Файл: Травматические повреждения челюстнолицевой области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26
Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.
Задание №1. У больного в результате травмы отмечаются подвижность костей носа, припухлость мягких тканей левой скуловой области, кровоизлияние в склеру левого глаза, симптом «ступеньки» по нижнеглазному краю с обеих сторон и в области скуло- челюстного шва, носовое кровотечение, открытый прикус. Установите предварительный диагноз.
А. Перелом костей носа.
В. Перелом верхней челюсти по Ле Фор II.
C. Перелом верхней челюсти по Ле Фор I.
D. Перелом верхней челюсти по Ле Фор III.
E. Перелом скуловых костей.
Задание №2. Больной 19 лет обратился в травм-пункт с жалобами на асимметрию лица, парестезию верхней губы справа, кровотечение из носа. Объективно: выраженная асимметрия лица за счет отека и гематомы правого нижнего века и подглазничной области.
Открывание рта ограничено незначительно. Прикус не нарушен. Пальпаторно определяется симптом ступеньки в области правого скуло-верхнечелюстного шва, деформация в области наружного края правой орбиты и скуло-альвеолярного гребня, газовая крепитация в правой подглазничной области; перкуторно – симптом "треснувшего ореха". Каков наиболее вероятный диагноз?
A. Перелом верхней челюсти по Ле Фор II.
B. Перелом верхней челюсти по Ле Фор III.
C. Перелом верхней челюсти по Ле Фор I.
D. Перелом костей носа.
E. Перелом правой скуловой кости.
Задание №3. Больной 28 лет жалуется на боль в подглазничной и околоушной областях слева. При осмотре: кровоизлияние в нижнее веко и конъюнктиву левого глаза, отмечаются симптомы крепитации и ступеньки по нижнему краю глазницы. Рот открывает на 1 см. Каков наиболее вероятный диагноз?
A. Перелом скуловой кости.
B. Перелом скуловой дуги.
C. Перелом суставного отростка слева.
D. Травматический артрит ВНЧС.
E. Гематома подглазничной области.
Задание №4. Больной 32 лет, травму получил во время работы в шахте. Объективно: удлинение средней трети лица, значительные гематомы и отек, которые увеличиваются в области корня носа, век обоих глаз. Верхняя челюсть смещена книзу и кзади, свободно подвижна вместе с костями носа, скуловыми костями и глазными яблоками. Пальпаторно определяется деформация, боль и патологическая подвижность в области корня носа, наружных краев орбит, крыловидных отростков основной кости. Из носа незначительное кровотечение с примесью ликвора. Поставьте правильный диагноз.
A. Перелом верхней челюсти по Ле Фор III.
B. Перелом верхней челюсти по Ле Фор II.
C. Перелом верхней челюсти по Ле Фор I.
D. Перелом скуловых костей.
E. Перелом костей носа.


27
Задание №5. Больной 25-ти лет обратился в травмпункт с жалобами на боль в правой половине лица, ограниченное открывание рта. Объективно: умеренно выраженный отек и гематома в области правой скуловой дуги. Пальпаторно в области правой скуловой дуги определяется западение костной ткани, умеренная болезненность. Прикус не нарушен.
Открывание полости рта - 1.5 см. При попытке дальнейшего открывания рта ощущает механическое препятствие и усиление боли. Поставьте правильный диагноз.
A. Перелом правой скуловой дуги.
B. Перелом правой скуловой кости.
C. Травматический артрит височно-нижнечелюстного сустава.
D. Перелом верхней челюсти по Ле Фор III.
E. Перелом верхней челюсти по Ле Фор II.
Эталоны ответов:
Задание №1 - В
Задание №2 - Е
Задание №3 - А
Задание №4- А
Задание №5 – А
Краткие методические указания для работы студентов на практическом занятии.
В начале занятия проводится контроль и коррекция начального уровня знаний студентов. После контроля начальных знаний и их коррекции занятия продолжается в клиническом зале (отделении стационара, травмпункте), где студенты принимают участие
(совместно с преподавателем) в приеме и курации больных. Во время курации больных обращают внимание на важность правильного сбора анамнеза и характера жалоб больного.
Под контролем преподавателя студент проводит обследование больного, выделяет основные симптомы и назначает дополнительные методы обследования. Преподаватель представляет данные клинического обследования больного, студенты их оценивают, в частности описывают рентгенологическую картину повреждений костей средней зоны лица у пострадавшего. Высказывают мысль по поводу патогенеза травмы и диагноза.
Составляют план местного лечения. Преподаватель методически правильно выполняет фиксацию шины на зубах, фиксируя внимание студентов на каждом этапе операции. После операции студенты наблюдают за больным, оценивают общее состояние и местные изменения, составляют план медикаментозного лечения. В конце занятие привстает итоговый тестовый контроль усвоения темы, которая изучается. Анализируются действия студентов во время приема (курации) больных. Подводится итог. Дается задание к следующему занятию.

