ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
43
Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.
Задания для проверки исходного уровня.
Задание №1. Обтурационная асфиксия развивается вследствие?
A. При попадании твердых предметов в верхние дыхательные пути.
B. При попадании жидкости в нижние дыхательные пути.
C. При сдавлении трахеи гематомой, отеком.
D. Вследствие нарушения функции дыхательной мускулатуры.
E. Вследствие наличия у пациента обструктивного заболевания легких.
Задание № 2. Аспирационная асфиксия развивается вследствие?
A. При попадании твердых предметов в верхние дыхательные пути.
B. При попадании жидкости в нижние дыхательные пути.
C. При сдавлении трахеи гематомой, отеком.
D. Вследствие нарушения функции дыхательной мускулатуры.
E. Вследствие наличия у пациента обструктивного заболевания легких.
Задание №3. Наиболее часто встречающиеся переломы костей лицевого скелета это?
A. Верхняя челюсть.
B. Нижняя челюсть.
C. Носовые кости.
D. Скуловая кость.
E. Скуловая дуга.
Задание №4. Наиболее грозный симптом при травмах языка?
A. Нарушение речи.
B. Нарушение жевания.
C. Нарушение чувствительности и вкуса.
D. Выраженный отек с признаками асфиксии.
E. Возможность инфицирования раны.
Задание №5. Какие переломы нижней челюсти чаще нагнаиваются?
A. Перелом суставного отростка нижней челюсти.
B. Перелом венечного отростка нижней челюсти.
C. Перелом ветви нижней челюсти.
D. Открытые переломы тела нижней челюсти.
E. Ни один из них.
Эталоны ответов:
Задание №1 - A
Задание №2 - B
Задание №3 - В
Задание №4 – D
Задание №5 – D
44
Источники информации.
1. Долгих В.Т. Клиническая патологическая физиология для стоматологов в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Медкнига. 2001. - 115 с.
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. – 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-МЕД. 2003. – Т1. С.586-624.
3. Лучевая диагностика: Учебник Т.1. / под ред. Г.Е. Труфанова. - М.: ГЭОТАР-Медиа. –
2007. - 416с.
4. Анатомия человека. В двух томах. Т.1 / под ред. М.Р. Сапина. – М.: Медицина. – 2001.
– 640с.
5. Общая патологическая анатомия (общий курс). Учебное пособие к практическим занятиям по патологической анатомии. Стоматологический факультет. / под ред. О.В.
Зайратьянца. – М.: МГМСУ. - 2007. - 264с.
Содержание обучения в соответствии с целями.
Теоретические вопросы темы.
1. Классификация осложнений травматических повреждений челюстно-лицевой области.
2. Ранние осложнения при повреждениях мягких тканей челюстно-лицевой области.
3. Поздние осложнения при повреждениях мягких тканей челюстно-лицевой области.
4. Ранние осложнения при повреждениях костей лицевого черепа.
5. Поздние осложнения при повреждениях костей лицевого черепа.
6. Виды асфиксий, этиология, клиническая картина, неотложная помощь.
7. Нагноение котной раны: этиология, клиническая картина, диагностика, лечение.
8. Травматический остеомиелит: этиология, клиническая картина, диагностика, лечение, профилактика.
9. Нарушение процессов регенерации костной ткани, ложный сустав: этиология, клиническая картина, диагностика, лечение, профилактика.
Источники информации.
Основная литература.
1. Тимофеев А.А. Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. – 4-е изд. – Киев.: ООО Червона-Рута-Турс. 2002 – С.500-518.
2. Хирургическая стоматология / под ред. Т.Г. Робустовой, М.: Медицина. 2003 – С.341-
351.
3. Хирургическая стоматология / под ред. В.В. Афанасьева, М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011 –
С.538-547.
Дополнительная литература.
1. Оперативная челюстно-лицевая хирургия и стоматология / Под ред. В.А. Козлова, М.:
ГЭОТАР-Медиа. 2014 – 539с.
2. Лукъяненко А.В. Ранения лица. М.: Медицинская книга. 2003. – 160с.
3. Швырков М.Б., Буренков Г.И., Деменков В.Р. Огнестрельные ранения лица, ЛОР- органов и шеи: Руководство для врачей. М.: Медицина. 2001. – 400с.
45
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ
Осложнения при травматических повреждениях челюстно-лицевой области (ранние и
поздние). Травматический остеомиелит челюстей: этиология, патогенез, клиника,
диагностика, лечение, профилактика.
