Файл: Сборник материалов из опыта работы педагогапсихолога мкоу сош2 г. Дигора Кесаевой Э. Б. Дигора 2017 Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- от особенностей человека

- от уровня подготовленности

- от отношения человека к происходящему

  1. Упражнение «Метаморфозы»

Суть упражнения заключается в том, чтобы в игровой форме, путём создания образов – ассоциаций, подростки смогли оценить свою готовность к прохождениюГИА по двум основным параметрам: экзаменационная тревожность и уровень подготовки

Если говорить о подготовке к прохождениюе ГИА с точки зрения личностных особенностей человека…то кем вы себя чувствуете по отношению к экзамену: тигром, мышонком, удавом

Ведущий предлагает участникам разбиться на группы в соответствии с выбранным образом.

Обсуждение выбранных позиций:

Вопросы для «УДАВОВ» и «ТИГРОВ»:

Какие чувства вы испытываете перед предстоящими экзаменами?

Какие качества позволяют вам чувствовать себя уверенно, спокойно?

Вопросы для «МЫШАТ» позволяют специалисту определить источник детской тревоги и скорректировать, при необходимости, свою деятельность.

Чего вы боитесь?

Ответы на этот вопрос предполагают оперативное реагирование специалиста, результатом которого может стать переоценка ребёнком ситуации, или смещение акцентов.

Например, подростки часто говорят о сильном давлении и угрозах со стороны педагогов. В этой ситуации мы учим учащихся находить позитивный посыл в негативных высказываниях. Или, если учащиеся выражают страх фразой «боюсь, что не сдам», специалист помогает конкретизировать источник страха, с целью последующей отработки: «тебе не хватает знаний?», «тебе трудно справиться с волнением?» и.т.д.

Помимо оперативных реакций ведущего на ответы учащихся для «мышей» (остальные учащиеся выполняют по желанию) используется упражнение «Преодоление»

Упражнение «Преодоление»: встаньте в любой точке помещения так, чтобы чувствовать себя комфортно. Закройте глаза. Представьте себе экзамен, в каком – либо образе. Может это будет огромная скала, или чудовище, или извергающий лаву вулкан…Рядом представьте себя. Пауза. Теперь силой воображения уменьшайте образ экзамена до мизерного состояния. Пауза. Снимите цвет.. Пауза. Пусть это будет маленькое, серое практически бесформенное нечто. По мере уменьшения образа – изменения происходят и с вами: вы растёте, набираете силу и мощь. Пауза. И вот вы уже с лёгкостью переступаете через экзамен и с победной улыбкой на лице уверенно и легко идёте вперёд.

Кто готов – делайте уверенный шаг вперёд.


Вы справились. У вас получилось. Запомните это ощущение. откройте глаза.

Ведущий проводит обсуждение. Опыт показывает, что 35 – 40 % учащихся удаётся качественно выполнить это упражнение, они с видимым облегчением сообщают, что страх практически исчез. Остальные, принимающие участие в упражнении, говорят о том, что стало гораздо легче, но до конца уменьшить образ не получилось. Чаще, это происходит из – за отвлечений и смущения, испытываемых детьми в непривычной ситуации.

В этом случае, мы обращаем внимание на то, что упражнение стоит периодически выполнять дома, в тишине, до тех пор, пока устрашающий образ не исчезнет. Можно также попробовать «стереть» его воображаемой резинкой.

Если говорить о подготовке к прохождениюе ГИА с точки зрения уровня подготовленности то чем вы себя ощущаете по отношению к экзамену: сырое мясо, фарш, котлета.

Ведущий вновь предлагает участникам разбиться на группы в соответствии с выбранным образом.

Обсуждение выбранных позиций, с акцентом на вопрос что ещё необходимо сделать, чтобы перейти в состояние полной готовности (котлета)?

Эта часть упражнения не требует подробного разбора, т.к. во втором занятии большой блок отведён вопросам организации времени и материала в процессе подготовки к ГИА.

Если говорить о подготовке к прохождениюе ГИА с точки зрения отношения человека к происходящему

Для меня экзамен: трагедия, фильм ужасов, боевик, детектив, комедия.

Ведущий вновь предлагает участникам разбиться на группы в соответствии с выбранным образом и придумать сценарий фильма «Экзамен» в выбранном жанре.

Наиболее яркий эффект от выполнения упражнения можно наблюдать у тревожных учащихся с хорошим уровнем интеллекта. Доводя ситуацию до гротескных форм, они осознают её парадоксальность, что позволяет им чувствовать себя увереннее, снижает тревогу, повышает эмоциональный фон.

В жизни часто мы сталкиваемся с ситуациями, которые не можем изменить, на которые не можем повлиять. Но мы однозначно точно можем изменить своё отношение к ним.

Зачастую единственный способ справится со страхом и тревогой, заключается именно в том, чтобы посмотреть на ситуацию с другой стороны. Существует старая индейская легенда о том, как человек увидел змею вместо верёвки, испугался и убежал. Так вот наша задача заключается в том, чтобы змею превратить в верёвку.