28
4. Хирургические методы лечения травматических повреждений костей лицевого
черепа, показания к их применению. Регенерация костной ткани челюстей. Методы
оптимизации регенерации костной раны. Сочетанные повреждения челюстно-
лицевой области (черепно-челюстно лицевая травма, прелом основания черепа):
диагностика, особенности оказания медицинской помощи.
Актуальность темы. В основе современного лечения переломов костей лежит необходимость создания оптимальных условий для ускорения процессов репаративной регенерации, обеспечивающих первичное заживление костной раны. Принципы, которыми следует руководствоваться состоят в следующем: точное сопоставление отломков; приведение отломков по всей поверхности излома в положение плотного соприкосновения; прочная фиксация репонированных и соприкасающихся поверхностями излома отломков, исключающая или почти исключающая всякую видимую глазом подвижность между ними на весь период, необходимый для полного сращения перелома. Соблюдение указанных положений обеспечивает первичное костное сращение в ближайшие сроки.
Наиболее полно отвечает современным требованиям, предъявляемым к лечению переломов костей вообще и челюстей в частности, оперативный метод закрепления отломков- остеосинтез, лишенный ряда недостатков, присущих ортопедическим методам.
В настоящее время остеосинтез получил широкое распространение в челюстно-лицевой травматологии. Положение упрочилось благодаря разрешению ряда проблем: изысканию индифферентных материалов (амагнитные сорта хромоникелевой нержавеющей стали, титан, синтетические нити и др.), применению антибиотиков, усовершенствованию оперативной техники и методик различных видов остеосинтеза.
Цели обучения.
Общая цель. Уметь определять показания и противопоказание к хирургическим методам лечения больных с переломами костей лицевого скелета, тактику послеоперационного ведения больных.
Конкретные цели
Исходный уровень знаний-умений
Уметь:
1. Распознать клинические симптомы переломов костей лицевого скелета.
1. Оценивать и интерпретировать данные, полученные при сборе жалоб и анамнеза травмы, осмотре и обследовании больного при подозрении на перелом костей лицевого скелета (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
2. Определить показания к хирургическим методам лечения переломов костей лицевого скелета.
2. Оценивать и интерпретировать данные, полученные при осмотре, обследовании больного, применении нагрузочных проб при подозрении на перелом челюстей, интерпретировать характер смещения отломков (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
3. Составить и обосновать план ведения больного, которому показан хирургический метод лечения перелома костей лицевого скелета.
3. Ориентироваться в принципах ведения больного в послеоперационном периоде
(кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии)..
4. Составить и обосновать план обследования 4. Определить объем и последовательность