Осложнения травматических
повреждений
Повреждений мягких тканей
Переломов челюстей
Ранние:
- асфиксия;
- кровотечение;
- коллапс;
- шок
Поздние:
- вторичные кровотечения;
- бронхо- пульмональные расстройства;
- нагноение раны;
- келоидные и гипертрофические рубцы;
- контрактура жевательных мышц
- посттравматический оссифицирующий миозит жевательных мышц;
- парезы и параличи
- парестезии и гиперестезии;
- слюнные свищи
Ранние:
- кровоизлияния и гематомы;
- нагноение костной раны;
- вторичное смещение отломков;
- эмфизема мягких тканей;
- воспалительные процессы в мягких тканях;
- прочие (смещение глазного яблока, нарушение носового дыхания)
Поздние:
- травматический остеомиелит;
- посттравматический гайморит;
- замедленная консолидация отломков;
- несросшийся перелом нижней челюсти;
- ложный сустав нижней челюсти;
- деформация челюстей;
- заболевания ВНЧС;
- контрактура нижней челюсти
Травматический остеомиелит
Причины развития:
- сенсибилизация организма;
- повреждение периферических ветвей нижнечелюстного нерва
- аллергическая и нейротрофическая теория
- микроорганизмы, осколки, подвижность отломков, участки некроза, разрыв сосудов;
- низкие показатели защитной реакции организма;
- очаги одонтогенной инфекции в щели перелома;
- отсутствие адекватной репозиции и фиксации перелома
Принципы лечения:
- раскрытие гнойника;
- адекватное дренирование;
- санация полости рта;
- иммобилизация отломков;
- противовоспалительная и антибактериальная терапия;
- ускорение регенераторных процессов в костной ране; после формирования секвестров – секвестрэктомия;
- коррекция общего статуса пациента
46
Набор заданий для проверки достижений конкретных целей обучения.
Задание №1. У больного 42 лет с огнестрельным ранением полости рта, разрывом тканей неба и глотки, нарастает дыхательная недостаточность. Свисающий лоскут раны во время дыхания частично, а иногда полностью закрывает вход в гортань. Какой вид асфиксии можно ожидать в этом случае?
A. Обтурационная.
B. Аспирационная.
C. Дислокационная.
D. Стенотическая.
E. Клапанная.
Задание №2. Мужчина 20 лет получил удар в область подбородка. Сознания не терял.
Общее состояние удовлетворительное. При осмотре: отек и гематома в области нижней челюсти с обеих сторон. Челюсть при пальпации резко болезненная. Открывание рта ограниченное.
Разрыв слизистой оболочки полости рта в области 44,43 и 34,35 зубов. Прикус нарушен. Какой тип асфиксии может развиться у данного больного?
A. Аспирационная.
B. Стенотическая.
C. Клапанная.
D. Дислокационная.
Е. Обтурационная.
Задание №3. Больной доставлен в травмпункт челюстно-лицевого стационара с пулевым ранением мягких тканей нижней трети лица, оскольчатым переломом нижней челюсти в ментальном отделе, явлениями дислокационной асфиксии. Укажите мероприятия, необходимые для устранения асфиксии у данного больного.
А. Удалить осколки зубов и кости из воздухоносных путей.
В. Устранить западение языка.
C. Ушить поврежденные мягкие ткани.
D. Устранить сдавление гортани.
E. Аспирировать сгустки крови и рвотные массы из трахеи.
Задание №4. В челюстно-лицевое отделение обратился больной В., 46 лет с жалобами на наличие болей в области нижней челюсти справа, периодической воспаление с отделением гноя.
При осмотре в области тела нижней челюсти справа отмечается наличие свища с выбухающими из него грануляциями, при зондировании через свищ определяется подвижная кость. Из анамнеза установлено, что 2 месяца назад получил травму, были боли в области нижней челюсти. За помощью сразу после травмы не обращался. Ваш предварительный диагноз?
A. Хронический травматический остеомиелит нижней челюсти.
B. Неправильно сросшийся перелом нижней челюсти.
C. Опухоль нижней челюсти.
D. Перелом нижней челюсти.
E. Ложный сустав.
Задание №5 Какое осложнение наиболее часто встречается при переломе нижней челюсти?
A. Нагноение костной раны.
B. Травматический остеомиелит.
C. Замедленная консолидация отломков.
D. Несросшийся перелом.
E. Ложный сустав.
47
Эталоны ответов:
Задание №1 - Е
Задание №2 - D
Задание №3 - В
Задание №4 - A
Задание №5 - D
Краткие методические указания для работы студентов на практическом занятии.
В начале практического занятия проводится контроль и коррекция исходного уровня знаний студентов по тестовым заданиям для определения исходного уровня знаний. Затем занятия продолжаются в клиническом зале (отделение стационара), где студенты принимают участие (совместно с преподавателем) в приеме или курации больных. Во время обследования обращают внимание на важность правильного сбора анамнеза и характера жалоб больного. Под контролем преподавателя студенты определяют необходимые методы дополнительных исследований. Преподаватель должен подчеркнуть, что клиническая симптоматика ранних и поздних осложнений травматических повреждений челюстно-лицевой области крайне разнообразна. При рассмотрении вопросов лечения осложнений травматических повреждений следует обратить внимание студентов на то, что успех лечения зависит от характера повреждения, времени оказания помощи, общего состояния пациента. Студенты в связи с клинической ситуацией решают задачи. В конце занятия проводится итоговый контроль результатов усвоения изучаемой темы при помощи тестовых заданий. Подводится итог, анализируются действия студентов во время обследования больных. Дается задание к следующему занятию.