Файл: Сборник материалов из опыта работы педагогапсихолога мкоу сош2 г. Дигора Кесаевой Э. Б. Дигора 2017 Введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- школьник и в повседневной жизни нередко испытывает определенный прессинг, психологическое давление со стороны школы и родителей («До конца урока осталось 15 минут, после звонка работы не принимаю!», «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы...»), а в период сдачи экзаменов, это давление только усиливается. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, школьник находится в постоянном опасении оказаться неуспешным;
- отсутствие на ЕГЭ и ГИА знакомых педагогов, поддержки и привычности ситуации, ощущение одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое состояние выпускника, обусловленное самой ситуацией экзамена.
Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно (уменьшить интенсивность подготовки, изменить процедуру проведения экзамена и пр.), однако возможно воздействовать на самый важный аспект — личность выпускника. Исследования показывают, что в большей части случаев экзаменационный стресс инициируется самим обучающимся, так как именно он приписывает многим факторам экзаменационной ситуации стрессогенный характер. Он реагирует на школьные экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов.
Преимуществом данного занятия является широта его использования:
— его можно провести как в группе 10–12 человек, так и с целым классом - порядка 25 человек;
— это может быть и одно из занятий в рамках целостного тренинга, и самостоятельное мероприятие;
— по времени его можно провести как за один урок (40–45 минут), так и за 1,5 часа;
— его можно проводить с обучающимися различных классов — от 7-го (например, в преддверии отборочных мероприятий в лицейские или профильные классы) до 9, 11-го класса (перед выпускными экзаменами).
Тренинговое занятие для учащихся 9, 11 классов
«Лицом к лицу с экзаменом»
Цель: профилактика негативных эмоциональных переживаний учащихся, связанных с ситуацией подготовки и сдачи экзаменов.
Задачи:
1.Повышение сопротивления к стрессу;
2.Развитие уверенности и повышение самооценки учащихся;
3.Обучение приемам саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;
4.Формирование объективного отношения к экзаменам.
Ход занятия
1.Подготовительный этап.
Вступительное слово: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня, когда требования к сдаче экзаменов стали более жёсткими, вопрос о психологической безопасности выпускника стал наиболее актуальным. Это тренинговое занятие одно из тех занятий, которые необходимо проводить с обучающимися в период подготовки к экзаменам. На занятии предлагаю Вам побыть в роли учащихся.
Психолог:Правильно ли мне сказали, что подготовка к экзаменам уже началась? (Ответы участников: согласие, да, давно началась)
Психолог: Экзамен даже для хорошо подготовленного человека – всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. Обратимся к словарю. Что говорит нам об экзамене всезнающий Даль? «Экзамен – испытанье;… » С.И.Ожегов в «Толковом словаре» уточняет «Экзамен – проверочное испытание по какому-то учебному предмету. Тягостное переживание, несчастье». Соответственно, экзамен является источником стресса, как и любое переживание или несчастье, поэтому важным компонентом в подготовке к экзаменам является психологическая подготовка, к сожалению многие не придают этому компоненту значение. Сегодня у нас с вами первое занятие по психологической подготовке к экзаменам, занятия будут проходить 1раз в неделю в течение 2-х месяцев. Надеюсь знания, полученные на занятии, помогут вам более успешно пройти все испытания. Все занятия будут проходить в тренинговой форме. Напомню правила работы на тренинговом занятии:
*Доверительный стиль общения
*Активное участие в происходящем
*Общение по принципу «Здесь и теперь»
*Уважение к говорящему.
А для начала давайте поприветствуем друг друга.
Упражнение №1 «ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ»
Инструкция. Предлагаю вам рассчитаться на первый, второй. Первые номера образуют внутренний круг, вторые - внешний. Первые номера остаются на месте – вторые передвигаются вокруг первого круга по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит слова – приветствие и выполняет соответствующие действия.
СЛОВА. Здравствуй, друг! - Здороваемся за руку.
Как ты тут! - Хлопаем по плечу друг друга.
Где ты был? - Дергаем за ушко друг друга.
Я скучал! - Кладем руки себе на сердце.
Ты пришел! - Разводим руками в стороны.
Хорошо! - Обнимаемся.
Участники выполняют упражнение.
Психолог: Как ваше настроение? Получилось поздороваться. Хорошо!
(Обмен впечатлениями)
Психолог:Хочется узнать ваше мнение об экзаменах.
Упражнение №2 «ОТКРОВЕННО, ГОВОРЯ…»
Инструкция.Каждый участник получает листочек, на котором написано начало предложения. Ваша задача, не задумываясь, продолжить предложение.
1.Откровенно говоря, когда я думаю об экзаменах………..
2. Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам……..
3. Откровенно говоря, самое страшное на экзамене………
4.Откровенно говоря, когда я волнуюсь……..
5.Откровенно говоря, процедура заполнения бланков для меня……
6.Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями……
7.Откровенно говоря, я надеюсь………..
8.Откровенно говоря, мои знания и способности……
9.Откровенно говоря, мои результаты сдачи экзаменов……
10.Откровенно говоря, когда я ошибаюсь при заполнении бланков……..
11. Откровенно говоря, когда я не знаю как отменить ошибку……
12 .Откровенно говоря, моя память………
13 .Откровенно говоря, мое внимание……..
Психолог: Продолжив предложение, вы высказали своё мнение об экзамене, о своих чувствах, мыслях о процедуре сдачи ГИА. Продолжим.
Упражнение №3 «ШКАЛА СОГЛАСИЯ»
Инструкция.У нас здесь обозначено 2 полюса:
полюс «СОГЛАСИЯ» - у окна, полюс «НЕСОГЛАСИЯ» - у двери. Я читаю утверждение и прошу занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с этим утверждением.
Варианты утверждений:
-
Я много знаю о процедуре проведения экзаменов. -
Экзамены предоставляют школьникам новые возможности. -
Сдать экзамены мне не по силам. -
Я смогу правильно распределить время и силы во время экзаменов. -
Считаю, что результаты экзаменов важны для моего будущего -
Я волнуюсь, когда думая о предстоящем экзамене -
Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации -
Чувствую, что сдать экзамен мне под силу -
Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене -
Я понимаю, какие качества могут мне помочь при сдаче экзаменов -
Думаю, что у экзаменов есть свои преимущества -
Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий -
Я хорошо представляю, как проходит экзамен.
Психолог:Выполнение этих упражнений помогло нам осознать, что экзамен – это неизбежность и выявить 3 основные трудности, с которыми сталкиваются при подготовке и сдаче экзаменов: 1-я трудность - когнитивная, 2-я – личностная, 3-я –процессуальная
Мини-информация:
Когнитивные трудности– это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе экзамена, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Успешность в выполнении заданий обеспечивают хорошая переключаемость внимания и оперативная память, мышление.
Личностные трудности– обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Каждый из нас к ситуации экзамена относится по- разному, она так же усложняется еще и тем, что обычно сдавая экзамен человек тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение мешает сосредоточиться, снижает внимательность, Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют простые психологические способы, чтобы справиться с тревогой в ситуации экзамена. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Процессуальные трудности –это трудности, связанные с процессом заполнения бланков.
Для преодоления когнитивных трудностей предлагаю выполнить несколько упражнений
Упражнение №4 ЭКСПЕРИМЕНТ»
Инструкция.Каждый участник получает карточку на которой написан, на первый взгляд, хаотичный набор букв. Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных предложения.
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНОКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;
НаК ОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.
Психолог:Сразу ли вы справились с заданием? Уложились ли вы по времени? От чего зависело выполнение задания? Те, кому удалось сосредоточиться, переключиться с одного вида деятельности на другой были более успешны.
К экзамену вам придется запоминать множество текстового материала. Попробуем с помощью следующего упражнения поработать над своей памятью.
УПРАЖНЕНИЕ №4 «ЧЕМОДАН НА ПАМЯТЬ»
Инструкция.Каждому из вас предстоит повторить фразу: «Бабушка укладывала чемодан и положила туда……..» при этом вы называете предмет, который положил предыдущий участник и добавляете в чемодан что-то свое.
(Участники выполняют упражнение)
Психолог:Может у кого-то из вас есть свои приемы запоминания, приемы для развития памяти, которыми вы пользуетесь, поделитесь с нами.
Кто из вас знает и пользуется методом повторения (основные принципы) И.А.Корсакова?
1 день – 2 повторения
2 день – 1 повторение
3 день – без повторений
4 день – 1 повторение
5 день – без повторений
6 день – без повторений
7 день – 1 повторение
Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.
Хорошая память дает возможность хорошему развитию мышления. Но очень важно и уметь подчиняться инструкциям и указаниям, попробуем убедиться в этом.
Упражнение №5 «ТЕКСТ С ПОДТЕКСТОМ»
Инструкция . Для выполнения этого упражнения вам необходимо на предложенных листочках в течение 3-х минут пройти написанный текст. Задания выполняется строго индивидуально, вы не можете совещаться с кем-то, давать советы. По истечению 3-х минут мы обсудим его.
(Участники выполняют задание)
Психолог:В чем, на ваш взгляд, смысл упражнения? (очень важно при сдаче экзаменов читать инструкцию полностью и четко ее выполнять).
Психолог: Известно, если нарушается гармоничная работа левого и правого полушарий, если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней.
Мы знаем, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое и управляет левой половиной тела. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое и управляет правой половиной тела.
А эффективная умственная работа складывается из деятельности двух полушарий мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
С помощью специально подобранных упражнений мы можем активизировать работу правого и левого полушарий.
-
Колечко.Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. -
Вперёд - в сторону - назад.Вначале работает правая рука и левая нога. Вместе с инструкцией выполняем следующие движения: правая рука и левая нога двигаются вперёд, в сторону, назад; потом наоборот: работает левая рука и правая нога. -
Лезгинка.Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений. -
Ухо – нос.Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». -
Упражнение «Чайничек» -
Упражнение «Перекрестный шаг».Имитируем ходьбу на месте. Соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. -
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно; темный на светлом фоне или наоборот.