29 пострадавшего с травмой челюстно-лицевой области и возможными сочетанными повреждениями черепа и головного мозга, органа зрения, ЛОР - органов. клинико-функциональных, лабораторных, рентгенологических и инструментальных диагностических приемов при сочетанной травме (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
5. Определить тактику, объем и содержимое стоматологической помощи пострадавшим с повреждениями костей средней зоны лица при сочетанной травме.
5. Интерпретировать организационные принципы предоставления медицинской помощи больным с травматическими повреждениями в общей хирургической практике (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.
Задания для проверки исходного уровня.
Задание №1. Больной А., 19 лет, обратился к врачу-стоматологу с жалобами на боль в области правого угла нижней челюсти, невозможность жевания, ограниченное открывание рта. Из анамнеза: упал, ударившись правым углом нижней челюсти. При осмотре определяется отек и гематома в области правого угла челюсти, открывание рта ограничено до 3,5 см, прикус не нарушен, болезненность при пальпации правого угла нижней челюсти. Определяется патологическая подвижность в области правого угла нижней челюсти. Необходимо дифференцировать перелом нижней челюсти. Укажите наиболее важный диагностический признак без учета данных рентгенологического исследования.
A. Наличие локальной гематомы, отек.
B. Ограничение открывания рта.
C. Невозможность жевания.
D. Патологическая подвижность фрагментов.
E. Боль при смыкании зубов.
Задание №2. Больной А., 70 лет, обратился к врачу-стоматологу с жалобами на боль в области подбородка, которая усиливается при движениях нижней челюсти, боль при глотании. Из анамнеза: упал, ударившись подбородком. При осмотре определяется гематома в подподбородочной области и в переднем отделе дна полости рта. Обе челюсти беззубые. Слизистая оболочка в области альвеолярного отростка нижней челюсти без видимых повреждений. Деформации альвеолярного отростка нет. Необходимо дифференцировать перелом нижней челюсти в подбородочном отделе без смещения отломков с ушибом. Укажите наиболее важный диагностический признак без учета данных рентгенологического исследования.
A. Наличие локальной гематомы, отека.
B. Боль при глотании.
C. Результат нагрузочной пробы при надавливании на углы нижней челюсти.
D. Результат нагрузочной пробы при надавливании на подбородок.
E. Боль при движениях нижней челюсти.
Задание №3. Больной Б., 20 лет, поступил в челюстно-лицевое отделение с жалобами на боль в области правого угла нижней челюсти, нарушение смыкания зубов, онемение правой половины нижней губы и подбородка, невозможность жевания. При обследовании больного выявлен перелом в области правого угла нижней челюсти со


30 значительным смещением отломков. Укажите наиболее возможный характер смещения отломков и вид интерпонированных мягких тканей.
A. Ветвь челюсти смещена кверху и кнаружи, интерпозиция медиальной крыловидной мышцы.
B. Ветвь челюсти смещена кверху и кнутри, интерпозиция собственно жевательной мышцы.
C. Ветвь челюсти смещена книзу и кнаружи, интерпозиция медиальной крыловидной мышцы.
D. Ветвь челюсти смещена книзу и кнутри, интерпозиция собственно жевательной мышцы.
E. Ветвь челюсти смещена книзу и кзади, интерпозиция латеральной крыловидной мышцы.
Задание №4. Больной В., 22 года, поступил в челюстно-лицевой отделение с жалобами на боль в области нижней челюсти, невозможность жевания. В анамнезе – травма. При обследовании больного установлен диагноз: двусторонний ангулярный перелом нижней челюсти. Во рту у больного определяются корни разрушенных зубов. В какой срок показана хирургическая санация очагов хронической инфекции в полости рта у больного с переломом нижней челюсти?
A. При первичном осмотре.
B. На протяжении первых 5-6 суток после хирургической обработки.
C. Через 3-4 недели после хирургической обработки и после повторной электроодонтометрии.
D. Санацию проводить не требуется.
E. Через полгода после травмы.
Задание №5. У потерпевшего в ДТП на основании жалоб и опроса заподозрен перелом костей средней зоны лица. Какой клинический метод обследования необходим для подтверждения диагноз перелом?
A. Пальпация и осмотр.
B. Пальпация.
C. Осмотр.
D. Рентгенография.
E. Перкуссия.
1   2   3   4   5

Эталоны ответов:
Задание №1 - D
Задание №2 - Е
Задание №3 - А
Задание №4 - А
Задание №5 - D

