Файл: Сборник материалов из опыта работы педагогапсихолога мкоу сош2 г. Дигора Кесаевой Э. Б. Дигора 2017 Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методика изучения самооценки учащихся старшей школы

Описание. Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

очень часто – 4 балла;

часто – 3 балла;

иногда – 2 балла;

редко – 1 балл;

никогда – 0 баллов.

Тест используется как индивидуально, так и в группе.

Обработка данных. Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям:

0-25 баллов – высокий уровень самооценки;

26-45 баллов – средний уровень самооценки;

46-128 баллов – низкий уровень самооценки.

При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.

При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.


Бланк.

№ п/п

Суждения

Очень часто
(4)

Часто
(3)

Иногда
(2)

Редко
(1)

Никогда
(0)

1

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня

 

 

 

 

 

2

Постоянно чувствую свою ответственность за работу

 

 

 

 

 

3

Я беспокоюсь о своем будущем

 

 

 

 

 

4

Многие меня ненавидят

 

 

 

 

 

5

Я обладаю меньшей инициативой, чем другие

 

 

 

 

 

6

Я беспокоюсь за свое психическое состояние

 

 

 

 

 

7

Я боюсь выглядеть глупцом

 

 

 

 

 

8

Внешний вид других куда лучше, чем мой

 

 

 

 

 

9

Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми

 

 

 

 

 

10

Я часто допускаю ошибки

 

 

 

 

 

11

Как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми

 

 

 

 

 

12

Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе

 

 

 

 

 

13

Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще

 

 

 

 

 

14

Я слишком скромен

 

 

 

 

 

15

Моя жизнь бесполезна

 

 

 

 

 

16

У многих неправильное мнение обо мне

 

 

 

 

 

17

Мне не с кем поделиться своими мыслями

 

 

 

 

 

18

Люди ждут от меня очень многого

 

 

 

 

 

19

Люди не особенно интересуются моими достижениями

 

 

 

 

 

20

Я слегка смущаюсь

 

 

 

 

 

21

Я чувствую, что многие не понимают меня

 

 

 

 

 

22

Я не чувствую себя в безопасности

 

 

 

 

 

23

Я часто волнуюсь и напрасно

 

 

 

 

 

24

Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди

 

 

 

 

 

25

Я чувствую себя скованным

 

 

 

 

 

26

Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной

 

 

 

 

 

27

Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я

 

 

 

 

 

28

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность

 

 

 

 

 

29

Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди

 

 

 

 

 

30

Как жаль, что я не так общителен

 

 

 

 

 

31

В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте

 

 

 

 

 

32

Я думаю о том, чего ждет от меня общественность

 

 

 

 

 


Система работы педагога-психолога общеобразовательной организации по психологическому сопровождению субъектов образовательных отношений на этапе подготовки к ГИА

Экзамены — стрессовая, экстремальная ситуация для многих людей. В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому особенно важно создать условия для формирования адекватного отношения учащихся к ситуации экзамена, что поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную и эффективную помощь.

При подготовке к экзаменам, особенно на последнем её этапе, может быть утерян эмоциональный и волевой контроль над собой. Причиной тому могут стать: тревога по поводу неизвестной ситуации, возможных неудач, слишком высокая или слишком низкая мотивированность.

Как показывает практика, учащиеся, увы, постоянно представляют себе всякие неудачи. Бывает сложно убедить их в том, что обдумывание конкретных путей достижения цели куда более продуктивно, чем боязнь ещё не случившегося провала.

Ожидание неблагополучного развития событий — проявление тревожности. Чаще всего она наблюдается у учащихся с завышенным уровнем притязаний или чрезмерно низкой самооценкой из-за индивидуальной чувствительности к стрессу. Таким учащимся надо уделять особое внимание (при ответах у доски, на экзамене, при публичных выступлениях и т.п.).

Поведение особо тревожных учащихся имеет определённые характерные особенности. Они очень эмоционально реагируют на сообщения о неудаче, хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведённого на решение задачи. У них боязнь неудачи доминирует над стремлением к достижению успеха. Поэтому они воспринимают и оценивают многие объективно безопасные ситуации как негативные.

