Файл: Сборник материалов из опыта работы педагогапсихолога мкоу сош2 г. Дигора Кесаевой Э. Б. Дигора 2017 Введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По соотношению цветов ты сможешь увидеть состояние подготовки к экзамену, а также выявить слабые места. После этого можно приступать к повторению. Начинать надо с вопросов, которые отмечены красным. Следует найти в учебнике тему того вопроса, с которым возникли сложности, и вновь изучить ее. И таким образом проработать все «красные» темы. После этого «неуд» на экзамене уже не грозит.
Далее пора браться за «синие» вопросы, и действовать по той же схеме. В оставшееся время можно повторить вопросы, которые были известны.
- Если трудно собраться и начать работать, начни с лёгкого материала.
Учить полезнее всего днём, а повторить вечером и утром, т.к. информация переходит в память на длительное хранение, во время сна.
- Правильно организуй пространство: поставь на стол предметы или картинки жёлтого и фиолетового цветов – они повышают интеллектуальную активность.
- Известно, что люди делятся на жаворонков и сов, их умственная продуктивность различна в различное время суток. Дело в том, что внутри каждого из нас есть биологические часы, по которым живёт не только человеческий организм, но и все живые организмы. В связи с этими биологическими ритмами в течение дня меняются пульс, работа эндокринной системы, соответственно настроение и активность человека. У жаворонков пик работоспособности приходится на первую половину дня (им необходимо ложиться не позже 11 вечера), у сов – на вторую, порой даже на ночные часы.
Постарайся понять, к какой категории относишься ты: жаворонок, голубь или сова. В зависимости от того занимайся преимущественно днём или вечером (днём занимаются все).
- Попробуй охарактеризовать себя – ты больше чувствуешь себя эффективным организатором, руководителем или исполнителем? Тебе проще самому организовать свой день и регулировать свои действия, или лучше получается, когда ты только выполняешь четкие указания других? Если ты более эффективен как исполнитель, то тебе очень поможет в самоорганизации руководство «со стороны». Договорись с кем-то, кто будет тебе формулировать задачи на день, и перед кем ты будешь отчитываться. Конечно, важнее уметь это делать самому, но в данном случае это всего лишь прием, который поможет тебе внутренне собраться и не отвлекаться на постороннее.
- Если награждать себя за своевременно, по плану выполненную значительную работу кусочком шоколада (только за это!) и полноценным отдыхом, то тебе будет все легче и легче. И то, и другое очень полезно в период сильного умственного и психического напряжения. А положительные подкрепления за преодоление очередного препятствия в виде решенной трудной задачи формируют привычку и нужное поведение.
- Занятия должны чередоваться с отдыхом – оптимальное распределение: 40 минут работы, 10 отдых.
Отдых может быть пассивным (приляг, расслабься, ощути внутри себя свой жизненный ресурс) и активным. Можно в это время сделать зарядку, принять душ, сделать небольшую физическую работу. Секрет отдыха не в количестве времени, а в переключении с одной деятельности на другую (в том числе и полное расслабление и переключение внимания).
Что касается внимания, мы предлагаем подросткам воспользоваться своими способами переключения внимания, а потом обсуждаем насколько это удалось. Обычно они с удивлением отмечают, что продолжают думать о текущей ситуации. Тогда ведущий может попросить учащихся сосчитать количество панелей, лампочек, любых других деталей интерьера, а затем снова возвращается к обсуждении. Участники получают эффективный инструмент переключения внимания.
-
Питание.
В этом разделе ведущий обсуждает с детьми вред и пользу различных продуктов питания.
На первый слайд выводятся: фото с изображением жирной пищи, сладостей, кофе, газировки.
Информация для ведущего:
Экзаменационный период – время умственных перегрузок. Диеты могут вызвать дополнительный стресс.
Стоит исключить тяжёлую, жирная пища, т.к. после такой еды кровь приливает к желудочно-кишечному тракту и поскольку там начинается активная работа, усилия мозга сосредотачиваются на процессах пищеварения. По этой же причине нельзя совмещать еду с учёбой.
Не приучайте себя к кофеину – на следующий день может наступить раздражительность, нервозность, усталость.
Уменьшите потребление конфет, печенья и других продуктов с высоким содержанием сахара: не исключено, что сначала они дадут энергетический толчок, а потом организм начнёт вырабатывать в большом количестве инсулин, что приведёт к понижению уровня сахара и вызовет чувство голода.
На второй слайд выводятся фотографии с изображением морепродуктов, овощей, сухофруктов:
Морковь стимулирует обмен веществ в головном мозге, способствует облегчению процесса заучивания.
½ часть плода авокадо в день – хороший источник энергии для кратковременной памяти.
Креветки – содержат жирные кислоты, способствующие концентрации внимания.
Лук помогает при переутомлении и психической усталости.
Капуста избавляет от нервозности.
Вода: кто больше пьёт, тому легче сосредоточиться, проще усвоить новую информацию.
-
Эмоциональный настрой
Уолтер Рассел говорил «Если делать то, что вы ненавидите, в организме начинают вырабатываться токсины, в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления, или заболеваете. Вам нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость: Делайте всё с радостью. Делайте всё самым лучшим из известных вам способов»
Упражнение «Экзамен это замечательно!»
Ведущий предлагает участникам продолжить фразу «экзамен это замечательно, потому что…»
По мере возникновения идей участники встают на стул и торжественно сообщают о своём открытии всему классу. Упражнение проходит весело и оставляет у подростков много позитивных впечатлений.
9. Рефлексия.
Занятие 3
Экзамен? - Без проблем!
Цель: обучить элементам правильной самоорганизации в процессе подготовки к ГИА.