31
Источники информации.
1. Долгих В.Т. Клиническая патологическая физиология для стоматологов в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Медкнига. 2001. - 115 с.
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. – 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-МЕД. 2003. – Т1.
С.586-624.
3. Лучевая диагностика: Учебник Т.1. / под ред. Г.Е. Труфанова. - М.: ГЭОТАР-
Медиа. – 2007. - 416с.
4. Анатомия человека. В двух томах. Т.1 / под ред. М.Р. Сапина. – М.: Медицина. –
2001. – 640с.
5. Общая патологическая анатомия (общий курс). Учебное пособие к практическим занятиям по патологической анатомии. Стоматологический факультет. / под ред. О.В.
Зайратьянца. – М.: МГМСУ. - 2007. - 264с.
Содержание обучения в соответствии с целями.
Теоретические вопросы темы.
1. Показания к применению хирургических методов лечения переломов челюстей.
2. Виды остеосинтеза, показания к применению.
3. Профилактика осложнений операций остеосинтеза при переломах челюстей.
4. Характер и объем помощи пострадавшим с сочетанной травмой челюстно-лицевой области на догоспитальном этапе.
6. Специализированная пострадавшим с сочетанной травмой челюстно-лицевой области.
Источники информации.
Основная литература.
1. Тимофеев А.А. Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. – 4-е изд. – Киев.: ООО Червона-Рута-Турс. 2002 – С.384-484.
2. Хирургическая стоматология / под ред. Т.Г. Робустовой, М.: Медицина. 2003 –
С.301-324.
3. Хирургическая стоматология / под ред. В.В. Афанасьева, М.: ГЭОТАР-Медиа.
2011 – С.499-534.
Дополнительная литература.
1. Оперативная челюстно-лицевая хирургия и стоматология / Под ред. В.А. Козлова,
М.: ГЭОТАР-Медиа. 2014 – 539с.
2. Швырков М.Б., Афанасьев В.В, Стародубцев В.С. Неогнестрельные переломы челюстей. М: Медицина. – 1999 – С.203-275.
3. Рабухина Н.А., Аржанцев А.П. Рентгенодиагностика в стоматологии. М.: ООО
"Медицинское информационное агентство". – 1999. – С.204-252.

32
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ
Хирургические методы лечения травматических повреждений костей лицевого
черепа, показания к их применению. Регенерация костной ткани челюстей. Методы
оптимизации регенерации костной раны. Сочетанные повреждения челюстно-
лицевой области (черепно-челюстно лицевая травма, прелом основания черепа):
диагностика, особенности оказания медицинской помощи.
ХИРУРГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ПЕРЕЛОМОВ
ЧЕЛЮСТЕЙ, ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
ПОКАЗАНИЯ
1. Невозможность применения или отсутствие эффекта ортопедических методов лечения.
2. Переломы за пределами зубного ряда со значительным смещением отломков и интерпозицией мягких тканей.
3. Переломы челюстей при выраженной вторичной адентии и значительным смещением отломков.
4. Переломы с дефектом костной ткани.
5. Переломы со смещением отломков и недостаточным количеством зубов для наложения шин или заболеваниями, которые приводят к нарушению их устойчивости.
6. Переломо-вывих суставного отростка.
7. Переломы нижней челюсти у лиц с психическими заболеваниями и слабоумием.
ХИРУРГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Костный шов
- Противопоказан при оскольчатых переломах и переломах с дефектом кости
- Требует полного скелетирования фрагментов перелома
Костный шов в комбинации со спицей-стержнем
- Противопоказан при переломах собственно ветви челюсти
- Требует полного скелетирования фрагментов перелома
- Много инородных тел в области перелома
Внутрикостные методы
-Технические трудности при введении спицы и при переломах собственно ветви челюсти – малое количество губчатого вещества
Накостные методы
- Ограничено показаны при переломах суставного отростка
Аппараты
-Угроза инфицирования перелома вдоль фиксирующих к кости стержням.
-
- Не показан при высоких переломах мыщелкового отростка.