ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.
Задание №1. Больной 28 лет поставлен диагноз: перелом нижней челюсти в области угла справа за пределами зубного ряда со смещением. Каким будет план лечения?
A. Наложение шин Тигерштедта с зацепными петлями.
B. Применение шины Ванкевич.
C. Остеосинтез нижней челюсти.
D. Применение шины Вебера.
E. Применение аппарата Рудько.
Задание №2. Остеосинтез по М.А. Макиенко проводится
A. Спицей.
В. Минипластинами.
С. Стальной проволокой.
D. Бронзо-алюминиевой лигатурой.
Е. Компрессионно-дистракционным аппаратом.
Задание №3 Какой метод не относится к непрямому остеосинтезу нижней челюсти?
А. Пподвешивание фрагментов нижней челюсти к костям лицевого или мозгового черепа.
В. Окружающий шов с надесневыми шинами или протезами.
С. Костный шов.
D. Накостные фиксирующие аппараты.
Е. Репонирующе - фиксирующие аппараты.
Задание №4. Какой из методов остеосинтеза нижней челюсти следует признать наиболее перспективным в настоящее время?
А. Костный шов проволокой.
В. Введение спицы Киршнера.
С. Титановыми минипластинами.
D. П-образными металлическими скобами.
Е. Окружающий шов из металлической проволоки.
Задание №5. Назовите показания к проведению операции остеосинтез при переломах нижней челюсти?
А. Интерпозиция мягких тканей в щель перелома.
В. Беззубая челюсть с наличием перелома со смещением.
С. Перелом вне зубного ряда со смещением.
D. Перелом с дефектом костной ткани.
Е. Все перечисленные.
Эталоны ответов:
Задание №1 - С
Задание №2 - А
Задание №3 - С
Задание №4- С
Задание №5 - Е
34
Краткие методические указания для работы студентов на практическом занятии.
В начале практического занятия проводится контроль и коррекция исходного уровня знаний студентов по тестовым заданиям. Затем занятие продолжается в отделении стационара, где под контролем преподавателя студенты проводят курацию тематических больных. При курации больных обращают внимание на правильность сбора жалоб, анамнеза, оценку общего и местного статуса больных с переломами челюстей, определяют дополнительные методы обследования таких больных. Затем студенты с преподавателем оценивают имеющиеся данные клинико-лабораторных, рентгенологических обследований, которые имеют важное значение в постановке диагноза. Студенты составляют план хирургического и медикаментозного лечения таких больных, берут участие в выполнении лечебных и диагностических манипуляций. В операционной и перевязочной обращают внимание на возможные доступы при удалении злокачественных опухолей нижней губы и варианты закрытия дефектов после удаления опухоли, а также осложнения, которые могут возникнуть во время операции и после нее. Студенты решают клинические ситуационные задачи по теме занятия. В конце занятия подводится итоговый контроль и коррекция результатов усвоения темы при помощи тестовых заданий. Подводится итог, анализируются действия студентов во время курации больных и выполнения диагностических манипуляций. Дается задание к следующему занятию.
35
5. Огнестрельные повреждения челюстно-лицевой области: классификация,
морфологические и клинические особенности, течение и принципы лечения, осложнения.
Оказание врачебной помощи пострадавшим в случае экстремальных ситуаций.
Термические, химические, радиационные и комбинированные повреждения
тканей челюстно-лицевой области: классификация, особенности течения, лечение,
профилактика осложнений.
Актуальность темы. В последние десятилетия, несмотря на стратегическое значение ракетно-ядерного потенциала, которым располагают многие страны, обычные виды вооружения, в том числе ручное стрелковое оружие, как показывает опыт многочисленных локальных войн и вооруженных конфликтов, играют значимую роль в ходе боевых действий. Проведенные исследования показывают, что частота огнестрельных ранений челюстно-лицевой области в военных конфликтах последнего десятилетия составляет 4,36-5,19% (изолированные и ведущие по тяжести), из них доля пулевых ранений - 23,97%. Кроме того, боевое стрелковое оружие
(включая новейшее) активно используется террористическими организациями и криминальными структурами, что приводит к возрастанию числа огнестрельных ранений и в мирное время.
Поэтому эффективное лечение огнестрельных повреждений - проблема как военных, так и гражданских челюстно-лицевых хирургов. Кроме того, немаловажными для врачей-хирургов остаются термические повреждения челюстно-лицевой области, которые зачастую сопровождают огнестрельные повреждения и соответственно требуют особого подхода к лечению.
Цели обучения.