-
Приветствие ведущего.
Многие люди задумываются над вопросом, как справится с тревогами и страхами, чтобы быть успешными в достижении целей. Кто – то сжимает зубы и идёт вперёд, кто –то пасует просто «прячет голову в песок», а кто – то находит свой способ, справиться препятствиями на пути к достижению цели.
Историческая справка.
Истории из жизни известных людей – эффективный способ привлечь внимание старших подростков к новой информации. Ведущий рассказывает случай, который произошёл с Гейленом Литчфилдом - одним из самых преуспевающих американских бизнесменов во время Великой Отечественной войны, и позволил бизнесмену создать уникальный метод борьбы с волнением.
-
Метод Литчфилда. Практикум.
Ведущий предлагает учащимся проверить эффективность метода американского бизнесмена на практике. Для этого необходимо разделиться на три группы. Каждая группа получает карточку с обозначенной проблемой:
-
очень сильно волнуюсь, не могу справиться с тревогой и страхом; -
не знаю, как организовать оставшееся время для подготовки к экзамену; -
плохо знаю процедуру ГИА, не умею работать с КИМами.
Далее группы работают по схеме Литчфилда.
-
О чем я сейчас беспокоюсь? – проблема обозначена в карточке -
Что я могу предпринять? - Это поиск ресурсов решения ситуации. Необходимо записать все идеи, при этом, постараться увидеть последствия каждой. -
Что я собираюсь сделать, чтобы решить проблему? – Выбор наиболее оптимальных решений. -
Когда я собираюсь начать выполнение намеченных действий? – Указать срок.
Обсуждение полученных результатов с комментариями ведущего. Это упражнение является своеобразным индикатором качества работы учащихся на протяжении предыдущих встреч.
-
Упражнение «Ладошка».
Это упражнение - источник положительных эмоций, и логичное завершение работы по психологической подготовке к экзаменам. Важно предупредить участников о недопустимости оскорбительных надписей. Если появляется такое желание, то лучше вообще отказаться от работы или пропустить ладошку, которая вызывает неприятные эмоции.
Ведущий раздаёт участникам яркие листы формата А4 и предлагает обвести контур своей ладони. Далее работа ведётся по инструкции:
-
В центре ладони – написать свое имя; -
На большом пальце – положительную ассоциацию на слово «экзамен»; -
На указательном пальце – свое главное положительное качество, которое поможет успешно сдать экзамены; -
На среднем пальце – фразу, которая придает уверенности в себе (например, «У меня все получится!», «Я верю в себя!»); -
На безымянном и мизинце – внешние ресурсы (по одному на пальце): кто или что помогут успешно сдать экзамены.
Далее листы с ладошками передаются по кругу (пока лист не вернется автору), и одноклассники вокруг ладони пишут свои позитивные пожелания, связанные со сдачей экзаменов.
-
Рефлексия.
В конце работы ведущий вручает подросткам буклеты «Ни пуха, ни пера!» и дополнительные карточки – схемы Литчфилда для индивидуальной работы дома.
«Ни пуха, ни пера!»
или
«Экзамен? - Без проблем!»
ДЕНЬ «Х»
Перед смертью не надышишься. Это выражение актуально сейчас как никогда. Поэтому за день до экзамена перескажи те темы которые знаешь хуже всего.
Выспись.
Завтрак перед экзаменом: печёная рыба, кофе с шоколадом.
Возьми воду и шоколадку с собой.
Не принимай валерьянку! Может снизить внимание и память!
Приходи на экзамен в назначенное время! Ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.
Перед входом в кабинет скажи себе «Я спокоен. Я совершенно спокоен». Смело входи в аудиторию, с уверенностью, что всё получится.
Выполни известное тебе дыхательное упражнение для снятия напряжения.
Начинай работать! Удачи! Всё получится!
МКОУ СОШ№2 г.Дигора
Во ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА
1. Будь внимателен. От того, насколько внимательно ты запомнишь правила заполнения бланков, зависит количество ответов, засчитанных, как верные.
2. Читай задания до конца. Спешка не должна привести к тому, что ты стараешься понять задание по первым трём словам и достраиваешь концовку в своём воображении. Перед тем, как вписать ответ, перечитайте вопрос дважды, убедись, что правильно понял то, что от тебя требуется.
3. Начни с лёгкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых не сомневаешься. Тогда ты успокоишься, войдёшь в рабочий ритм.
4. Исключай! Многие задания можно легче решить методом исключения. Убирая заведомо неподходящие ответы.
5. Рассчитай время так, чтобы 2/3 отведённого времени пройтись по доступным тебе заданиям, а затем вернуться к сложным.
6. Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой—то ответ другим, то доверься интуиции.
7. Обязательно ставь время для проверки.
Адрес: ул. Кесаева, 31
Составитель: педагог – психолог МКОУ СОШ№2 г.Дигора
Кесаева Эльма Багратовна
Тренинговое занятие для учащихся 9 и 11-х классов по подготовке к сдаче выпускных экзаменов «Лицом к лицу с экзаменом»
Пояснительная записка
В последние годы экзамены в школе стали обычным делом, они начинаются чуть ли не с начальных классов и заканчиваются эпопеей выпускных, а теперь еще и единых государственных экзаменов.
Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся. А с введением Государственной итоговой аттестации (ГИА) и Единого государственного экзамена (ЕГЭ) ситуация только усугубилась. И для этого существует целый ряд причин:
- экзамен — это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение обучающегося в школе и его дальнейшую судьбу;
- подготовка к экзамену связана с большим напряжением организма: интенсивная умственная деятельность, повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания;