Файл: Сборник материалов из опыта работы педагогапсихолога мкоу сош2 г. Дигора Кесаевой Э. Б. Дигора 2017 Введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диагностический инструментарий
«Стресс-тест»
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
1 – почти никогда
2 – редко
3 – часто
4 – почти всегда
№ | УТВЕРЖДЕНИЯ | ОТВЕТЫ | |||
1. | Меня редко раздражают мелочи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею. | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Не переношу критики, выхожу из себя. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. | Все свободное время чем-нибудь занят. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Не умею выслушивать, вставляю реплики. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Страдаю отсутствием аппетита. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | Беспричинно бываю беспокоен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. | По утрам чувствую себя плохо. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. | Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | И после продолжительного сна не чувствую себя нормально. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | Думаю, что сердце у меня не в порядке. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | У меня бывают боли в спине и шее. | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. | Думаю, что лучше многих. | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. | Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала оценки:
30 баллов и меньше. – Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31-45 баллов. – Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, Вы страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова ( то есть у Вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, Вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46-60 балов. – Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для Вас важно мнение других, и это держит Вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит Вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше. – Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому Вы подвержены, угрожает и здоровью, и Вашему будущему.
Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»
(модификация методики М.Ю.Чибисовой)
Для успешного прохождения ГИА необходимо оценить и скорректировать те психологические трудности, с которыми может столкнуться каждый выпускник. В этом тебе поможет данная анкета, результаты которой ты обработаешь самостоятельно. Оцени свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 5-балльной шкале – обведи цифру, отражающую твое мнение.
-
Полностью не согласен -
Скорее не согласен, чем согласен -
Затрудняюсь ответить -
Скорее согласен, чем не согласен -
Абсолютно согласен
№ | УТВЕРЖДЕНИЯ | ОТВЕТЫ | ||||
1 | Я достаточно осведомлен о самой процедуре сдачи ГИА | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Думаю, что способен правильно распределить свои силы во время ГИА | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | ГИА заранее у меня вызывает тревогу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Я не очень хорошо представляю, как проходит ГИА | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Полагаю, что смогу оптимально спланировать свое время в течение экзамена | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Я не волнуюсь, когда думаю о предстоящих ГИА | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Я умею работать с КИМ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Я не знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Думаю, что сумею справиться со своей тревогой на экзамене | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Я достаточно много знаю про ГИА, чтобы понять его преимущества и недостатки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Я смогу определить конструктивную для себя стратегию деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 | С моим беспокойством мне будет трудно сдавать ГИА | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13 | Я знаю, какие задания нужно выполнять, чтобы получить желаемую оценку | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
14 | Я сумею успокоиться в напряженной ситуации экзамена | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15 | Я чувствую, что сдать ГИА мне по силам | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
С П А С И Б О! |
Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний
(на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ),
автор: Е.Е. Ромицына)
Инструкция: Ребята,следующее задание позволит вам узнать свой уровень тревожности в ситуациях проверки знаний. Для этого поставьтев колонку с ответами “+” (если, вы согласны с утверждением) или “–” (если не согласны). Затем посчитайте количество “+”, учитывая, что один плюс равен одному баллу.
-
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал? -
Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий? -
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? -
Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? -
Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова? -
Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена? -
Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе? -
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? -
Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий? -
Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу?
Тренинговые занятия для учащихся 9, 11-х классов «Экзамен? - Без проблем!»
Ситуацию с введением обязательных ГИА и подготовкой к ним можно назвать особенно стрессовой, потому что она, помимо переживаний, сопровождающих любую ситуацию контроля или проверки, характеризуется и другими особенностями, которые выступают как стрессоры: непривычность и новизна ситуации, неизвестность, отсутствие возможности влиять на события и выбирать.
В течение 3 лет специалистами МБОУ ЦПМСС на базе образовательных организаций города Мончегорска проводятся занятия по психологической подготовке учащихся к ГИА.
В начале и в конце работы, для изучения основных компонентов психологической готовности используется Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация Чибисовой).
Наши исследования указывают на то, что в предэкзаменационный период наиболее серьёзной проблемой становятся трудности, связанные с особенностями личности ребёнка и обусловленные его восприятием ситуации экзамена.
Если процессуальные трудности прекращают выступать как стрессовый фактор после проведения репетиционных экзаменов (до репетиционных экзаменов их испытывает около 91% учащихся, после проведения репетиционных экзаменов только 7%); а количество учащихся, испытывающих познавательные трудности и на начало работы не является чрезмерно высоким (в среднем около 40% респондентов – здесь сказывается систематическая работа педагогических коллективов школ), то личностная тревожность имеет высокие показатели в среднем у 65 – 70% выпускников.
Наши занятия направлены в первую очередь на обучение подростков психотехническим навыкам, повышающим эффективность подготовки к экзаменам, на снижение тревожности и развитие стрессоустойчивости.
«Экзамен? - Без проблем!» - это экспресс – программа, которая даёт положительный эффект даже в случае её проведения за 1 – 3 месяца до начала экзаменационного периода.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время проведения – 1 – 1,5 академических часа. Форма проведения зависит от аудитории и подготовленности специалиста: тренинг или классный час с элементами тренинга.
Занятие 1.
Экзамен и я
Цель: создать условия для рефлексии учащимися своих индивидуальных особенностей и возможностей, затруднений, степени готовности к ГИА.
-
Знакомство.
Для начала занятия выбирается любая игра на знакомство, позволяющая за несколько минут снять напряжение и установить контакт между участниками встречи.
-
Упражнение «Ассоциация»
Ведущий предлагает участникам назвать любые ассоциации, возникающие на слово «экзамен».
Преимущественно, подростки называют слова, имеющие негативную эмоциональную окраску (ад, ужас, катастрофа и т.д.), поэтому, обобщая высказывания, ведущий задаёт следующий вопрос: какие чувства вы испытываете, когда слышите слово Экзамен? Важно дать возможность подросткам перевести свои внутренние ощущения в вербальную плоскость. Как правило, речь идёт о волнении и страхе.
-
Притча о Чуме.
В метафоричной форме ведущий доносит до участников мысль о «парализующем» воздействии сильного страха на человека.
Шёл по дороге странник и встретил Чуму. Ты куда идёшь? В Багдад. Хочу 5000 человек уморить. Через какое - то время они встречаются снова. Как же так, говорит странник, ты хотела уморить 5000 человек, а уморила 50000?? Так нет, ответила Чума, я уморила, как и обещала, 5000, а остальные от страха умерли.
Притча не требует дополнительных комментариев.
-
Информационная справка.
Психологи доказали, что наш организм реагирует на образы неприятностей, так же как на реальные события. Представление ситуации неудачи на экзамене, плохой оценки, запускает самореализующееся пророчество: тело сжимается в тиски, мы перестаём ясно мыслить, не можем показать, на что мы способны.
-
Эксперимент.
Ведущий предлагает участникам проверить, каким образом это происходит.
Сядьте удобно, закройте глаза, не открывайте, пока не разрешу. Дыхание свободное. Представьте себе, что едите лимон. Вы надкусываете прозрачную мякоть и чувствуете кислый вкус сока (20 сек).
А теперь напрягите воображение и надкусите любимую конфету.
В процессе выполнения упражнения чётко прослеживается реакция тела на представляемые вкусовые ощущения. Ведущий рассказывает о своих наблюдениях за классом, а учащиеся делятся впечатлениями.
После выполнения этого упражнения, мы предлагаем учащимся вариант визуализации, позволяющий им впоследствии возвращать себя в ресурсное состояние.
Дыхание свободное. Представьте, что вы заходите босиком в мрачную сырую пещеру, на полу которой копошатся слизни, огромные пауки. Выдох. (Эту часть можно не использовать, однако мы вводим её как продолжение эксперимента, как правило, по инициативе учащихся.)
Вы выходите из пещеры: над вами высокое голубое небо, яркое солнце улыбается вам, под ногами тёплый морской песок, впереди плещется ласковое море, вам навстречу кто - то идёт.. вы узнаёте знакомые черты….это ваш любимый человек (друг, мама, дедушка, брат, любимый… это может быть кто угодно), через несколько секунд вы оказываетесь в его объятиях. Запомните это ощущение, открывайте глаза.
Ведущий уточняет, какие ощущения испытывают участники, а затем, возвращаясь к метафоричному языку притчи, обозначает главную цель работы:
Итак, чтобы с вами не произошло то же, что и с жителями Багдада, мы посвятим несколько встреч психологической подготовке к экзаменам.
-
Информационная справка:
Государственная итоговая аттестация – это такой же экзамен, но основанный на тестовых технологиях.
-
Вопрос для обсуждения:
Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. От чего это зависит?