Общая цель. Уметь выделить основные клинические признаки огнестрельных, термических, радиационных, комбинированных повреждений челюстно-лицевой области, определить тактику обследования и лечения.
Конкретные цели
Исходный уровень знаний-умений
Уметь:
1. Распознать клинические симптомы огнестрельных повреждений челюстно- лицевой области.
1. Оценивать и интерпретировать данные, полученные при сборе жалоб и анамнеза травмы, осмотре и обследовании больного при огнестрельном повреждении (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
2. Составить и обосновать план лечения больного с огнестрельными повреждениями челюстно-лицевой области.
2. Оценивать и интерпретировать данные, полученные при осмотре, обследовании больного, применении дополнительных методов обследования при огнестрельном повреждении (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
3. Распознать клинические симптомы термических, химических, радиационных повреждений челюстно-лицевой области.
3. Оценивать и интерпретировать данные, полученные при сборе жалоб и анамнеза заболевания, осмотре и обследовании больного при термических, химических, радиационных повреждениях (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
36 4. Составить и обосновать план лечения больного с термическими, химическими, радиационными повреждениями челюстно- лицевой области.
4. Оценивать и интерпретировать данные, полученные при осмотре, обследовании больного, применении дополнительных методов обследования при термических, химических, радиационных повреждениях
(кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
4. Составить и обосновать план обследования пострадавшего с комбинированными повреждениями челюстно-лицевой области.
4. Определить объем и последовательность клинико-функциональных, лабораторных, рентгенологических и инструментальных диагностических приемов при комбинированных повреждениях (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
5. Определить тактику, объем и содержимое стоматологической помощи пострадавшим с комбинированными повреждениями челюстно-лицевой области.
5. Интерпретировать организационные принципы предоставления медицинской помощи больным с травматическими повреждениями в общей хирургической практике (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.
Задания для проверки исходного уровня.
Задание №1. IV степень термического ожога пламенем характеризуется?
A. Наличием пузырей.
B. Некрозом кожи.
С. Поражением мышечной и костной тканей.
D. Появлением гиперемии.
E. Появлением лимфостаза.
Задание №2. Период мнимого благополучия при крайне тяжелой форме острой лучевой болезни длится?
А. 3-4 дня.
В. Вовсе отсутствует.
С. 5-6 дней.
D. 9 дней.
E. 7-8 дней.
Задание №3. У пострадавшего - огнестрельный перелом ветви нижней челюсти, рана загрязнена радиоактивными веществами. Это ранение называется?
А. Изолированное.
В. Комбинированное.
С. Сочетанное.
D. Множественное.
Е. Лучевое.
Задание №4. Не подвергнутая ПХО огнестрельная рана мягких тканей заживает натяжением?
А. Первичным, медленнее неогнестрельной.
37
В. Первичным, быстрее неогнестрельной.
С. Вторичным, быстрее неогнестрельной.
D. Вторичным, медленнее неогнестрельной.
Е. Первичным, в одни сроки с неогнестрельной.
Задание №5. Сочетанное повреждение лица – это?
А. Одновременное повреждение кожи, мышц и костей лица.
B. Возникшее в результате воздействия различных повреждающих факторов.
C. Повреждения, имеющие входное и выходное отверстия, раневой канал.
D. Ранение двух анатомических областей и более.
E. Одновременное ранение верхней и нижней челюстей.
Эталоны ответов:
Задание №1 – А
Задание №2 – В
Задание №3 – В
Задание №4 – D
Задание №5 – D
Источники информации.
1. Долгих В.Т. Клиническая патологическая физиология для стоматологов в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Медкнига. 2001. - 115 с.
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. – 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-МЕД. 2003. – Т1. С.586-624.
3. Лучевая диагностика: Учебник Т.1. / под ред. Г.Е. Труфанова. - М.: ГЭОТАР-Медиа. –
2007. - 416с.
4. Анатомия человека. В двух томах. Т.1 / под ред. М.Р. Сапина. – М.: Медицина. – 2001.
– 640с.
5. Общая патологическая анатомия (общий курс). Учебное пособие к практическим занятиям по патологической анатомии. Стоматологический факультет. / под ред. О.В.
Зайратьянца. – М.: МГМСУ. - 2007. - 264с.
Содержание обучения в соответствии с целями.
Теоретические вопросы темы.
1. Классификация огнестрельных повреждений челюстно-лицевой области.
2. Клиническая картина огнестрельных повреждений челюстно-лицевой области.
3. Принципы лечения пострадавших с огнестрельными ранениями челюстно-лицевой области.
