работу | | | | | |
3 | Я беспокоюсь о своем будущем | | | | | |
4 | Многие меня ненавидят | | | | | |
5 | Я обладаю меньшей инициативой, чем другие | | | | | |
6 | Я беспокоюсь за свое психическое состояние | | | | | |
7 | Я боюсь выглядеть глупцом | | | | | |
8 | Внешний вид других куда лучше, чем мой | | | | | |
9 | Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми | | | | | |
10 | Я часто допускаю ошибки | | | | | |
11 | Как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми | | | | | |
12 | Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе | | | | | |
13 | Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще | | | | | |
14 | Я слишком скромен | | | | | |
15 | Моя жизнь бесполезна | | | | | |
16 | У многих неправильное мнение обо мне | | | | | |
17 | Мне не с кем поделиться своими мыслями | | | | | |
18 | Люди ждут от меня очень многого | | | | | |
19 | Люди не особенно интересуются моими достижениями | | | | | |
20 | Я слегка смущаюсь | | | | | |
21 | Я чувствую, что многие не понимают меня | | | | | |
22 | Я не чувствую себя в безопасности | | | | | |
23 | Я часто волнуюсь и напрасно | | | | | |
24 | Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди | | | | | |
25 | Я чувствую себя скованным | | | | | |
26 | Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной | | | | | |
27 | Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я | | | | | |
28 | Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность | | | | | |
29 | Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди | | | | | |
30 | Как жаль, что я не так общителен | | | | | |
31 | В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте | | | | | |
32 | Я думаю о том, чего ждет от меня общественность | | | | | |
Система работы педагога-психолога общеобразовательной организации по психологическому сопровождению субъектов образовательных отношений на этапе подготовки к ГИА
Экзамены — стрессовая, экстремальная ситуация для многих людей. В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому особенно важно создать условия для формирования адекватного отношения учащихся к ситуации экзамена, что поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную и эффективную помощь.
При подготовке к экзаменам, особенно на последнем её этапе, может быть утерян эмоциональный и волевой контроль над собой. Причиной тому могут стать: тревога по поводу неизвестной ситуации, возможных неудач, слишком высокая или слишком низкая мотивированность.
Как показывает практика, учащиеся, увы, постоянно представляют себе всякие неудачи. Бывает сложно убедить их в том, что обдумывание конкретных путей достижения цели куда более продуктивно, чем боязнь ещё не случившегося провала.
Ожидание неблагополучного развития событий — проявление тревожности. Чаще всего она наблюдается у учащихся с завышенным уровнем притязаний или чрезмерно низкой самооценкой из-за индивидуальной чувствительности к стрессу. Таким учащимся надо уделять особое внимание (при ответах у доски, на экзамене, при публичных выступлениях и т.п.).
Поведение особо тревожных учащихся имеет определённые характерные особенности. Они очень эмоционально реагируют на сообщения о неудаче, хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведённого на решение задачи. У них боязнь неудачи доминирует над стремлением к достижению успеха. Поэтому они воспринимают и оценивают многие объективно безопасные ситуации как негативные.
У низко тревожных старшеклассников преобладает мотивация достижения успеха.
Поэтому, возможные трудности при сдаче выпускных экзаменов в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции.
Для решения этих задач была разработана программа психологического сопровождения субъектов образовательных отношений в период подготовки к прохождению ГИА.
Цель программы: создание условий для оказания психологической помощи выпускникам 9, 11-ых классов, их родителям, педагогам в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи программы:
-
Способствовать совершенствованию познавательного компонента психологической готовности к ГИА у учащихся. -
Содействовать адаптации учащихся к процессу проведения ГИА. -
Создать необходимый психологический настрой у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.
Программа включает 5 направлений:
-
Диагностическое направление. -
Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками. -
Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям. -
Профилактическая работа. -
Организационно-методическая работа.
Календарно-тематическое планирование
Содержание деятельности | Планируемый результат | Сроки | |
Диагностическое направление Цель – информационное обеспечение процесса психологического сопровождения готовности к ГИА и ЕГЭ | |||
1. Подбор методик для диагностики психологической готовности учащихся к ГИА. 2. Проведение диагностики. 3. Анализ полученных результатов. 4. Создание банка методик, приёмов работы по адаптации к ГИА. | 1.Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям. 2. Формирование групп учащихся, имеющих психологические трудности в подготовке к экзаменам. | Ноябрь-Декабрь | |
Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися. Цель – создание условий для психологической готовности к ГИА и решения психологических проблем конкретных учащихся. | |||
1. Формирование групп учащихся с низким уровнем психологической готовности к ГИА, планирование занятий с ними. 2. Проведение цикла занятий в форме психологических тренингов для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности. 3. Проведение занятий по релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции. 4. Групповые и индивидуальные беседы по проблемам психологической готовности к ГИА. | 1.Развитие познавательных процессов (памяти, внимания учащихся). 2.Овладение учащимися приёмами и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений самостоятельно противостоять стрессу. | Март-Май | |
Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям. Цель – оказание психологической помощи и поддержки субъектам ГИА, обучение их навыкам саморегуляции. | |||
1. Семинар для педагогов «Психологическое сопровождение ГИА». 2. Выступление на родительском собрании «Психологический комфорт в семье во время экзаменов». 3. Индивидуальные консультации для выпускников. 4.Работа по запросу родителей и педагогов. | 1. Понимание необходимости психологического сопровождения ГИА. 2. Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время ГИА. 3. Готовность и способность субъектов ГИА к эмоционально – волевой регуляции. | Февраль - май | |
Профилактическая работа. Цель – создание благоприятных условий для проведения ГИА. | |||
1.Разработка и проведение тематического классного часа «Пути достижения успеха на экзамене». 2. Оформление информационного стенда «Экзамены? Экзамены!» | Создание благоприятных условий для проведения экзаменационных испытаний. | Март – май | |
Организационно-методическая работа. Цель – разработка программ диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций. | |||
1.Разработка цикла занятий в форме психологического тренинга для учащихся 9 и 11-ых классов с проблемами психологической готовности к ГИА. 2. Разработка рекомендаций, памяток для учащихся, педагогов, родителей. 3. Оформление информационного стенда, наглядных материалов для учащихся и родителей. 4. Составление расписания занятий (психологических тренингов) групповых и индивидуальных по психологическому сопровождению готовности к ГИА. 5.Составление программы мониторинга подготовки к ГИА. | 1.Формирование психологической готовности к ГИА по ее трем компонентам (познавательному, личностному и процессуальному). 2.Создание банка методических разработок и наглядности по психологическому сопровождению готовности к ГИА. | Декабрь - май |
Приложения