У низко тревожных старшеклассников преобладает мотивация достижения успеха.


Поэтому, возможные трудности при сдаче выпускных экзаменов в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции.

Для решения этих задач была разработана программа психологического сопровождения субъектов образовательных отношений в период подготовки к прохождению ГИА.

Цель программы: создание условий для оказания психологической помощи выпускникам 9, 11-ых классов, их родителям, педагогам в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Задачи программы:

  1. Способствовать совершенствованию познавательного компонента психологической готовности к ГИА у учащихся.

  2. Содействовать адаптации учащихся к процессу проведения ГИА.

  3. Создать  необходимый психологический настрой у педагогов, классных руководителей,  учащихся    и     их   родителей  во время  подготовки и проведения  экзаменационных испытаний.

Программа включает 5 направлений:

  1. Диагностическое направление.

  2. Психокоррекционная  и  развивающая  работа  со  школьниками.

  3. Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

  4. Профилактическая  работа.

  5. Организационно-методическая  работа.

Календарно-тематическое планирование

Содержание деятельности

Планируемый результат

Сроки

Диагностическое направление

Цель – информационное  обеспечение  процесса  психологического сопровождения готовности к ГИА и ЕГЭ

1. Подбор методик для диагностики психологической готовности учащихся к ГИА.

2. Проведение  диагностики.

3. Анализ полученных результатов.

4. Создание  банка  методик, приёмов   работы  по адаптации  к  ГИА. 

1.Определение  уровня  психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям.

2. Формирование  групп  учащихся, имеющих  психологические трудности в подготовке к экзаменам.

Ноябрь-Декабрь

Психокоррекционная  и  развивающая  работа  с учащимися.

Цель – создание  условий  для психологической готовности к ГИА и  решения психологических проблем конкретных учащихся.

1.     Формирование  групп  учащихся  с  низким  уровнем  психологической готовности к ГИА, планирование  занятий  с  ними.

2.     Проведение  цикла занятий в форме психологических тренингов  для  учащихся 9-11-х  классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности.

3.     Проведение занятий по релаксации на основе изучения методов и приемов  психофизической саморегуляции.

4.     Групповые  и  индивидуальные     беседы по проблемам психологической готовности к ГИА.

1.Развитие познавательных процессов (памяти, внимания учащихся).

2.Овладение  учащимися приёмами  и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений  самостоятельно противостоять  стрессу.

Март-Май

Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

Цель – оказание  психологической  помощи  и  поддержки субъектам ГИА, обучение  их навыкам  саморегуляции.

1. Семинар  для  педагогов «Психологическое  сопровождение ГИА».

2. Выступление  на  родительском  собрании «Психологический комфорт в семье во время экзаменов».

3. Индивидуальные  консультации  для  выпускников.

4.Работа по запросу  родителей и педагогов.

1. Понимание необходимости психологического сопровождения ГИА.

2. Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время ГИА.

3. Готовность и способность субъектов ГИА к эмоционально – волевой регуляции.

Февраль - май

Профилактическая  работа.

Цель – создание  благоприятных  условий для проведения ГИА.

1.Разработка и проведение тематического классного часа  «Пути достижения успеха  на  экзамене».

2. Оформление информационного стенда «Экзамены? Экзамены!»

Создание  благоприятных  условий  для  проведения  экзаменационных испытаний.

Март – май

Организационно-методическая  работа.

Цель – разработка  программ  диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций.

1.Разработка  цикла  занятий  в форме психологического тренинга  для  учащихся  9 и 11-ых  классов с проблемами психологической готовности к ГИА.

2. Разработка  рекомендаций, памяток  для  учащихся, педагогов, родителей.

3. Оформление  информационного  стенда, наглядных  материалов для учащихся и родителей.

4. Составление  расписания  занятий (психологических тренингов) групповых  и  индивидуальных по психологическому сопровождению готовности к ГИА.

5.Составление  программы  мониторинга  подготовки к ГИА.

1.Формирование психологической готовности к ГИА по ее трем компонентам (познавательному, личностному и процессуальному).

2.Создание банка методических разработок и наглядности по психологическому сопровождению готовности к ГИА.

 Декабрь - май



Приложения