4. Термические ожоги: классификация, клиническая картина, диагностика.
5. Химические ожоги: классификация, клиническая картина, диагностика.
6. Радиационные ожоги: классификация, клиническая картина, диагностика.
7. Принципы лечения пострадавших с комбинированными повреждениями челюстно- лицевой области.
38
Источники информации.
Основная литература.
1. Тимофеев А.А. Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. – 4-е изд. – Киев.: ООО Червона-Рута-Турс. 2002 – С.484-500.
2. Хирургическая стоматология / под ред. Т.Г. Робустовой, М.: Медицина. 2003 – С.324-
341.
3. Хирургическая стоматология / под ред. В.В. Афанасьева, М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011 –
С.564-647.
Дополнительная литература.
1. Оперативная челюстно-лицевая хирургия и стоматология / Под ред. В.А. Козлова, М.:
ГЭОТАР-Медиа. 2014 – 539с.
2. Лукъяненко А.В. Ранения лица. М.: Медицинская книга. 2003. – 160с.
3. Швырков М.Б., Буренков Г.И., Деменков В.Р. Огнестрельные ранения лица, ЛОР- органов и шеи: Руководство для врачей. М.: Медицина. 2001. – 400с.
39
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ
Огнестрельные
повреждения
челюстно-лицевой
области:
классификация,
морфологические и клинические особенности, течение и принципы лечения, осложнения.
Оказание врачебной помощи пострадавшим в случае экстремальных ситуаций.
Термические, химические, радиационные и комбинированные повреждения тканей
челюстно-лицевой области: классификация, особенности течения, лечение, профилактика
осложнений.
Характеристика повреждений
По механизму повреждения
Механические:
- огнестрельные: пулевые, осколочные
Физические:
- термические,
- радиационные
Химические
Комбинированные
По виду повреждения
Огнестрельные ранения:
- Мягких тканей
- С повреждением костей: в/челюсти; н/челюсти; обеих челюстей; скуловой кости; нескольких костей
Ожоги:
- Химические: кислотами; щелочами, солями тяжелых металлов, фосфором
- Термические: пламенем; жидкостью; предметами; паром; газообразными веществами
- Радиационные
Обморожения
Комбинированные
По виду ранения
Соотношение с другими органами
-Проникающее, непроникающее;
- С дефектом, без дефекта;
- С повреждением костей, без повреждения.
Вид ранящего снаряда:
- Пулевые;
- Оскольчатые;
- Прочие.
Характер повреждения:
- Сквозное;
- Слепое;
- Касательное.
Количество ранений:
- Одиночное
- Множественное
40
Набор заданий для проверки достижений конкретных целей обучения.
Задание №1. I степень ожога включает?
А. Повреждение эпидермиса.
В. Поражение эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки.
С. Повреждение эпидермиса и дермы с волосяными фолликулами.
D. Повреждение эпидермиса, сосочкового и сетчатого слоёв дермы.
E. Повреждение эпидермиса и сосочкового слоёв дермы.
Задание №2. Раненый получил огнестрельный перелом нижней челюсти и облучение в дозе 2,5 Гр. Такое ранение называется?
A. Лучевое.
B. Сочетанное.
С. Изолированное.
D. Комбинированное.
Е. Множественное.
Задание №3. Огнестрельные переломы костей лица?
А. Всегда закрытые.
В. Открытые и закрытые.
С. Всегда открытые.
D. Чаще открытые.
E. Чаще закрытые.
Задание №4. У бойца, раненного осколком снаряда, диагностирован огнестрельный перелом нижней челюсти с дефектом кости в области подбородка более 3 см. Какой метод фиксации фрагментов нижней челюсти показан в данном случае?
A. Аппаратный остеосинтез (Рудько, Бернадский).
B. Назубные шины Тигирштедта.
C. Шина Гунинга-Порта.
D. Прямой остеосинтез.
E. Межчелюстное лигатурное связывание по Айви.
Задание №5. Больной 36 лет доставлен в травмпункт с ожогами лица и шеи. Объективно: глазные щели закрыты вследствие отёка век. На коже подбородка, щёк, носа, лба, верхних отделов передней поверхности шеи, на фоне гиперемированной кожи, отмечаются большие напряжённые пузыри. Определите степень ожога:
A. Ожог I степени.
B. Ожог Ш-а степени.
C. Ожог IV степени.
D. Ожог Ш-б степени.
E. Ожог II степени.
1 2 3 4 5
Задание №6. У больного, доставленного в специализированный госпиталь, имеется огнестрельный перелом нижней челюсти (без смещения обломков и дефекта) на уровне ее правого угла с ложным дефектом мягких тканей. На коротком фрагменте зубы отсутствуют, на длинном – зубы интактные, устойчивые. Какой метод фиксации обломков следует использовать?