  1. Рефлексиия.


Занятие 2.

Экзамен и стресс

Цель: обучить учащихся психотехническим навыкам, повышающим эффективность подготовки к экзаменам, направленным на снижение тревожности и развитие стрессоустойчивости.

  1. Приветствие. Актуализация полученных знаний.

Задача ведущего на этом этапе заключается в том, чтобы помочь учащимся актуализировать наиболее ценные знания, полученные во время предыдущей работы.

С экзаменами связано большое количество отрицательных эмоций. Они порождаются неизвестностью, низким уровнем подготовки, психологическими особенностями человека. И сама предэкзаменационная ситуация, и наши устрашающие мысли о ней, и непосредственно процедура экзамена запускают стрессовые реакции в нашем организме.

  1. Беседа.

Вам знакомо слово стресс? (это состояние психического напряжения вызванное трудной ситуацией)

Как вы думаете, что вызывает стресс?

Учёные вывели шкалу стресса, в которую включили самые разнообразные ситуации: от смерти родных до начала свиданий.

Всё что вы перечислили, оказывает серьёзное психологическое давление на наш организм, усложняя работу всех органов и систем. Если мы говорим об экзаменах, то и неуверенность в себе, и отсутствие точных представлений о том, что будет, и умственные нагрузки, вызывают массу отрицательных эмоций, в результате чего в организме выделяются гормоны стресса.

  1. Информационная справка.

Эта информационная справка, позволяет привлечь внимание подростков к вопросам влияния стресса на организм, и создать мотивационную базу для последующей работы.

В начале 20 века, американский физиолог Уолкер Кеннон извлёк из надпочечников котов вещество и пересадил его другим котам. Коты вместе с введённым веществом приобрели особые физиологические функции: у них увеличилась частота сердечных сокращений, дыхания, повысилось давление, усилился приток крови к мышцам. Эти изменения вынуждали животных действовать: либо сражаться за жизнь, либо убегать от опасности. Эти гормоны назвали гормонами «сражайся или беги». Например, при пожаре они нас спасу. Однако большинство стрессовых ситуаций не представляют угрозу для жизни, но неразделённая любовь, невыученный урок, забытые ключи – запускают реакцию опасности.

  1. Признаки стресса (информация выводится на слайд):

хроническая усталость


бессонница

холодные руки или ноги

повышенная потливость

боли различного характера беспокойство

сниженный фон настроения

частые слёзы

повышенная возбудимость

агрессивность

раздражительность по пустякам

невозможность сосредоточиться

навязчивые движения

пронзительный нервный смех

Ведущий обращает внимание на то, что если подростки отмечают у себя большое количество симптомов, стоит обратиться за помощью к специалистам (психолог, педиатр).

Лёгкий стресс (волнение перед экзаменом, потеют ладони) – помогает: подстёгивает и усиливает концентрацию.

Длительное же воздействие стресса приводит к серьёзным последствиям здоровья (головные боли, нервный тик, болезни желудка и даже инфаркт)

  1. Разминка «Дождь в джунглях»

Учащиеся встают кругу, руки на плечах у впереди стоящего.

Представьте, что вы находитесь в джунглях.

жарко – лёгкий ветерок (учащиеся совершают поглаживания по спине впередистоящего),

ветер усилился (давление ладоней при поглаживании усиливается),

начался ураган (сильные круговые движения),

мелкий дождь (лёгкие постукивания пальцами по спине),

ливень (пальцами вверх – вниз по спине),

град (сильные постукивания всеми пальцами),

в обратном порядке.

Вопросы для обсуждения: что делали? Что испытали? Как себя чувствуете?

Информационная справка:

Массаж – один из самых эффективных способов снятия напряжения, а значит и способ борьбы со стрессом.

На что же стоит ещё обратить внимание, чтобы стресс не перерос границы небольшой встряски?

Далее работа ведётся по блокам: рациональная организация, питание, эмоциональным настрой.

  1. Рациональная организация

Опорные точки рациональной организации представлены на слайде и в буклете, который раздаётся детям окончании трёх занятий. В процессе занятия ведущим помогает учащимся в поиске собственных ресурсов и даются необходимые пояснения.

- Начинай готовиться к экзаменам заранее, составь план подготовки на каждый день определи, что именно будешь изучать, не вообще немного позанимаюсь, а именно сегодня.

Помочь в определении «слабых мест» поможет «Правило трех карандашей».

Надо взять три цветных карандаша (маркера) и попробовать без помощи учебников и шпаргалок просмотреть части A и B тренировочных контрольно-измерительных материалов (КИМов).

Карандашом одного цвета, например зеленым, отметь вопросы, ответы на которые знаешь. Вторым цветом, например, синим, – вопросы, на которые можешь ответить с трудом, и не уверен, что ответы верные. И третьим цветом, красным, – вопросы, ответов на которые не знаешь совсем.