A. Межчелюстное лигатурное связывание зубов.
B. Двучелюстное шинирование шинами с зацепными петлями.
C. Остеосинтез нижней челюсти.
D. Лигатурное связывание зубов.
E. Подбородочная жесткая праща.
A. Межчелюстное лигатурное связывание зубов.
B. Двучелюстное шинирование шинами с зацепными петлями.
C. Остеосинтез нижней челюсти.
D. Лигатурное связывание зубов.
E. Подбородочная жесткая праща.
41
Эталоны ответов:
Задание №1 – А
Задание №2 – D
Задание №3 – С
Задание №4 – А
Задание №5 – Е
Задание №6 – В
Краткие методические указания для работы студентов на практическом занятии.
В начале практического занятия проводится контроль и коррекция исходного уровня знаний студентов по тестовым заданиям. Затем занятие продолжается в отделении стационара, где под контролем преподавателя студенты проводят курацию тематических больных. При курации больных обращают внимание на правильность сбора жалоб, анамнеза, оценку общего и местного статуса больных с опухолями челюстно-лицевой области определяют дополнительные методы обследования таких больных. Затем студенты с преподавателем оценивают имеющиеся данные клинико-лабораторных, рентгенологических обследований, которые имеют важное значение в постановке диагноза. Студенты составляют план хирургического и медикаментозного лечения таких больных, берут участие в выполнении лечебных и диагностических манипуляций.
В операционной и перевязочной обращают внимание на варианты хирургического лечения пациентов с огнестрельными, термическими, радиационными повреждениями, а также осложнения, которые могут возникнуть во время операции и после нее. Студенты решают клинические ситуационные задачи по теме занятия. В конце занятия подводится итоговый контроль и коррекция результатов усвоения темы при помощи тестовых заданий. Подводится итог, анализируются действия студентов во время курации больных и выполнения диагностических манипуляций. Дается задание к следующему занятию.
42
6. Осложнения при травматических повреждениях челюстно-лицевой области (ранние и
поздние). Травматический остеомиелит челюстей: этиология, патогенез, клиника,
диагностика, лечение, профилактика.
Актуальность темы. Несмотря на значительный прогресс, лечение больных с переломами костей лицевого скелета и профилактика осложнений является труднейшей и далеко не решенной проблемой. Серьезность проблемы обусловлена значительной долей больных пожилого и старческого возраста, больных с хроническими сопутствующими заболеваниями, пациентов с низким социальным статусом. Поэтому столь высоким остается процент пострадавших с осложнениями и неудовлетворительными результатами лечения, что заставляет искать новые пути повышения эффективности лечения больных с травмами челюстно-лицевой области. При наличии травматического остеомиелита вдвое увеличивается продолжительность лечения, а также нарушается репаративный остеогенез, приводящий к замедленному сращению отломков, а в ряде случаев - к формированию ложного сустава. В этой связи большое значение имеет разработка критериев прогноза осложненного течения переломов костей лицевого скелета, ибо патогенетически обоснованное и раннее проведение адекватного комплексного лечения в группах высокого риска бесспорно будет способствовать профилактике гнойно-воспалительных осложнений и оптимизации лечения таких больных.
Цели обучения.
Общая цель: Уметь выделить основные клинические признаки осложнений травматических повреждений челюстно-лицевой области, определить тактику обследования и лечения.
Конкретные цели
Исходный уровень знаний-умений
Уметь:
1. Выделить основные этиологические и патогенетические факторы возникновения ранних осложнений травматических повреждений челюстно-лицевой области.
1. Интерпретировать механизм возникновения ранних осложнений травматических повреждений мягких и костных тканей (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
2. Выделить основные этиологические и патогенетические факторы возникновения поздних осложнений травматических повреждений челюстно-лицевой области
2. Интерпретировать механизм возникновения поздних осложнений травматических повреждений мягких и костных тканей (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
3. Выделить основные клинические симптомы ранних и поздних осложнений травматических повреждений челюстно- лицевой области
3. Оценивать жалобы, общий и местный статус больного с травматическими повреждениями мягких и костных тканей
(кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
4. Обосновать основные принципы лечебных мероприятий при осложнениях травматических повреждений челюстно- лицевой области
4. Определять объем и последовательность методов обследования и лечения травматических повреждений мягких и костных тканей (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).